Рабочая учебная программа по образовательной области «Коммуникация» (раздел Развития речи)
рабочая программа по логопедии (младшая группа) по теме

Сафиуллина Зульфия Зуфаровна

Рабочая учебная программа по образовательной области "Коммкникация" (раздел Развития речи) для второй младшей логопедической группы (в соответствии со статьей 32 п. 2 Закона "Об образовании")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma.docx68.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино» г. Волжска Республики Марий Эл.

Рабочая учебная программа

по  образовательной области

«Коммуникация»

(раздел Развития речи)

на 2011- 2012 уч. год.

Во II младшей группе №3 ОНР(от 3 до 4 лет)

(в соответствии со ст. 32 п.2 .Закона «Об образовании»)

                                                                             Разработала : учитель – логопед

                                                                             гр. № 3  МДОУ №13 «Буратино»

                                                                                                   Сафиуллина З. З.

                                                                 

 г.Волжск.

2012г

Пояснительная записка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 13"Буратино" является звеном муниципальной системы образования города Волжска, обеспечивающим помощь семье в развитии детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в охране и укреплении физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития речи.

Актуальность

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-4 лет с І и ІІ уровнем речевого развития, принятых в группу № 3 дошкольного образовательного учреждения.

Возрастные особенности.

В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.

Характеристика детей с ОНР I и II уровня.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания.

Второй уровень развития определяется как начатки общеупотребительной речи, звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.

В группе № 3 16 детей 3-4 летнего возраста с ОНР I уровня (2 человека) и II уровня (14 человек).

Данная рабочая учебная программа для младшей логопедической группы (с 3 до 4 лет) с ОНР составлена на основании следующих программ:

- «ОТ рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез. 2010 г.

 - «Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической  группе детского  сада» Нищевой Н. В.  издательство «СПб.: Детство – ПРЕСС: 2007.

Цель коррекционного обучения: комплексное развитие всех сторон устной речи.

Основные задачи по выполнению компонентов рабочей учебной программы.

Федерального компонента:

  1. Активизировать речь ребёнка в различных видах деятельности, развивать речевое общение.
  2. Развивать и совершенствовать лексическую сторону речи.
  3. Формировать грамматический строй речи.
  4. Развивать и совершенствовать произносительную сторону речи, навык звукового анализа и синтеза.
  5. Формировать и совершенствовать связную речь (диалогическую и монологическую).

Компонента ДОУ:

1. Выравнивание речевого и психофизиологического развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Национально-региональный компонент:

1.Включение материала по изучению особенностей национально-регионального компонента на основе лексических тем («Осень. Деревья», «Семья» « Дикие животные»,  «Домашние животные»,  и т.д.).

Для облегчения процесса коррекции используются сопутствующие формы обучения: консультации для родителей, родительские часы, совместные досуги и развлечения, экскурсии, конкурсы.

Основные формы предварительной работы: беседы, экскурсии, рассматривание картин, дидактические игры, индивидуальные занятия, логопедические игры.

Максимальный объем образовательной нагрузки на основе базисного учебного плана ДОУ №13.

Занятия (непосредственно образовательная деятельность) проводятся, согласно учебному плану и расписанию, в кабинете учителя-логопеда  в первой половине дня продолжительностью 10 минут:                                        

       в неделю – 1;

       в месяц – 4;

       в год – 32.

Изучение раздела «Развитие связной речи» проходит на фронтальных занятиях.

Разделы «Подготовка к обучению грамоте», «Лексико-грамматическое развитие» проходит в индивидуальной и подгрупповой форме.

Занятие (непосредственно образовательная деятельность) проводится  логопедом по подгруппам (5 человек) и содержит 2-3 задания или игры продолжительностью 4-5 минут.  Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в индивидуальной форме с детьми занимает все остальное время. Продолжительность таких занятий не превышает 10 минут. По понедельникам логопед проводит консультативные приемы родителей в вечернее время – «Родительский час», которые позволяют им быть постоянно в курсе того, чем занимается с детьми педагог. Логопед отвечает на вопросы родителей, а в ходе   индивидуального занятия с ребенком показывает, какие  приемы и методы могут быть использованы в  домашних занятиях с детьми.

План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий учителя-логопеда группы с ОНР.

  1. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.
  2. Формирование навыков речевого общения:                                                   а) правильного физиологического и речевого дыхания;                               б) силы голоса, ритма и темпа речи.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Расширение, обогащение и активизация пассивного и активного словаря.
  5. Формирование лексико-грамматических категорий.
  6. Формирование слоговой структуры слов.
  7. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
  8. Формирование навыков чтения.
  9. Развитие связной речи.

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи.


Ребенок с ОНР


Логопед

Родители

                                                                 

Педагогический коллектив ДОУ

Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, методистом, заведующей и другими специалистами. Эта модель позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

Для достижения оптимальных результатов используется календарно-тематическое планирование, в котором отражены: базовая программа, компонент ДОУ и национально-региональный компонент.

Срок реализации учебной программы по образовательной области «Коммуникация» (раздел «Развитие речи») – один год.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

К концу года дети должны: I. Понимать:

  1. обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы);
  2. личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они), и местоимения мой, наш.;
  3. прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой);
  4. предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).

II. Уметь:

  1. различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у]  [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э] — [у]; гласные, близкие по артикуляции [у] — [о];
  2. согласовывать:

- прилагательные с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша);

- числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко, два жука, две куклы, два ведерка, три жука, три куклы, три ведерка);

- притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне;

  1. образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -ник, -ок, -чек, -очк, -ечк, ~ен, -ят);
  2. образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в

 именительном падеже (кот — коты, мяч - мячи, дом — дома, кукла куклы, нога — ноги);

  1. отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.

Способы проверки знаний, умений и навыков

Мониторинг развития детей (обследование) проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае) 

Форма проведения: опрос с использованием альбома для логопеда.

Цель: исследование состояния: - звукопроизношения  

                                                    - лексико-грамматических категорий  

                                                    - связной речи

Основные задачи диагностики:

  1. Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития каждого ребёнка.
  2. Создать условия для обучения и коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Диагностика проводится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Методики: - О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методики обследования развития речи дошкольников»;

-  Марийский институт образования «Диагностика в коррекционном образовательном учреждении»;

 - Н.В. Серебрякова «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста»;

Тестовый материал:

  1. О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда», М, 1998 г.
  2. Закревская О.В. Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Критерии оценки: 

1 балл – требуется внимание специалиста;

2 балла – требуется корректирующая работа педагога;

3 балла – средний уровень развития;

4 балла – уровень развития выше среднего;

  1. баллов – высокий уровень развития.

В начале года на каждого ребенка заполняются речевые карты - схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) Составители: Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.

Полученные результаты обследования позволят сделать выводы  и наметить перспективы нового подхода к коррекционной работе для более успешного обучения детей.

Список средств обучения

  1. Технические средства обучения: магнитофон.
  2. Учебно-наглядные пособия: - муляжи фруктов, овощей, животных;

                                               - схемы артикуляционных упражнений;

                                             - картинный материал по изучаемым темам;

                                       - пособия для развития мелкой моторики                                                                                                                                                            (пазлы, мозаика, шнуровка и т. д)

3. Оборудование: настенное и индивидуальные зеркала, магнитная доска.

Список литературы

Для педагогов:

  1. Нищева Н. В.      Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической  группе детского  сада.   —  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2006. - 192 с.
  2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вараксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2010 г.
  3. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2007.
  4. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста. — СПб., 2003
  5. М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» - М.: Просвещение, 1981.
  6. Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработки занятий. Жукова Р. А. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  7. Логопедия. Младшая группа. Разработка занятий. О. И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  8. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. -4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Для воспитанников:

Учебная:

  1. Колесникова Е. В. Раз – словечко, два – словечко: Рабочая тетерадь для детей 3-4 лет. – Изд. 2-е, перераб. – м.: Издательство «Ювента», 2006.

Детская художественная литература

  1. Барто А. Л. Стихи. – М., 1998.
  2. Золотые русские сказки. Колобок. – М., 2002.
  3. Золотые русские сказки. Курочка Ряба. – М., 2002.
  4. Золотые русские сказки. Репка. – М., 2002.
  5. Золотые русские сказки. Теремок. – М., 2002.
  6. Золотые русские сказки. Маша и Медведь. – М., 2002.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино»

г.Волжска Республики Марий Эл.

Календарно- тематический

 план по образовательной области

Коммуникация

(раздел «Развития речи»)

на2011- 2012 уч. год.

Во II младшей группе №3 ОНР (от 3до 4 лет)

Разработала: учитель –логопед

 Сафиуллина З. З.

Группы № 3 МДОУ № 13

неде

ля

тема

Базовая программа

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

Сопутствующие формы работы

Предвари

тельная работа

звуковая

культура речи

грамматика

словарь

связная

речь

1-ый период обучения       сентябрь        1-3 недели обследование речи детей

4

Осень. Деревья.

Введение в речь прилагательных обозначающих признаки и качества предметов.

Знакомство с органами арт. аппарата

Колесникова Е. В. (занятие 1)

Д/И «Скажи ласково»

Д/И «Один-много»

Сущ.: осень, деревья, листочек, ветер, дождь, туча, солнце

Прил.: желтый, красный, холодный

Глаг.: дует, падают

Рассматривание картины «Осень»

Деревья, произрастающие в г. Волжске, республики Марий Эл

        

НОД* по развитию речи в индивидуальной форме

Игра с разрезными картинками

Октябрь

1

Овощи.

Формировать обобщающее понятие «овощи».

 Учить строить фразу из 2-3 слов по заданному вопросу. Закрепить номинативный словарь по теме.

Звук "А". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Колесникова Е. В. (занятие 2)

Употребление существительных в В.падеже

Сущ.: овощи, помидор, огурец, репа,  морковь, салат

Прил.: зеленый,круглый

Глаг.: вырастить, собрать, купить

Овощи Бардышева Т.Ю.(занятие 9)

Овощи, выращиваемые на огородах

г. Волжска

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

2

Фрукты.

Уточнить и расширить словарь по теме.

 Формировать обобщающее понятие «фрукты».

Воспитание четкого произношения звука «А». Фомичева, с.53

Понимание предлога «НА»

Сущ.: фрукты, яблоко, груша, лимон, банан

Прил.: красное, желтое, зеленое,  круглое, вкусное, кислое, сладкое

Глаг.: вырастить, собрать, купить

Фрукты  Бардышева Т.Ю.(занятие 23)

Фрукты, выращиваемые в садах г. Волжска

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

3

Игрушки.

Обучение соотнесению предметов и изображений предметов с их словесным обозначением.

Обучение пониманию обобщающего слова игрушки.

Звук "У". Обучение правильной и четкой артикуляции Колесникова Е. В. (занятие 3)

Обучение согласованию числительного один с существительными в роде и числе.

Сущ.: игрушки, кукла, машинка, мишка, конь, мяч, кубик, машинка

Прил.: красный, синий, большой, маленький

Глаг.:  бросать, играть, ловить

Чтение логопедом «сказки про игрушки». (Нищева Н. В.)

Марийские народные детские игры и игрушки.

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Гном»

4

Части тела и лица.

      Дать детям представления о частях тела, формировать элементарные культурно-гигиенические навыки

Повторение пройденного материала. Звуки «А», «У». Р.А.Жукова

Д/И «Один-много»

Д/И «Скажи ласково»

Сущ.: «Части тела»: голова, рот, нос, глаза, рука, нога, спина, живот

Глаг.: говорить, смотреть, слушать, говорить

Нищева Н. В. 35 стр.

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Упражнение «Это Я».

ноябрь

1

Семья.

Обучение детей умению соотносить изображения с их словесным обозначением. Формирование умения показывать и по возможности называть членов семьи.

Звук "О". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Колесникова Е. В. (занятие 4)

Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе в именительном падеже.

Сущ.: семья, мама, бабушка, тетя, дядя, ляля, папа, сын, дочка, брат, сестра, дети

Прил.: маленький, дружная, мамин, папин

Глаг.: живет, баюкает

Нищева Н. В. 29 стр.

Национальный состав семей, проживающих в республике Марий Эл

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Пальчиковая гимнастика «Семья»

2

Одежда.

Пополнение активного словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет, пассивного словаря — за счет существительных обозначающих детали одежды

Воспитание четкого произношения звука «О» в словах. Т.М.Фомичева, с.60

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? кому? кого? у кого?

Сущ. :платье, рубашка, шорты, носки, колготки шапка, шарф, куртка

 Прил.: красное, белое, детское, нарядное

Глаг.:надевать, одевать

«Кто что делает?» Нищева Н. В. 42 стр.

Познакомить детей с марийской национальной одеждой.

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Платье»

3

Одежда.

Звук "Э". Обучение правильной и четкой артикуляции. Колесникова Е. В.

Д/И «Большой – маленький» Нищева Н. В. 44 стр.

Сущ.: Брюки, кофта, воротник,рукава, кармашки, подол, пуговица

Прил.: большой, маленький

Глаг.: одеваю, снимаю

Д/И  «Соберем на прогулку» Нищева Н. В. 45 стр.

4

Обувь.

Формирование умения называть предметы по теме «Обувь». Развитие диалогической речи.

Звук "И". Обучение правильной и четкой артикуляции. Колесникова Е. В.

Закрепление в речи глаголов первого и третьего лица единственного числа: надеваю- надевает, обуваю-обувает, снимаю- снимает.

Сущ.: задник, помпон, тапки, туфли, валенки, сапоги, ботинки

Прил.: одинаковые.

Глаг.: надеваю, обуваю, снимаю, гулять, ходить, танцевать

Чтение логопедом «сказки про тапки с пампонами». (Нищева Н. В.) 

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Тапки»

2-ой период обучения       декабрь

1

Транспорт.

Уточнение и обогащение словаря. Формирование обобщающего понятия «транспорт». Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами

Повторение пройденного

материала

Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою стоим стоит).

Сущ.: машина, автобус, трамвай, троллейбус, Прил.: грузовая, легковая

Глаг.: ехать, катать

Составление предложений по сюжетным картинкам

Транспорт, используемый в республике Марий  Эл

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Грузо-вик»

2

Транспорт.

Звук "М". Обучение правильной и четкой артикуляции. Колесникова Е. В.

Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди).

Сущ.: метро, руль, сиденье

Прил.: длинная, короткая

Глаг.: возить, перевозить

Д/И «Что делает?»

3

Дикие птицы. (зимующие)

Формирование обобщающего понятия дикие птицы (в импрессивной речи).

Воспитание четкого произношения звука «М» в словах

Т.М.Фомичева, с.64

Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает?

Сущ.: голубь, ворона, воробей

Прил.: зимующие

Глаг.: летать, кормить

Чтение логопедом сказки  В. Сутеева  «Яблоко». (Нищева Н. В.)

Птицы, зимующие в г. Волжске

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Ворона»

4

Новый год. Елка.

Работа над расширением понимания чужой речи. Работа над пониманием вопросов по сюжетной картинке к прочитанной сказке. Развитие диалогической речи.

Звук "К".Обучение правильной и четкой артикуляции. Колесникова Е. В.

 Образование глагола 1-го лица единственного числа вешаю.

Сущ.: Игрушки, Елка , бусы, шарик, шишка,

Прил.: Зеленая, высокая

Глаг.: Вешать, наряжать, петь, танцевать

Чтение логопедом «сказки про ёлочные игрушки». (Нищева Н. В.)

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Упражнение «Ёлка»

январь

1,2

Каникулы

3,4

Промежуточное обследование

февраль

1

Посуда.

Расширение предметного словаря по теме. Формирование обобщающего понятия посуда.

Пополнение словаря прилагательными, обозначающие основные цвета.

Звук "Б". Обучение правильной и четкой артикуляции. Колесникова Е. В.

Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди!

Сущ.: посуда, чашка, тарелка, ложка, вилка, нож,  чайник, кастрюля, сковородка.

Прил.:красный, желтый, синий, зеленый

Глаг.: есть, пить, мыть, резать,  варить, жарить

Д/И «Для чего нужны» (Нищева Н. В.) ср.53

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Упражне-ние «Тарелка»

2

Посуда.

Уточнение произношения звука «Б» изолированно и в словах.

 Т. М. Фомичева с.69

Формирование умения образовывать родительный падеж имен существительных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста)

Сущ.: чайник, кастрюля, сковородка.

Глаг.: возьми, взял, положи, кладешь, кладу

Прил.: холодный, горячий, теплый

Работа по сюжетным картинкам.

3

Домашние животные.

Развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря: существительные по теме «Домашние животные».

Звук "П". Обучение правильной и четкой артикуляции. Колесникова Е. В.

Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, киске)

Сущ.:  кот, собака, котенок, щенок

Прил.: лохматая

Глаг.: кормить, мяукает, лает

Беседа по картинке «Собака со щенятами».

Домашние животные городских жителей республики Марий Эл

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Корова»

4

Домашние животные.

Воспитание четкого произношения звука «П» во фразовой речи

Т.М.Фомичева, с.67

Обучение употреблению предлога у

Сущ.:  корова, коза, рога

Прил.: большая, рогатая

Глаг.:  мычит

Беседа по картинке «Кошка с котятами».

Домашние животные сельских жителей республики Марий Эл

3-ый период обучения        март

1

Мамин праздник.

Работа над слоговой структурой слова (отстукивание ударного слога в слове мама). Расширение словаря прилагательными.

Звук "Д". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Колесникова Е. В.

Обучение образованию и использованию в речи существительных в творительном падеже (карандашом, топором)

Сущ.: мама, праздник, подарок

Прил.: любимая, мамин, добрая, красивая

Глаг.: петь, танцевать, рисовать

Заучивание рассказа по сюжетной картинке.

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Подарок маме»

2

Мебель.

Формирование обобщающего понятия «мебель» (в импрессивной речи).

Совершенствование диалогической речи.

Звук "Т".Обучение правильной и четкой артикуляции. Колесникова Е. В.

Различение существительных мужского и женского рода единственного числа

Сущ.: мебель, шкаф, кровать, стол, стул, спинка, полка

Прил.: большой, маленький

 Глаг.: возьми, покажи спать, сидеть, хранить

Чтение логопедом «сказки про кроватку». (Нищева Н. В.)

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Кроват-ка»

3

Мебель.

Звук "Г". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Колесникова Е. В.

Д/И «Большой – маленький» Нищева Н. В. 53 стр.

Сущ.: Сиденье, спинка, ножки

Прил.: удобная, мягкая

Глаг.: ходить, лежать

Работа по сюжетным картинкам.

4

Дикие птицы.

Развитие активного словаря по теме Воспитание правильного физиологического дыхания

Звук "В". Обучение правильной и четкой артикуляции.

 Колесникова Е. В.

Обучение согласованию подлежащего со сказуемым.

Сущ.: грач, грачонок, гнездо

Прил.: перелетные

Глаг.: летать

Д/И «Кто где?»

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Упражне-ние «Грачата»

Апрель

1

Дикие животные.

Формирование обобщающего понятия «дикие животные» (в импрессивной речи). Пополнение активного словаря существительными — названиями животных. Развитие диалогической речи, обучение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам.

Воспитание четкого произношения звука «В» в словах Т.М.Фомичева, с.75

Обучение образованию и использованию в речи существительных в родительном падеже с предлогом у (у лисы).

Сущ.: волк, лиса, лисенок

Прил.: дикий, хищный

Глаг.: бежит, стоит, лежит

Работа по сюжетным картинкам.

Дикие животные, обитающие в марийских лесах

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Зайка»

2

Дикие животные.

Звук "Ф".Обучение правильной и четкой артикуляции. Колесникова Е. В.

Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах.

Сущ. :  заяц, медведь

Прил.: белый, трусливый

Глаг.: прыгать, скакать

Чтение логопедом русской народной сказки «Колобок»

3

Домашние птицы.

Расширение пассивного глагольного словаря. Формирование словаря: существительные по теме «Домашние птицы».

Воспитание четкого произношения звука «Ф» в словах Т.М.Фомичева, с.72

Согласование местоимений с существительными. (Моя книжка. Мой мяч.)

Сущ.: петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь

Глаг.: летать, плавать, нырять, крякать

Чтение логопедом сказки  В. Сутеева  «Цыпленок и утенок». (Нищева Н. В.)

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Утки»

4

Домашние птицы.

Развитие речевого дыхания

Т.М.Фомичева, с.112 Развитие слухового внимания

Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали).

Сущ.: хвост, крылья, клюв, гребешок, шпоры, перья

Прил.: красивый, заботливый, строгий

Глаг.: разгребает, созывает, замахал, заорал.

Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей». Работа по сюжетной картинке «Птичий двор». (Нищева Н. В.)

Май

1

Цветы.

Формирование общих представлений о цветах, их характерных признаках. Закрепление знания основных цветов и умения их различать.

Повторение пройденного материала (гласные звуки).

Колесникова Е. В.

Понимание предлога «В»

Сущ.: мак, лютик, клевер, ромашка, одуванчик, цветок, стебель, листок

Прил.: желтый, синий, красный, белый, зеленый 

Глаг.: собирать, поливать, дарить

Составление предложений по сюжетным картинкам

Луговые цветы, произрастающие в республике Марий Эл

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Д/И «Соберем букет для мамы» Подвижная игра «Одуван-чик»

2

Насекомые.

Формирование обобщающего понятия «насекомые». Обогащение словаря (существительные: насекомые, части тела насекомых).

Повторение пройденного материала (согласные звуки).

Колесникова Е. В.

Закрепление понимания предлогов «В» - «НА»

Сущ.: бабочка, жук, муха, муравей

Прил.: маленький, красивая

Глаг.: летать, порхать, ползать

Чтение логопедом сказки  В. Сутеева  «Кораблик». (Нищева Н. В.)

НОД по развитию речи в индивидуальной форме

Подвиж-ная игра «Бабочка»

3,4

обследование речи детей

июнь-август  повторение пройденного материала

*НОД –непосредственно образовательная деятельность

       

Содержание программы

Звуковая культура речи (21 часов)

Лексико-грамматический строй (21 часов)

Связная речь (21 часов)

Развитие импрессивной речи

Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.

Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.

Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э] — [у]; гласные, близкие по артикуляции:

[у] - [о].

Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [6] — [н], [и] - [т], [п] - [г] и т.п.

Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот — кит, дом ком, миска — киска).

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы).

Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), определительного местоимения такой же, притяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений мой, наш.

Учить различать глаголы и прилагательные, противопо-иожные по значению (надевать — снимать, завязывать — развязывать, большой — маленький, длинный — короткий, широкий      узкий, высокий — низкий).

Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных  один, два, три).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода, понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного числа в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы прошедшего времени по родам, возвратные и невозвратные глаголы.

Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов (сказок, потешек).

Развитие экспрессивной речи

Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

Развивать подражание речевым звукам.

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м'], [н], [н'], [п], [п`], [т],

Воспитывать правильный умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Расширять и уточнять словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет, свойства), величину, оценку.

Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов, сравнение, количество, оценку действий, ощущения.

Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже. Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном,  родительном, дательном, творительном, предложном падежах сначала в беспредложных конструкциях,  затем предложных конструкциях с простыми предлогами со значение  пространственного   расположения,   направления действия (в, на, у).

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -ник, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе, инфинитива, глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени.

Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа.

Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже.

Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Формировать умение согласовывать числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже.

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне.

Формировать двусловное предложение, фразы с прямым дополнением. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это? Какая игрушка? Какие птички?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом.

Воспитывать потребность в речевом общении.

Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.

Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной каринкам, по демонстрации действий.

Развивать умение передавать содержание знакомой сказки но серии картинок с помощью логопеда.

Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки.

Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в логопедической группе МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска»

   Данная   программа  является модифицированной  программой и разработана на основе  следующих программ:·        Т....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

Рабочая учебная программа по реализации «Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка» в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи №9 на 2018-2019 учебный год

Рабочая учебная программа по реализации«Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ  №15 «Югорка»в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 л...