Активизация речи детей посредством изобразительной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кравченко Валентина Алексеевна

Конспект занятия по развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к художественному образному мышлению и развитию речи через формирование умений и навыков работы над графическими композициями. Тема: "Охотничьи рассказы. Сказка о мальчике и мамонтёнке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._skazka_o_mamontyonke.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Активизация речи детей посредством изобразительной деятельности»

Конспект занятия по развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к художественному образному мышлению и развитию речи через формирование умений и навыков работы над графическими композициями.

Тема: "Охотничьи рассказы. Сказка о мальчике и мамонтёнке"

Автор: воспитатель Кравченко Валентина Алексеевна

Цели:

1. Образовательная. Расширить знания детей о жизни первобытных людей и искусстве пиктографии.

2. Развивающая. Развивать способности работы над линейно-графической композицией с образами-символами, развивать связную речь и образное мышление, воображение, обогащать и уточнять словарь по теме, развивать мелкую моторику кистей рук.

3. Воспитательная. Воспитывать отзывчивость, доброту, сопереживание.

Словарная работа. Археологи, племя, вождь, пещера, старейшины, капкан, копье, водопой, лиана.

Оборудование. Бумага, простые карандаши, восковые мелки, фломастеры, образцы пиктограмм.

Материал к занятию. Репродукции с фотографий наскальной живописи, фотографии древнего человека, его быта; «Песенка мамонтёнка», В. Шаинского в грамзаписи, массажные шарики, симфоническая поэма М.К.К. Чюрлениса, «В лесу».

Индивидуальная работа. Учить последовательному рассказыванию по рисункам Машу А., Егора К., побуждать к ответам на вопросы Севу А., Артёма Б..

Ход занятия:

-- Ребята, как вы определяете, что это именно ваш шкафчик для одежды; что именно здесь находятся ваши вещи? (правильно, ящички помечены рисунками) Рисунки используются не только для красоты, но и для пользы. Дорожные знаки, вывески, эмблемы и символы несут информацию, необходимую человеку в повседневной жизни. Передача информации при помощи рисунков имеет очень древнюю традицию, которая сохранилась до сих пор у многих северных народов, у коренных жителей Австралии.

Очень-очень давно на нашей зелёной и цветущей планете жили люди. Их называют “первобытными”. Откуда они появились – произошли ли от обезьян или прилетели из космоса, мы не знаем. О том, что они появились – произошли ли от обезьян или прилетели из космоса, мы не знаем. О том, что они много-много лет назад существовали, рассказали нам учёные-археологи (люди, которые ведут раскопки в земле и изучает быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам).

Показываю фотографии первобытных людей.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, был он быстр, ловок и сообразителен. Посмотрите, во что был одет древний человек? (В шкуру).

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов, и человеку приходилось все делать своими руками.

-- Догадайтесь, что еще нужно было человеку, чтобы выжить? (Вода, еда и жилище).

Попить он мог из речки или ручейка.

-- Что же он ел? (Ягоды, траву, мясо, рыбу).

-- А где он мог жить? (В пещере, в хижине из шкур).

В те далекие времена охотились на мамонтов. (Показ картинки).

-- На какого зверя похож мамонт?

-- А чем мамонт отличается от слона?

-- Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту? (Оружие).

-- Из чего его можно сделать?

Первобытным людям были доступны лишь древо и камень. Они из камня делали наконечники копий, ножей, лезвия топора, а ручки топора, копья – из дерева.

Привязывали остриё лианами – гибкими растениями.

-- Первобытные люди жили стадами. Это было человеческое стадо. У него был свой вождь, а также старейшины – старые, мудрые люди, которые обучали молодых как делать оружие, собирать плоды и пр..

-- Еду готовили на костре. В древности люди не умели сами добывать огонь. Они ждали, когда будет гроза. Молния ударит в какое-нибудь дерево и подожжет его. Тогда они брали горящую ветку и разводили костёр в своем жилище. А чтобы огонь не погас, и день, и ночь дежурные подкладывали ветки и сучья в костер. Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду.

-- Древние люди сначала общались только звуками, но это было очень неудобно, и они придумали свой язык.

До появления букв, люди передавали информацию с помощью рисунков.

Древние художники рисовали на стенах пещер естественными красками. Это были охры – глины смешанные с жиром. Также рисунки вырубали, гравировали на камне и на кости. (Показ рисунков).

-- Почему на камне? (Не придумали еще, как делать бумагу).

Рисовали то, что им было близко: животных, охоту, людей. Рисунки получались серого, коричневого и черного цвета.

Пальчиковая гимнастика «Ёж»:

Гладь мои ладошки ёж

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

А сейчас мы с вами превращаемся в первобытных художников:

«Влево, вправо повернись и в художников превратись!»

Рисуем «на скалах» свои рисунки по тому рассказу, который я вам расскажу.

1. Было это очень давно. Однажды мальчик и старый охотник сидели в пещере, ждали возвращения своих друзей. Горел костёр, потрескивая дровами. Мальчик внимательно слушал, а охотник вспоминал один случай, который произошел с ним в детстве. Вот что он рассказал.



2. Однажды наступила засуха, и все звери ушли высоко в горы. Близко к тем местам, где жило племя, осталась лишь одна старая мамонтиха с маленьким мамонтёнком..

(Нарисуем на первой странице первую картинку)





3. Хотя жаль было убивать мамонтиху с мамонтёнком, но людям нечего было есть, а охотиться в горах им было не под силу, поэтому они решили расставить капканы и поймать мамонтов.





4. Охотнику стало жаль зверей. Он незаметно от взрослых выбрался из пещеры, нашел мамонтов, предупредил их об опасности и из последних сил отвел мамонтиху с мамонтёнком в дальний лес, в безопасное место. В благодарность, мамонты рассказали ему, где водиться много рыбы в реке.

   



5. Охотник поймал много рыбы. Свой улов он еле дотащил до пещеры. Женщины на углях зажарили рыбу. Все досыта наелись и забыли о голоде.

Ночью, когда все спали, к пещере подошли мамонтиха с мамонтенком. Мамонтёнок пожал охотнику хоботом руку, а мамонтиха погладила мальчика по голове.

Так охотник и мамонты помогли друг другу и подружились.



Физминутка (под музыку В. Шаинского)

Выставка детских рисунков по рассказу.

Пересказ по рисункам.

Итог. А сейчас, мои дорогие древние художники, наше превращение подходит к концу. Вы снова стали мальчиками и девочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речи детей посредством дидактических игр

Статья  исследовательская из опыта работы по выявлению и созданию педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошкольников.Процесс развития речи старших дошкольников...

Активизация речи детей через изобразительную деятельность

Занятия изобразительной деятельностью направлены не только на художественно-эстетическое развитие, но и  на психическое, личностное, познавательное развитие,формирование сенсорных установок (в цв...

Мастер-класс "Активизация речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Цель: способствовать повышению педагогической компетентности воспитателей в рамках темы.Задачи: рассказать воспитателям о способах речевого развития детей при помощи игры с кубиками; показать эффектив...

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются основной задачей речево...

Консультация "АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР"

Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются центральной задачей речевого...

Презентация "Активизация речи детей посредством экологических дидактических игр"

      Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются ...