конспект организованной образовательной деятельности "осень, осень в гости просим!"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Афанасьева Ирина Михайловна

Конспект  НОД для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_osen_v_gosti_prosim.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 компенсирующего вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

«ОСЕНЬ, ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТЕХНОЛОГИИ ЭЙДО-РАЦИО-МНЕМОТЕХНИКИ

Составила и провела воспитатель

Афанасьева Ирина Михайловна

Санкт-Петербург,

2012


Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Интегрировано подходить к обучению и развитию детей старшего дошкольного возраста.
  2. Способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблицы.
  3. Развивать коммуникативные и познавательные способности.
  4. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
  5. Побуждать к эмоциональной отзывчивости.


Ход непосредственной организованной образовательной деятельности

Создание проблемной ситуации.

(Отгадывание загадки по мнемотаблице).

Воспитатель.

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

- Что за странное письмо, догадайтесь от кого? Расшифруем каждый квадратик. - Как вы думаете, что это может обозначать? (Перекодирование информации)

Приходит без красок, без кисти и перекрашивает все листья.

- Кто же это догадались? Докажите.

- Знаю, что вы очень любите гулять. Где же интереснее провести прогулку осенью? (Ответы детей)

- Предлагаю отправиться в осенний лесопарк, а чтобы там оказаться надо выяснить: осень – это хорошее время года или плохое.

Игра «Хорошо – плохо». (С опорой на мнемотаблицы).

Воспитатель. Поиграем в игру «Хорошо - плохо». А вот и наша помощница – таблица. Как вы думаете, почему осень – это плохо? (Дети рассуждают).

Поэтапная работа по таблице.

- Что можно сказать по каждой из картинок?


Варианты ответов детей:

 - Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно.

…, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.

…, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.

…, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут.

…, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться.

…, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.

Воспитатель. Значит осень, какая пора? (Ответы детей).

- Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему? (Дети рассуждают).

Проводится аналогичная работа.

Варианты ответов детей:

- Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые.

…, потому что начинается листопад, деревья готовятся ко сну.

…, потому что птицы готовятся к отлету, дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук   - готовятся ко сну.

…, потому что собирают урожай овощей и фруктов.

…, потому что можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты.

…, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки.

Воспитатель. Значит, осень, какая пора? (Ответы детей).


Игра – имитация «Поможем друг другу собраться на прогулку».

Воспитатель. Как в лесопарке красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.

- Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти? (Ответы детей).

- Нарисуем осень не карандашами, а словами.

«Словесный этюд» (Составление рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы)

В этом нам поможет наша помощница-таблица.

Воспитатель. А какими словами можно начать рассказ про «Осень»? Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется составление рассказа.

-Что вы можете рассказать по этой картинке? Кто еще знает об этом?

Осень

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

- А какими словами можно закончить рассказ?

(Ответы детей).

- Я думаю, что у вас получатся интересные рассказы, послушаем их. (2-3 рассказа)

- Осень вам дарит новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение об осени, а какое узнаете чуть позже.


Список используемой литературы

  1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – СПб, «Детство-Пресс», 2001г.
  3. Полянская Т.Б., Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А., «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Осень"

Конспект организованной образовательной деятельности "Осень"...

Конспект организованно - образовательной деятельности «Осенняя картина»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое  развитие....

Конспект Образовательной деятельности " Осень в гости просим"

Моделирование песни по картинкам,моделирование признаков осени, танцы,игры, игра на детских музыкальных инструментах, прослушивание произведений П.И.Чайковского, Вивальди, шумы осени....

Конспект НОД на тему: "Осень в гости просим!"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о признаках осени.Задачи:-систематизировать знания детей об осени;-закрепить названия осенних месяцев;-учить детей называть приметы осени;-расширит...