Выступление на педагогическом совете «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности»
методическая разработка по развитию речи

Михалина Наталия Евгеньевна

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Воспитатель: Михалина Н.Е.

«Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.   Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Специалисты утверждают, в последнее время уровень речевого развития заметно снизился. Дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-аудио-видеосистема, заставляют выступать в роли потребителей насаждаемой информации, а не собеседников. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее благоприятен к ее усвоению.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.

Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Для этого решаю следующие задачи:

- Создать в группе развивающую среду;

- Развивать все компоненты устной речи : звуковая культура речи, формирование грамматического строя речи, формирования лексического строя речи (словаря, развитие связной речи;

- Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата;

- Развитие мелкой моторики рук.

В группе стараюсь создать все условия для развития речи детей :

1. Стараюсь пополнять банк методической и развивающей литературы по развитию речи;

2. Создание предметно-развивающей среды в группе :

Оформление уголков и игровых зон («Речевой уголок», «Театральный уголок», «Уголок природы», «Музыкальный уголок», и др. в которых размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы : сюжетные и предметные картинки, папки – передвижки по изучаемой теме, дидактические игры, игрушки).

Для развития всех компонентов устной речи использую следующие методы и приемы:

Непосредственное - образовательная деятельность.

1. На занятия по развитию речи, чтение художественной литературы формируем у детей все компоненты устной речи, через различные методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

2. На занятиях по математике. («Один-много» (сущ. ед. числа и мн. числа. ;, «Скажи наоборот» (короткий - длинный, «Вверх-вниз» (ориентир. в пространстве, предлоги – около, над, под, между, «Дни недели» и др.)

3. На занятиях по познанию окружающего мира дети, развивают не только свою речь, но и пополняют свой словарный запас, учатся анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Занятия по художественно-эстетическому воспитанию, имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В процессе продуктивной деятельности учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

5. На занятиях по физическому воспитанию, развитию речи уделяем внимание в подвижных играх, которые бывают со словесным сопровождением, но направлены на развитие разных основных движений («Пузырь, «Гуси-лебеди», «Найди свой домик», «Мой веселый звонкий мяч», «Лиса в курятнике» и др.). К подвижным играм можно отнести и физминутки, которые проводим во время занятий, дети с удовольствием повторяют текс и выполняют движения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.

Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

 

Развитие речевого дыхания и артикуляции.

При развитии речи дошкольников важно обратить внимание на развитие речевого дыхания и артикуляции. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, чтобы подготовить речевой аппарат, необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Она очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в течении 7-10 мин. Прекрасные упражнения для отработки правильной четкой речи, это чтение поговорок, скороговорок, чистоговорок.

Упражнения для речевого дыхания широко используются на занятиях по экспериментальной деятельности. (Игры: «Водное поло», «Пускание пузырей», «Эксперименты с воздухом», «Эксперименты легкий-тяжелый» и т д). Дети экспериментируют с дыханием, например: подуть сильно, слабо, продолжительно.

Вывод:

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального "речевого вклада" в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

И. Гердер говорил: «Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определен, не образован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...

Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности из опыта работы...

Педагогический совет "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности".

Проведение педсовета "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"....

«Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

laquo;Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»...