Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
статья по развитию речи на тему
Период жизни ребёнка от 1,5-3 лет наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
period_zhizni_rebnka_ot_1.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и упражнения, развивающие речевую активность».
Период жизни ребёнка от 1,5-3 лет наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться, правильно, пользоваться своим голосовым аппаратом. В это время совершенствуется работа мышц языка и губ. Воспитание звуковой культуры речи у ребёнка данного возраста направленно на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Чем живее игра, ярче образ, тем больше увлечен ребёнок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешнее.
Все игры и упражнения, развивающие речевую активность, которые я подбираю для занятий, проходят определенную сортировку. В результате у меня получились следующие группы игр:
- Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.
С самого рождения ребёнка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими более важными для него сигналами. Ребёнок пока не умеет управлять слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе и тембру. Для того чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, её надо развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
ПРИМЕР: «Узнай по звуку», «Бубен».
- Игры, развивающие силу голоса и темп речи.
Голосовой аппарат младшего дошкольника ещё недостаточно окреп. Ребёнок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо. Игры данной группы учат детей произносить звукосочетания и слова с различной скоростью (быстро, умеренно, медленно) и с разной силой.
ПРИМЕР: « Громко-тихо», «Не разбуди куклу».
- Игры, развивающие речевое дыхание.
Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки («С», «З», «Ш», «Ж», «Р») ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Используются упр., в которых ребёнку в игровой форме предлагают подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик). Такие игры помогают ребёнку достичь плавного выдоха и быстро освоить « трудные» звуки.
ПРИМЕР: «Одуванчик», «Кораблик», «Вертушка».
- Игры, формирующие правильное произношение.
Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками.
Для этого удобно использовать такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились в начале, в конце и в середине слова (шар, кашка, мышь). Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребёнку предметов (молотка, часов).
Сначала взрослый произносит слова в слегка замедленном темпе, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом—для этого требуется более четкая артикуляция звуков.
5.Пальчиковые игры.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев. Сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. Учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Различают три группы упражнений:
- Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
- Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
- Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, развивающие речевую активность
Перечень игр, позволяющие развивать речевую активность...
"Умные игры" (игры, развивающие речевую активность)
Игры и упражнения направлены на развитие речевой активности, тренируют детей в произношении уже известных им звуков и готовят к освоению новых....
Игровые упражнения, стимулирующие речевую активность, на тему: Зима ( младший дошкольный возраст)
Игровые упражнения, стимулирующие речевую активность, ...
Игровые упражнения, стимулирующие речевую активность, на тему: Осень (Младший дошкольный возраст)
Игровые упражнения, стимулирующие речевую активность, ...
Развивающие игры и упражнения по речевому развитию детей 3 лет
Развивающие игры и упражнения для улучшения речи и звукопроизношения у детей 3 лет...
Мастер – класс по теме: « Речевые игры, как средство повышение речевой активности младших дошкольников и профилактика нарушений звукопроизношения» (по ФГОС)
Мастер класс в нетрадиционной форме проведения для сплочения родительского коллектива....