"ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ - И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ СДЕЛАТЬ - И Я ПОЙМУ" Китайская пословица
ВОСПИТЫВАЕТ, НО НЕ РОДИТЕЛЬ ОБУЧАЕТ, НО НЕ УЧИТЕЛЬ УЧИТСЯ, НО НЕ УЧЕНИК ИГРАЕТ, НО НЕ РЕБЁНОК ВОСПИТАТЕЛЬ
"ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
- одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. ЗАГАДКА
ВИДЫ ЗАГАДОК НАРОДНЫЕ АВТОРСКИЕ
ТИПЫ ЗАГАДОК Описательные КАФТАН НА МНЕ ЗЕЛЁНЫЙ А СЕРДЦЕ, КАК КУМАЧ, НА ВКУС КАК САХАР СЛАДОК, А САМ ПОХОЖ НА МЯЧ.
ЗАГАДКИ - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ ЗА СТЕКЛЯННОЙ ДВЕРЦЕЙ БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ, БЬЁТСЯ ЧЬЁ – ТО СЕРДЦЕ ТИХО ТАК, ТИХО ТАК ЗАГАДКИ - РИФМЫ В ПОДПОЛЬЕ В КАМОРКЕ ЖИВЁТ ОНА В НОРКЕ СЕРАЯ МАЛЫШКА КТО ЖЕ ЭТО? ЗАГАДКИ - ПЕРЕВЁРТЫШИ ШЕРСТЬ СМОТАЛИ МЫ В МОТОК, ВЫЙДЕТ ШЁЛКОВЫЙ ПЛАТОК. ОТВЕЧАЙТЕ, ПРАВДА ЛИ?
обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. ЗАГАДКИ
- невнимательно слушают текст загадки; - не запоминают полностью содержание загадки; - полностью или частично не понимают текст загадки; - при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке; - не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. ПРОБЛЕМЫ:
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК ПО ОПОРНЫМ ТАБЛИЦАМ
Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?» 1 ЭТАП
2 ЭТАП Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам Первый способ 1. Составление опорной таблицы вида: «На что похоже?» «Чем отличается?»
2. Выбор объекта РАСЧЁСКА «На что похоже?» «Чем отличается?» 3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа?» РАСЧЁСКА «На что похоже?» «Чем отличается?» Забор Пила Трава
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?» РАСЧЁСКА «На что похоже?» «Чем отличается?» Забор Пила Трава Нельзя лазить Не пилит Не растёт 5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске
Загадка: Что это? Как забор, но нельзя лазить Как пила, но не пилит Как трава, но не растёт .
1. Составление опорной таблицы вида: Второй способ «Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же?» 2. Выбор объекта СОЛНЦЕ «Какое?» «Что такое же?»
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?» «Какое» «Что такое же? » Яркое Круглое Жаркое 4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же?» «Какое» «Что такое же? » Яркое Круглое Жаркое Лампа Колесо Огонь СОЛНЦЕ СОЛНЦЕ
5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ. Составление загадки о солнце Загадка: Что это? Яркое, а не лампа? Круглое, а не колесо? Жаркое, а не огонь?
Третий способ 1. Составление опорной таблицы вида: «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» 2. Выбор объекта КОМАР «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?»
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?» «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» Летает Пищит Кусается КОМАР
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто (что) делает такое же действие?» КОМАР «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» Летает Пищит Кусается Самолёт Мышка Собака 5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ. Составление загадки о комаре
Загадка: Кто это? Летает, а не самолёт? Пищит, а не мышь? Кусается, а не собака?
«На что похоже?» «Чем отличается?» «Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же?» «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» ТРЕНИНГ КАК, НО А, НЕ А, НЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК Составление загадок коллективно для одного отгадчика. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах. Составление загадок дома по опорным таблицам.
настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста; отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей ; употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. ЗАГАДКА -
"СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ - И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ СДЕЛАТЬ - И Я ПОЙМУ" Китайская пословица
«Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате». Е. Ермолова
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....
Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...