Конспект НОД по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» на тему: «Встреча со сказкой «Лиса и журавль» в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 65 «Ивушка» г. Альметьевска»
Конспект НОД по реализации образовательной области
«Чтение художественной литературы»
на тему: «Встреча со сказкой «Лиса и журавль» в средней группе
Подготовила и провела воспитатель МБДОУ«ЦРР – детского сада № 65 «Ивушка» Хурамшина Луиза Рафисовна
РТ, г.Альметьевск, 2015 г.
Конспект НОД по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» на тему: «Встреча со сказкой «Лиса и журавль» в средней группе
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста; углублять интерес детей к литературе.
- Развивать способность к целостному восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, воображение; поддерживать желание отражать свои впечатления, развивать творческие способности через театрализованную деятельность;
- Воспитывать интерес к художественному слову.
Задачи образовательных областей:
Познание
Обогащать сенсорный опыт детей. Используя сенсорные эталоны, для оценки свойств предметов (кувшин – узкий, тарелка – мелкая, нос – короткий, клюв – длинный); при побуждении взрослого самостоятельно использовать элементарные способы обследования; сравнивать предметы, выделяя их признаки.
Социализация
Обогащать представления детей с помощью детской литературы, развивать умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать её, по побуждению воспитателя высказывать предположения о том, что произойдет дальше, передавать диалоги героев; участвовать в театрализации, мимикой и жестами, движениями передавать состояние персонажей.
Коммуникация
Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении; развивать связную монологическую и диалогическую речь при пересказе сказки, отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи; воспитывать желание использовать интонационную выразительность; развивать словарь посредством знакомства детей со сказкой.
Словарная работа:
Званый пир, потчевать, не обессудь, окрошка, и так и эдак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши.
Предварительная работа воспитателя с детьми:
Беседа об жизни лисы и журавля в природе. Знакомство с новыми словами: званый пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала; разбор пословицы « как аукнется, так и откликнется».
Самостоятельная деятельность детей : Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля.
Работа с родителями : Анкета для родителей «Организация домашнего чтения в семья;
Режимные моменты : беседы с детьми о жизни , поведение диких животных, птиц в природе; чтение сказок про животных ; разучивание песенок, потешек, закличек про животных.
Материал:
Следы с загадками, иллюстрации лисы и журавля, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин, маски лисы и журавля.
Содержание:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите? На чём же мы отправимся?
Дети: На автобусе, на автомобиле, …..
Воспитатель: Но мы же отправляемся в сказку, этот транспорт нам не подойдет - нужен сказочный транспорт.
Дети предлагают сказочные виды транспорта
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это шуршит, появляется сказочная улитка, которая говорит, что она принесла в подарок ковёр-самолёт.
Воспитатель: мы отправимся в сказку на ковре-самолете. Для того чтобы волшебство свершилось, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
«Ковер – самолет, Возьми нас в полет Перед нами в сказку дверь Открывай ее скорей! »
(Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза. Звучит музыка или колокольчик)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами в сказке. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно. Посмотрите, что это здесь?
Дети: следы
Воспитатель: а чьи они
Дети: животных, птиц
Воспитатель: Правильно посмотрите, они ведут нас в разные стороны, каждый, к своему домику. А чтобы узнать, кто живёт в этих домиках, нужно отгадать загадки.
1 Загадка: Живет в лису, у нее острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса) Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса) Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)
2 Загадка: Покрыт весь перьями, есть у него две длинные ноги и длинный клюв и крылья. (Журавль) Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек.
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
Дети: Нет, лиса хищное животное.
Воспитатель: Скажите, а где они могли бы подружиться?
Дети: в сказке.
Сейчас я вам расскажу русскую народную сказку о животных, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль».
«Лиса и журавль».
Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.
- Приходи, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик! Сама стряпала.
Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!
А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена, лиса и говорит:
- Не обессудь, любезный друг! Больше потчевать не чем.
- Спасибо, лисонька, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, лисонька! Право потчевать больше нечем.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.
- Ну, не обессудь, лиса! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла, как солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.
Воспитатель: Вам понравилась сказка(да), а в сказке были необычные слова
Дети: да
Воспитатель: а как вы думаете, что обозначают эти слова: (беседа и обсуждение непонятных для детей слов).
«званый пир» - обед в гостях
«стряпала» - варила
«не обессудь» - не вини, не суди
«потчевать» - угощать
«досада» - обида
«не солоно хлебала» (ни с чем)
«Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой).
(помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).
Воспитатель: Скажите, почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?
Дети: Она хотела с ним подружиться.
Воспитатель: Каким голосом она позвала его?
Дети: Хитрым, сладким.
Воспитатель: - Приходи, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу! Попробуйте позвать журавля таким же голосом (воспитатель опрашивает несколько детей).
Воспитатель: Чем она его потчевала (угощала)?
Дети: Манной кашей.
Воспитатель: А это полезная еда, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать блюдце на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом - дети делают вывод, что нет)
Воспитатель: Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным. Каким тоном отблагодарил лису журавль?
Дети: С обидой в голосе.
Воспитатель: - Ну, спасибо, кума, и на этом! (опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией)
Воспитатель: А с какой интонацией в голосе, журавль пригласил лису?
Дети: тоже с хитрой
Воспитатель: - Теперь ты приходи ко мне в гости. (Опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией)
Воспитатель: Чем угостил лису журавль
Дети: окрошкой
Воспитатель: А это полезная еда, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение?
Дети: нет, горлышко у кувшина узкое только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью предмета похожего на клюв)
Воспитатель: Правильно ребята мордочка лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса, не солоно хлебавши (ни с чем). Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем лису и журавля
Как Лиса
У лисицы острый нос дети показывают двумя руками нос, соединив пальцы ладоней
У нее пушистый хвост волнообразные движения руками
Шубка рыжая лисы
Удивительной красы поглаживание воображаемой лисы
Как Журавль
Длинноногий, длинношеей важно ходит тут и там,
по болотам по полям
подняв голову, руки назад, колени поднимаем высоко
Воспитатель: А сейчас послушайте ещё раз сказку, посмотрите на иллюстрации, они помогут вам рассказать сказку.
Воспитатель: Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика). А сейчас мы нашу сказку оживим. Я буду автором. проигрывание сказки
Молодцы ребята вы были как настоящие актёры, но наша сказка закончилась, и путешествие подошло к концу нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте пройдем на ковер.
Воспитатель: (на ковре) Ребята, скажите, а где мы сегодня с вами побывали? мы побывали на сказке
Воспитатель: У кого в гостях мы были? Мы были в гостях у Лисы и журавля.
Воспитатель: А что они делали? ходили в гости и угощали друг друга.
Воспитатель: Почему же они не подружились. Ответы детей
Воспитатель: А как бы вы поступили? Ответы детей
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все были сегодня активными, и поэтому для вас сказочное угощение. Ну что, пора нам возвращаться в детский сад. Занимайте места на ковре самолете, закрывайте глазки. Произносим волшебные слова:
«Ковер – самолет, Возьми нас в полет Со сказками прощаемся, В детский сад возвращаемся»
Открывайте глазки. Вот мы и в детском саду. Понравилось вам путешествие? Всем спасибо, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Чтение художественной литературы" на тему "Эти любимые сказки".
Итоговое занятие,с элементами драматизации....
Конспект НОД по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» на тему: встреча со сказкой «Лиса и журавль»
Программное содержание: - Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из ...
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы». (работа с книгой для слабовидящих детей). Средняя группа. Тема: Братья Гримм "Бременские музыканты"
Цель:Приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры посредством чтения произведения Б. Гримм «Бременские музыканты».Коррекционные задачи: Учить ребенка активно исп...
НОД по реализации образовательных областей чтение художественной литературы и коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе.Тема: "Москва литературная-сказки К.И. Чуковского" ».
Цели:Формировать представления детей о Москве, как о культурном центре России; Знакомство с детским писателем К.И. Чуковским и его произведениями....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» по теме: «Мир сказок и приключений» в старшей группе
Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок...
Конспект занятия по чтение художественной литературы на тему «Встреча со сказкой «Лиса и журавль»
Программное содержание:- Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из тек...