Логосказка в системе коррекции речевых нарушений
статья по развитию речи на тему
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.
Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.
Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoskazka.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Логосказки в системе
коррекции речевых нарушений.
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.
Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.
Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач. Кроме того, в логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:
Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.)
Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);
Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Для постановки сказок подходят различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы-БИБАБО, куклы на палочках, театр «Притворщик»)
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок:
- Артикуляционные ( развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
- Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
- сказки, способствующие формированию связной речи;
- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры. Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.
Логосказка «Заколдованная птица». По мотивам тайской сказки «Болтливая птичка».
Задача: выделение первого и последнего согласного звуков в словах.
Жила одна маленькая птичка с громким голосом. Она постоянно выкрикивала какие-нибудь слова. Однажды птичка нашла дерево, покрытое спелыми плодами. Их было так много, они были такими вкусными, но желание постоянно кричать не давало ей полакомиться. Слова так и вылетали. Птичка была заколдована. Добрая волшебница сможет расколдовать ее лишь после того, как будет определен первый и последний звук в услышанных нами словах.
Логосказка «Хитрый звук». По мотивам латышской сказки «Хитрый путник».
Задачи: выделение первого звука в слове; автоматизация звука Л в начале слова.
Ехал звук Л зимой через лес и заблудился. Добрался до какого-то дома, попросился на ночлег. Хозяин пустил, но с условием, всю ночь придумывать ему слова со звуком Л в начале слова.
Ладно, - сказал звук Л, - только уговор, если меня перебьете – иду спать.
Звук Л начал:
Лодка, ложка, лампа, лодка, лодка, ложка …
Ну а другого ничего не будет? – спросил хозяин.
Напомнил звук Л про уговор, улегся на лежанке и сладко заснул. И приснился ему сон, что до самого утра развлекает хозяина.
А сколько слов со звуком Л в начале слова может придумать каждый из вас.
Логосказка «Разные братья». По мотивам сказки аборигенов Австралии «Два брата».
Задачи: дифференциация звуков по мягкости – твердости; дифференциация звуков С - С на слух, в произношении; автоматизация звуков С, С в слогах, в словах.
Жили в одной деревне два брата звук С и С. Звук С был трудолюбив, а звук С - ленив.
Однажды первый брат позвал второго собирать нектар, а тот отказался. Брат С приготовил много меда, но не вернулся к своему ленивому родственнику, потому что устал на него работать. Прошло время, и трудолюбивый брат превратился в пчелу, а ленивый в муху.
Сказка про девочку, которая как – то раз пошла в лес за грибами (экологическая сказка)
Жила – была девочка. Как – то раз пошла она в лес, за грибами.(Упражнение «Грибок»)
Набрала она полную корзину грибов и собралась возвращаться домой. Вдруг пошёл дождь. (Упражнение «Накажи непослушный язычок)Девочка спряталась под дерево. А на дереве сидел дятел. (Упражнение «Дятел») Дождь прошёл. Она понаблюдала за дятлом и пошла по тропинке дальше. Увидела речку.(Упражнение «Трубочка») На берегу речки сидела большая лягушка(Упражнение «Лягушка). Девочка никогда не видела настоящих лягушек. Она хотела посмотреть на неё поближе, но лягушка прыгнула в воду. Девочка посмотрела в воду, но лягушки там не увидела. В воде она увидела рыбок, которые помахали ей своими хвостиками.(Упражнение «Часики») Девочка помахала рукой рыбкам и пошла домой.
Теремок
Стоит в поле теремок (руки над головой – это «крыша»)
Он не низок, не высок, не высок (приседают –« низок», встают – «высок»)
На двери висит замок, да замок ( сцепляют пальцы рук в «замок»
Кто бы тот замок открыть помог?
Слева зайка, справа мишка. (кивают головой вправо-влево)
Отодвиньте-ка задвижку! (тянут руки в стороны, но пальцы в «замке»)
Слева ежик, справа волк (кивают головой влево-вправо)
Нажимайте на замок! (сильнее сжимают пальцы)
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок, теремок! («открывают замок», разводят руки в стороны)
Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
Логосказка как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений.
Одним из важных направлений работы в логопедической группе является коррекция речевых нарушений у дошкольников. Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их ...
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...
«Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления...
Консультация для педагогов: «Логосказки, как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребѐнку узнать мири одарить его воображение».Д. Родари.Хорошая речь – важ...
Логосказки в системе коррекции речевых нарушений
Данная консультация будет полезна логопедам, воспитателям и родителям дошкольников....