Загадка, как средство развития речи детей с ОВЗ. Консультация для педагогов.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Поиск новых форм и методов коррекционного обучения, необходимость повышения внимания к развитию личности ребёнка – актуальные задачи для специалистов образовательного учреждения. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать такие образцы народной мудрости, как фольклор.
Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадка, как средство развития речи детей с ОВЗ.
Консультация для педагогов.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня освоения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Поиск новых форм и методов коррекционного обучения, необходимость повышения внимания к развитию личности ребёнка – актуальные задачи для специалистов образовательного учреждения. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать такие образцы народной мудрости, как фольклор.
Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи; заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее; развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
К сожалению, дети с ограниченными возможностями здоровья не проявляют должного интереса к загадке: не понимают переносного значения слов, метафор и аллегорий, не умеют сравнивать одинаковые по названию, но разные по смыслу предметы.
Учитывая, что мышление дошкольника наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми с ОВЗ занимает наглядный материал.
Таким образом, для повышения эффективности работы над загадкой было разработано пособие «Игры бабушки Загадушки».
Цель: Создание условий для развития речевой активности детей их познавательных и коммуникативных качеств посредством овладения умением отгадывать загадки.
Задачи:
- Развивать умение конструировать и отгадывать загадку.
- Повышать мотивацию к познавательной деятельности через отгадывание загадок.
- Стимулировать речевое развитие ребёнка.
- Развивать внимание, тренировать зрительную память.
- Расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.
Пособие представляет собой набор карточек с изображением предметного, глагольного словарей, а так же словаря прилагательных. Наборы составлены по следующим темам: овощи, фрукты, дикие и домашние животные, посуда, мебель, транспорт, деревья, одежда.
Этапы работы над загадкой:
I этап – накапливание словаря.
Цель: - расширять и уточнять представления детей об окружающем мире.
В итоге получается – сколько выставлено карточек, столько с детьми прорабатывается слов, тем самым происходит расширение и обогащение словаря детей.
II этап – раскладывание загадки.
Цель: - помочь детям овладеть умением находить образные сравнения.
III этап – собирание загадки.
Цель: - побуждать детей выделять существенные признаки предметов и
явлений.
Детям загадывается загадка, они выбирают из предложенных карточек те, которые помогли им найти правильный ответ.
IV этап – составление загадки.
Цель: - формировать умение самостоятельно придумывать загадку.
Благодаря тому, что одна карточка-символ используется в различных лексических темах, усвоение нового слова и введение его в активную речь происходит гораздо быстрее.
Перед тем, как начать работать над загадкой, используя карточки-символы, с детьми, в начале старшей группы, были проведены диагностические задания, которые позволили определить уровень развития воспитанников в данной области, повторила диагностические задания в конце старшей группы и вначале подготовительной. Использовалась диагностика Е.В. Шульгиной, Н.Н. Третьяк. Детям предлагалось два задания: первое – «Отгадай загадку», второе – «Загадай загадку». Результаты диагностики перед вами.
Вывод: у детей прослеживается положительная динамика в умении отгадывать и загадывать загадки.
Использование пособия «Игры бабушки Загадушки» даёт детям следующие возможности:
- Возрастает интерес отгадывать и самим придумывать загадки.
- В большем объёме усваивать словарь по лексической теме.
- Позволяет решать задачи по развитию у детей внимания, воображения, восприятия, мышления.
- Активизировать детей в интеллектуальной деятельности.
Тем самым следует вывод:
- У детей создаётся база для активного развития мыслительных процессов (сравнение, анализ увиденного, выделение главного, существенного.
- Стимулируется речевое развитие ребёнка (обогащение, уточнение, активизация словарного запаса).
- У детей повысился интерес как к отгадыванию, так и к придумыванию загадок.
- Пособие «Игры бабушки Загадушки» позволяет развивать внимание и тренировать зрительную память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки как средство развития речи детей.
О необходимости развивать речь ребенка, прививать ему интерес и любовь к родному языку говорят лучшие педагоги и методисты прошлого и современности. Загадки могут быть эффективным средством ра...
Консультация для воспитателей на тему: "Загадки, как средство развития речи детей".
Общеизвестно, что чем выше общее развитие ребёнка, тем лучше развита его устная речь, соответственно, тем быстрее он овладевает при школьном обучении навыком чтения. К моменту поступления в школу у бо...
Загадки как средство развитие речи детей
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми....
Консультация для воспитателей «Загадки, как средство развитие речи детей дошкольного возраста».
Консультация для пвоспитателей...
Консультация для воспитателей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Презентация по консультации для воспитателей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста". Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЗАГАДКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «ЗАГАДКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...