Конспект НОД по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» на тему: встреча со сказкой «Лиса и журавль»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Работягова Юлия Сергеевна

Программное содержание:

- Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста; углублять интерес детей к литературе.

- Развивать способность к целостному восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, воображение; поддерживать желание отражать свои впечатления, развивать творческие способности через театрализованную деятельность;

- Воспитывать интерес  к художествен­ному слову.

 

Задачи образовательных областей

Познание

Обогащать сенсорный опыт детей, используя сенсорные  эталоны для оценки свойств предметов (кувшин – узкий, тарелка – мелкая, нос – короткий, клюв – длинный); при побуждении взрослого самостоятельно использовать элементарные способы обследования; сравнивать предметы, выделяя их признаки.

Социализация

Обогащать представления детей с помощью детской литературы, развивать умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать её, по побуждению воспитателя высказывать предположения о том, что произойдет дальше, передавать диалоги героев; участвовать в театрализации, мимикой и жестами, движениями передавать состояние персонажей.

Коммуникация

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении; развивать связную монологическую и диалогическую речь при пересказе сказки, отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи; воспитывать желание использовать интонационную выразительность; развивать словарь посредством знакомства детей со сказкой.

Словарная работа

Званый пир, потчевать, не обессудь, окрошка, и так и эдак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Знакомство с новыми словами: званый пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и откликнется.

Материал

Следы с загадками, иллюстрации лисы и журавля, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин, маски лисы и журавля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №41

Конспект НОД

 

по реализации образовательной области

«Чтение художественной литературы»

на тему

Встреча со сказкой «Лиса и журавль»

в средней группе «А»

Подготовила

Работягова Ю.С.

Белгород

2013

Программное содержание:

- Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста; углублять интерес детей к литературе.

- Развивать способность к целостному восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, воображение; поддерживать желание отражать свои впечатления, развивать творческие способности через театрализованную деятельность;

- Воспитывать интерес  к художественному слову.

Задачи образовательных областей

Познание

Обогащать сенсорный опыт детей, используя сенсорные  эталоны для оценки свойств предметов (кувшин – узкий, тарелка – мелкая, нос – короткий, клюв – длинный); при побуждении взрослого самостоятельно использовать элементарные способы обследования; сравнивать предметы, выделяя их признаки.

Социализация

Обогащать представления детей с помощью детской литературы, развивать умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать её, по побуждению воспитателя высказывать предположения о том, что произойдет дальше, передавать диалоги героев; участвовать в театрализации, мимикой и жестами, движениями передавать состояние персонажей.

Коммуникация

Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении; развивать связную монологическую и диалогическую речь при пересказе сказки, отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи; воспитывать желание использовать интонационную выразительность; развивать словарь посредством знакомства детей со сказкой.

Словарная работа

Званый пир, потчевать, не обессудь, окрошка, и так и эдак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши.

Предварительная работа 

Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Знакомство с новыми словами: званый пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и откликнется.

Материал

Следы с загадками, иллюстрации лисы и журавля, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин, маски лисы и журавля.

Содержание:

 Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите? На чём же мы отправимся?

Дети: На автобусе, на автомобиле, …..

Воспитатель: Но мы же отправляемся в сказку, этот транспорт нам не подойдет  - нужен сказочный транспорт.

Дети предлагают сказочные виды транспорта

Воспитатель: Ой, ребята, а кто это шуршит, появляется сказочная улитка, которая  говорит, что она принесла в подарок ковёр-самолёт.

Воспитатель: мы отправимся в сказку на ковре-самолете.

(Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза. Звучит музыка или колокольчик)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами в сказке. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно. Посмотрите, что это здесь?

Дети: следы

Воспитатель: а чьи они

Дети: животных, птиц

Воспитатель: Правильно посмотрите, они ведут нас в разные стороны, каждый, к своему домику. А чтобы узнать, кто живёт в этих домиках, нужно отгадать загадки.

1 Загадка: Живет в лису, у нее острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса) Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса) Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)

2 Загадка: Покрыт весь перьями, есть у него две длинные ноги и длинный клюв и крылья. (Журавль) Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек.

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?

Дети: Нет, лиса хищное животное.

Воспитатель: Скажите, а где они могли бы подружиться?

Дети: в сказке.

Сейчас я  вам расскажу русскую народную сказку о животных, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль».

«Лиса и журавль».

Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.

- Приходи, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса и говорит:

- Не обессудь, любезный друг! Больше потчевать не чем.

- Спасибо, лисонька, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, лисонька! Право потчевать больше нечем.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.

- Ну, не обессудь, лиса! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла как солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Воспитатель: Вам понравилась сказка(да), а в сказке были необычные слова

Дети: да

Воспитатель: а как вы думаете, что обозначают эти слова: (беседа и обсуждение непонятных для детей слов).

«званый пир» - обед в гостях

«стряпала» - варила

«не обессудь»  - не вини, не суди

«потчевать» - угощать

«досада» - обида

«не солоно хлебала» (ни с чем)

«Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой).

(помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).  

Воспитатель:  Скажите почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?

Дети: Она хотела с ним подружиться.

Воспитатель:  Каким голосом она позвала его?

Дети: Хитрым, сладким.

Воспитатель: - Приходи, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!  Попробуйте позвать журавля таким же голосом (воспитатель опрашивает несколько детей).

Воспитатель: Чем она его потчевала (угощала)?

Дети: Манной кашей.

Воспитатель: А это полезная еде, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать  блюдце на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом - дети делают вывод, что нет)

Воспитатель: Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным. Каким тоном отблагодарил лису журавль?

Дети: С обидой в голосе.

Воспитатель: - Ну, спасибо, кума, и на этом! (опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией)

Воспитатель: А с какой интонацией в голосе, журавль пригласил лису?

Дети: тоже с хитрой

Воспитатель: -  Теперь ты приходи ко мне в гости. (опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией)

Воспитатель: Чем угостил лису журавль

Дети: окрошкой

Воспитатель: А это полезная еде, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение?

Дети: нет, горлышко у кувшина узкое только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью предмета похожего на клюв)

Воспитатель: Правильно ребята мордочка лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса, не солоно хлебавши (ни с чем).  Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем лису и журавля

Как Лиса

У лисицы острый нос  дети показывают двумя руками нос, соединив пальцы ладоней

У нее пушистый хвост волнообразные движения руками

Шубка рыжая лисы

Удивительной красы поглаживание воображаемой лисы

Как Журавль

Длинноногий, длинношеей важно ходит тут и там,

 по болотам по полям

 подняв голову, руки назад, колени поднимаем высоко

Воспитатель: А сейчас послушайте ещё раз сказку, посмотрите на иллюстрации они помогут вам рассказать сказку.

Воспитатель: Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика). А сейчас мы нашу сказку оживим. Я буду автором. проигрывание сказки

Молодцы ребята вы были как настоящие актёры, но наша сказка закончилась, и путешествие подошло к концу нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте пройдем на ковер.

Воспитатель: (на ковре) Ребята, скажите, а где мы сегодня с вами побывали? мы побывали на сказке

Воспитатель: У кого в гостях мы были? Мы были в гостях у Лисы и журавля.

Воспитатель: А что они делали? ходили в гости и угощали друг друга.

Воспитатель: Почему же они не подружились. Ответы детей

Воспитатель: А как бы вы поступили? Ответы детей

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все были сегодня активными, и поэтому для вас сказочное угощение.  Вот мы с вами и прилетели в детский сад. Дети: Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы». (работа с книгой для слабовидящих детей). Средняя группа. Тема: Братья Гримм "Бременские музыканты"

Цель:Приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры   посредством чтения произведения Б. Гримм «Бременские музыканты».Коррекционные задачи: Учить ребенка активно исп...

НОД по реализации образовательных областей чтение художественной литературы и коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе.Тема: "Москва литературная-сказки К.И. Чуковского" ».

Цели:Формировать представления детей о Москве, как о культурном центре России;   Знакомство с детским писателем К.И. Чуковским и его произведениями....

Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы» с детьми 4-5 лет по теме «Чтение и заучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Конспект НОД  по образовательной  области «Чтение художественной литературы»  с детьми 4-5 лет по теме «Чтение и заучивание  стихотворения   С.Есенина «Береза» ...

Конспект занятия по чтение художественной литературы на тему «Встреча со сказкой «Лиса и журавль»

Программное содержание:- Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из тек...