Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»
учебно-методический материал по развитию речи

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

«Речь - удивительно сильное средство,

но нужно много ума, чтобы пользоваться им».

Георг Гегель

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Типичные проблемы развития речи дошкольника: (Слайд 2)

1.        Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2.        Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3.        Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4.        Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5.        Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

6.        Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7.        Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8.        Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная  смазанность речи.

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.

Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.

Работая над развитием речи дошкольников, ставлю перед собой цель:

Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого решаю следующие задачи: (Слайд 2)

  • Создать в группе развивающую среду;
  • Развивать все компоненты устной речи: звуковая культура речи, формирование грамматического строя речи, формирования лексического строя речи (словаря), развитие связной речи;
  • Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой моторики рук.

В группе стараюсь создать все условия для развития речи детей: (Слайд 3)

  1. Стараюсь пополнять банк методической и развивающей литературы по развитию речи;
  2. Создание предметно-развивающей среды в группе:

Оформление уголков и игровых зон («Речевой уголок», «Театральный уголок», «Уголок природы», «Музыкальный уголок», и др. в которых размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, папки – передвижки по изучаемой теме, дидактические игры, игрушки).

Для развития всех компонентов устной речи использую следующие методы и приемы: (Слайд 4)

Непосредственное - образовательная деятельность. 

  1. На занятия по развитию речи, чтение худ. литературы формируем у детей все компоненты устной речи, через различные методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
  2. На занятиях по математике. («Один-много» (сущ. ед. числа и мн. чис.;), «Скажи наоборот» (короткий-длинный), «Вверх-вниз» (ориентир. в пространстве, предлоги – около, над, под, между), «Дни недели» и др.)
  3. На занятиях по познанию окр. мира дети, развивают не только свою речь, но и пополняют свой словарный запас, учатся анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Занятия по художественно-эстетическому воспитанию, имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В процессе продуктивной деятельности учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
  5. На занятиях по физическому воспитанию, развитию речи уделяем внимание в подвижных играх, которые бывают со словесным сопровождением, но направлены на развитие разных основных движений («Пузырь, «Гуси-лебеди», «Найди свой домик», «Мой веселый звонкий мяч», «Лиса в курятнике» и др.). К подвижным играм можно отнести и физминутки, которые проводим во время занятий, дети с удовольствием повторяют текс и выполняют движения.

Через игры (Слайд 5) (дид. иг, сюжетно-ролевые и др.) побуждаю детей к общению друг с другом. Игры развивают речь, память, внимание, логическое мышление, зрительную память детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Закрепляют культуру поведения, навыки общения.

(Слайд 6) На формирование правильного речевого дыхания использую упражнения и игры: например, «задуваем свечку», «сдуваем с носа снежинку или листочек». Можно использовать различные предметы, например, султанчики. Артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» проводим каждое утро.

Для развития мелкой моторики, использую в своей работе, пальчиковые игры, игры с су-джоком, (карандашами, бумага), игры шнуровки и др. (Слайд 7)

Работа с родителями (Слайд 8), происходит в традиционной форме (Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в доу», консультации «Речевые игры для детей дома», папки – передвижки (По использованию артикуляционной гимнастики дома), «Речевые игры по дороге в детский сад», буклеты, памятки).

И. Гердер говорил: «Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определен, не образован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...

Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности воспитатель: Строканова О.В....

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности

Словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи, развитие фонематическогослуха, развитие связной речи - компоненты устной речи....

Выступление на педагогическом совете «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...