"Старинный русский быт"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»
п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад
«Звёздочка»
Конспект
Тема: «Старинный русский быт»
Составил: воспитатель
Устинова А.П.
2013год
Программное содержание:
- Формировать экологическую культуру у дошкольников путем приобщения к народному творчеству.
- Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта: печь, прялка, посуда, сундук и др., с избой- жилищем крестьянской семьи.
- Обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.)
- Продолжать знакомить с творчеством народных умельцев - росписью платков.
- Продолжать совершенствовать технику изображения узора на бумаге используя знакомые приемы рисования кистью. Закреплять умения составления узора, красиво располагать его элементы, сочетать цвета.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа.
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением деревянных строений, деревенских изб, теремов. Беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилищ (изб) и изготовления домашней утвари. Знакомство с разными видами росписи (городецкой, хохломской, жостовской), рассматривание павлопосадских шалей, платков. Обсуждение опыта наблюдения детей за растениями, в том числе цветущими в уголке природы.
Разучивание музыкального материала.
Подготовка бумаги для работы - тонирование акварелью.
Организация и материал.
1часть.
Проводится в «Русской избе». Большая печь, прялка, сундук, стол, на нем предметы домашней утвари: самовар, горшок, чугун и т.д.
2часть.
Музыкальный зал, в котором подготовлены столы, материал по изо, «платки» - квадратные листы тонированной бумаги.
Содержание:
1 часть
Дети под музыку входят в музыкальный зал Хозяйка встречает (воспитатель)
В. Здравствуйте, ребята! Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите.
Горница у меня большая
Да красивая какая!
Теплый дух идет от печки,
А в углу сундук стоит,
Много он добра хранит!
Диалог с детьми о горнице узорнице:
В. Ребята, кто из вас знает, что называется горницей?
(самая просторная, красиво убранная комната)
В.Как вы думаете, почему горницу называют узорницей?
(убрана узорными скатертями, вышивками, красивые узоры на занавесках)
В. Я слышала, как вы хорошо поете песню Горница-узорница, исполните ее, пожалуйста!
(дети исполняют песню «Горница-узорница»),.
В. Молодцы ребята, присаживайтесь на лавочки.
В. Ребята, посмотрите, что находится у меня в избе. Знаете ли вы, что это такое? (показывает на прялку)
Д. Прялка, прялица.
В.Как вы думаете, для чего она нужна?
В.Ребята знают поговорки о прялке и пряхе.
(у ленивой пряхи и про себя нет рубахи)
(хорошо прядешься - весело поешься)
(будешь хорошо прясть - хорошо оденешься)
В. Да ребята, вы правильно сказали. В старину в каждой крестьянской семье были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, а из нее вязали разные вещи: носки, варежки и другие вещи.
Долгими зимними вечерами горела на столе свечка - ведь электричества тогда еще не было, девушки пряли и чтобы не скучать пели песни.
В. Ребята, отгадайте загадку
Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает
Что дают, глотает.
В. Что это такое? (печь)
И еще одна загадка
Бабушка седа, бела
Зимой всем мила
А как лето наступает,
Про бабушку забывают, (печь)
В. Молодцы ребята.
В каждой избе была печь, печка-матушка, печка-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила, и лечила людей. С помощью печки люди даже мылись. Нагревали воду в печи, залазили вовнутрь и там парились. Это называлась баня по-черному.
В. А сейчас послушайте еще одну загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что ставит, отдает
А сам в угол идет (ухват)
В. Ухват. Да ребята, а еще в избе были и горшки, и чугунки, (показывает ухват, чугунок, горшок)
В. Попробуйте с помощью ухвата, поставить горшок в печь.
В русской печи вкусно готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.
Раньше в деревнях не было шкафов, шифоньеров их заменял сундук. В нем люди хранили вещи, их так аккуратно складывали, что вещи не нужно было даже гладить.
(Достает из сундука и демонстрирует вышивки, рушники,
скатерти, салфетки. Показывает красивые платки, шали.)
Дети рассматривают, воспитатель предлагает девочкам, примерить платки, покружиться.
В. Ребята, а какие вы знаете виды народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, жестовские разносы, Городецкая роспись, хохломская роспись, гжельская роспись.)
В. А сейчас я предлагаю вам рассмотреть платки с павлопосадской росписью. Обратите внимание на особенности узора. Он располагается по углам платка. И в середине. Мастера изображали на своих изделиях цветы, красивые листья. Как вы думаете почему? ( Потому-что деревни были окружены лесами, лугами, наши предки их любили и ценили красоту природы, переносили ее на свои изделия).
Одним из видов народного творчества являются русские народные танцы и хороводы. Давайте исполним хоровод «Пошла млада за водой...». Хоровод
II часть.
В. Ребята, я предлагаю вам изготовить подарки для ваших мам, расписать платки на бумаге. Подумайте, какие узоры будут на ваших платках. При рисовании используйте знакомые вам приемы.
Дети садятся за столы, рисуют под музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
Анализ работ, дети с воспитателем проходят по рядам, рассматривают рисунки, обсуждают узоры.
Подведение итога занятия (чем занимались, что получили нового).
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»
п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Звёздочка»
Конспект
Занятия на свежем воздухе «Играем с песком»
Составил воспитатель:
Устинова А.П.
Занятие на свежем воздухе
Цель: Расширить кругозор. Развивать диалогическую речь, фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Материал и оборудование: Покрывало. Ящик с песком (песочница). Песочные часы. Лист цветного картона. Мелкие игрушки. Наждачная бумага. Гуашь. Опрыскиватель. Таз с водой. Лупа, тарелка, ложка, салфетка - на каждого ребенка.
Содержание.
Дети встают вокруг ящика с песком, прикрытого покрывалом.
Воспитатель. Как вы думаете, что под покрывалом? (предположения детей)
Можно узнать, что здесь спрятано, отгадав загадку.
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть. (Песок)
Сегодня мы поиграем в необычные песочные игры, (снимает покрывало с ящика).
Какой песок в ящике? (Сухой).
Погрузите в него руки. Что вы чувствуете? (Дети описывают свои ощущения).
Как называют частички песка? (песчинки).
Рассмотрите их в лупу. Что вы видите? (песчинки примерно одинаковые, по размеру, но различаются по цвету и форме).
Песчинки не связаны между собой, поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое. Мы говорим: «Песок сыпучий». Это свойство используется в песочных часах, (показывает).
Мелкие песчинки тонкой струйкой перетекают из одной емкости часов в другую. Что образовали песчинки в нижней части колбы часов? (горку). Как вы думаете, если насыпать песок, находящийся в нашем ящике, в одно место, песчинки образуют горку? (да).
Убедитесь в этом.
Дети насыпают горку из песка:
Воспитатель. Замечательная горка. Давайте пофантазируем. Представьте, что внутри неё спрятан старинный клад.
Проводится игра «Мой клад». В песок закопано несколько игрушек. Ведущий (воспитатель или ребенок) описывает (но не показывает) игрушку. Ребенок, отгадавший, что это за игрушка, находит ее в песке на ощупь.
Воспитатель. Вспомните сказку К.И. Чуковского «Федорино горе». Чем Федора хотела почистить посуду? (песком).
Как вы думаете, песок действительно может очищать посуду? (предположения детей).
Потрите песчинки между пальцами. Что вы чувствуете? (песчинки твердые, царапают кожу).
Попробуйте почистить песком различные предметы.
Дети натирают песком лист цветного картона, игрушки (пластмассовые и деревянный кубики, металлическую кастрюльку и т.д.). затем рассматривают предметы через лупы, делают вывод: песчинки оставляют на их поверхности царапины.
Воспитатель, это свойство песка используется человеком. Рассмотрите в лупу эту бумагу. Ее называют наждачной бумагой, или шкуркой, (дети рассматривают кусочки наждачной бумаги через лупу).
Как ее получают? Бумагу или ткань смазывают клеем и покрывают тонким слоем песка, а затем используют для шлифования металлических и деревянных изделий.
Где еще применяю песок? (предположения детей).
Правильно, песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды. И, конечно, в песок с удовольствием играют дети. Вы все не раз делали куличики.
Воспитатель смачивает песок водой из опрыскивателя, предлагает детям прикоснутся к нему, проверить его сыпучесть, рассмотреть через лупу.
Дети выполняют задание и объясняют, как и почему изменились свойства песка.
Воспитатель, как вы думаете, почему красивые куличики получаются только из влажного песка? (вода скрепляет песчинки).
Что произойдет с куличиками, когда песок высохнет? (рассыплются). Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму.
Проводится игра «Следопыты». Воспитатель просит детей отвернуться и прикладывает песку игрушки. Затем дети поочередно отгадывают, какие предметы оставили на песке отпечатки (следы).
Вариант игры. Воспитатель делает на песке пятъ-шесть отпечатков различных игрушек. Дети рассматривают их, находят игрушки, которыми были сделаны отпечатки, и выставляют их в заданной последовательности.
Проводится игра «Песочный телеграф». Дети стают друг за другом. Воспитатель пальцем рисует на спине ребенка, стоящего в шеренге последним букву. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку таким же способом. Игрок, стоящий у ящика с песком, пишет букву на песке и встает в конец шеренги. В результате на песке должно появиться слово «школа».
Воспитатель, знаете ли вы, что с помощью песка можно рисовать? Для этого необходим цветной песок. Давайте его сделаем.
Дети раскладывают песок по тарелкам, добавляют в него разведенную гуашь, тщательно перемешивают и выставляют сушиться на солнце.
Воспитатель, после того как песок высохнет, мы переложим его в пакеты и размельчим молотком. Насыпая сухой цветной песок на картон, намазанный клеем, вы создадите песочные картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность на тему «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма"
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у неё ...
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"
Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в подго-товительной группе «Родословная – старинная русская традиция»
Задачи: Закреплять представления детей о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий.Воспитывать уважительное отнош...
Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"
Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...
Проект "Старинные русские меры длины, объёма, веса"
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания. Дом - интернат детей с отклонением в умственном развитии №1 Комитет по социальной политике. П...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Родословная - старинная русская традиция"
Конспект занятия, посвящённого воспитанию любви и уважения к членам своей семьи....
Музыкально-поэтический вечер: «Вечер старинного русского романса»
План музыкально-поэтического вечера...