Активизация речи детей посредством дидактических игр
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Статья исследовательская из опыта работы по выявлению и созданию педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошкольников.Процесс развития речи старших дошкольников может быть более эффективным, если:
- использовать дидактические игры в процессе непосредственной образовательной деятельности по развитию речи;
- включать детей и педагогов в совместную творческую деятельность;
- создать развивающую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_rechi_detey.docx | 56.88 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
.Воспитатель МКДОУ д/с №8 общеразвивающего вида г. Россоши Воронежской области Богунова Татьяна Николаевна
Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются центральной задачей речевого воспитания детей. Сегодня дошкольники получают мощный поток информации, который приводит к физической и психической перегрузке. Найти и правильно соединить нужную форму и содержание – главная задача педагога – дошкольника. Вышесказанное определило проблему исследования: выявление и создание педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошкольников. Процесс развития речи старших дошкольников может быть более эффективным, если:
- использовать дидактические игры в процессе непосредственной образовательной деятельности по развитию речи;
-включать детей и педагогов в совместную творческую деятельность, создать развивающую среду.
Система дидактических игр детского сада впервые была создана Ф.Фребелем.
Большое значение дидактических игр отмечается и в решении нравственных задач, где особая роль принадлежит правилам игры. Как справедливо отметил А.Н. Леонтьев, «овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться подчинять его определенной задаче». Они способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива [6, с.60].
Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Также они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Существуют разнообразные классификации дидактических игр по характерным признакам.
Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.
Игры – типа «Угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.
Игры – типа «Чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
Игры с куклой. Основная цель этих игр – закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.
Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.
Игры можно проводить на непосредственной образовательной деятельности со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком, они планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игр (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). В любом случае, если даже игра обучающая, она должна оставаться игрой, имея образовательные задачи. Перед проведением игр необходимо продумать, как будет протекать игра. Нужно использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.
Словесные игры построены на словах и действиях. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут – это конец непосредственной образовательной деятельности. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словесной игры) подобрать слова на случай затруднения детей [6, с.61].
Настольные печатные игры. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, по обучающим задачам, оформлению. Могут быть разделены на несколько видов: парные картинки – например, подобрать картинки по сходству: лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, игры типа «лабиринт», предназначенных для старшего дошкольного возраста [6, с.60].
В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «зоологическое лото», «Цветут цветы», «Овощи». «Фрукты». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды».
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами [12, с.339].
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Основная цель дидактических игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений[7, 19-24с]
Итак, дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Одним из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
В старшей группе необходимо несколько изменить направления и содержание работы по развитию речи, а именно уделить внимание организации тех видов самостоятельной деятельности детей, которые более всего стимулируют их на высказывания. Чтобы ребенок научился общаться, выражать понятно свои мысли, умело объяснять, следует формировать у него интерес к видам деятельности, где приходится много говориться, задавать вопросы, излагать ход и правила игры.
Исходя из вышеуказанного, я провела специальное исследование с целью выявления уровней развития детей не только в повседневной жизни, но и во время непосредственно-образовательной деятельности
В опытно – экспериментальном исследовании участвовало 15 детей МКДОУ д/с №8 г. Россошь.
Исследование проводилось по методике В.И. Яшиной, М.И. Алексеевой.
Изучались такие направления развития речи детей дошкольного возраста, например:
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- звуковая культура речи;
- связная речь.
Таблица 1
Список детей
№ | Контрольная группа | № | Экспериментальная группа |
001 | Смирнов Егор | 001 | Фролова Валера |
002 | Кулинич Артем | 002 | Бышин Арсений |
003 | Белоусова Настя | 003 | |
004 | Крапивина Олеся | 004 | Наталич Настя |
005 | Головин Никита | 005 | Клименко Егор |
006 | Абашина Варя | 006 | Христенко Максим |
007 | Брусиловский Денис | 007 | Барсукова Настя |
008 | Гузнина Полина | 008 | Варава Настя |
Задача моей работы на данном этапе заключалась в следующем:
– выявить основные пути формирования правильной устной речи
у старших дошкольников.
На I этапе исследования, мы посредством наблюдения за деятельностью детей и давая специально подобранные задания определяли уровень развития речи и уровень экологической воспитанности.
Вначале детям было предложено задание № 1 с целью проверки словарного запаса детей.
Детей попросили назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам, для этого были заданы следующие вопросы:
1. Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?
2. Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?
3. Какие ты знаешь деревья, цветы?
4. Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?
5.Зимующие и перелетные птицы.
6.Животные Севера и южных стран.
Все дети справились с заданием. Положительные ответы дали: Кулинич Артем хорошо знает разновидности насекомых . Белоусова Настя отлично знает зимующих и перелетных птиц.
Далее было предложено задание №2. на проверку правильности произношения звуков. Было дано 38 картинок с изображениями предмета. Для проверки правильности звукопроизношения детей попросили самостоятельно назвать приведенные им картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов вслед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения.
Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р,Рь, Л, Ль, Й. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком. Исключение составляют звуки З и Ж, которые в конце слов оглушаются. Приведем названия всех картинок:
С – Сук, коСа, автобуС;
Сь – Сельдь, оСел, гуСь;
З – Зонт, коЗа;
Зь – Земляника, обеЗьяна;
Ц – Цапля, кольЦо, огуреЦ;
Ш – Шерсть, ШиШка, дуШ;
Ж – Жук, еЖи;
Ч – Чайка, тучка, клюЧ;
Щ – Щетина, яЩик, клеЩ;
Р – Радуга, оРел, тигР;
Рь – Репа, гРиб, фонаРь;
Л – Лук, белка, вол;
Ль – Лента, стебелек, соЛь;
Й – Яблоки, зайка, змеЙ.
Все звуки правильно произносили Смирнов Егор, Крапивина Олеся, Бышин Арсений. Дети в основном не умеют произносить звуки свистящие и парные звуки заменяют другим звуком например Р-ЛЬ, З-С.
Задание № 3 было предложено для проверки умения различать звуки речи на слух.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводилось по специально подобранным картинкам ,мы использовали 14 штук разных изображений, названия которых различаются одним проверяемым звуком. Например, слова миш ка и мис ка (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различать только при условии четкой дифференциации звуков С и Ш, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковы.
Для получения правильного результата исследования необходимо соблюдать следующие условия:
1) Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает.
2) Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных слов не допускается.
3) Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.
4) Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги), так как некоторые звуки (например, С и Ш, З и Ж),не различаемые ребенком на слух, могут быть указаны им по положению губ.
5) Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдаемые дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания. На этом задание затруднялся Клименко Егор -путал звуки шипящие и свистящие. Остальные дети очень хорошо справились с заданием, четко произносили все звуки.
Задание № 4. Проверка сформированности грамматических систем.
Для проверки детям предложили выполнить следующие задания:
1) образование множественного числа имен существительных.
Детям предлагалось назвать приведенные им картинки по типу: ЛАМПА – ЛАМПЫ.
2) по аналогии с предыдущим заданием образовать множественное число от следующих имен существительных.
СТЕБЕЛЬ –
ДЕРЕВО –
ГЛАЗ –
ЗЕРНО –
ДЕНЬ –
ПЕНЬ –
ЛОБ –
ВЕТЕР –
ПТИЦА –
УХО –
МЕДВЕЖОНОК –
БЕЛЬЧОНОК –
На этом задание использовали 12 предметных картинок. Дети справились, охотно отвечали на задание. Затруднялась Варава Настя. Ярко отвечала Барсукова Настя.
3) согласование прилагательных с существительными.
Детям предложили добавить к каждому данному существительному прилагательные ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЕНЫЙ (по типу «МОРЕ СИНЕЕи ГЛУБОКОЕ»):
ДУБ КАКОЙ? –
ТРАВА КАКАЯ? –
ДЕРЕВО КАКОЕ? –
ДЕРЕВЬЯ КАКИЕ? –
На третьем задании для описания и сравнения было предложено четыре картинки. Дети все отвечали хорошо и правильно.
4) согласование существительных с числительными.
Детям предложили закончить каждое из прочитанных нами 15 словосочетаний, например: четыре дерева, а пять…(деревьев).
Три тюльпана, а пять …
Три зайца, а пять …
Два медведя, а пять …
Четыре тучки, а десять …
Одна вишня, а шесть …
Один олень, а восемь …
Одна капля, а десять …
Один лоб, а два …
Два уха, а шесть …
Две шеи, а пять …
Одно яйцо, а семь …
При согласовании существительными с числительными почти все дети путались не- правильно называли.
Формы, методы и приемы развития речи старших дошкольников посредством дидактических игр экологического характера
На формирующем этапе эксперимента была поставлена цель – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр экологического характера.
Задачи:
1. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, формировать грамматический строй.
2. Вызывать интерес детей к объектам природы. Совершенствовать умение понять красоту звучащей родной речи через художественное слово, выразительно читать стихи в процессе игровой деятельности, рассказывать сказки, расширять кругозор детей.
3. Развивать воображение детей. Учить сочинять рассказы и сказки.
На данном этапе нашего эксперимента, на основе полученных результатов первичного исследования выявлены следующие направления работы:
1. Создать предметно-развивающую среду.
2. Разработать и апробировать дидактические игры экологического характера для активизации речи детей.
3. Контроль выполнения программы.
4. Работа с родителями с целью привлечения к сотрудничеству, учитывая то, что ребенок должен находиться в благоприятной речевой среде не только в детском саду, но и в домашней обстановке.
В развитии речи игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.
Дидактические игры экологического характера способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют речь, а также способствуют воспитанию культуры речи. Ребенок усваивает идейное содержание игры, последовательность событий, причинную их обусловленность. При этом он знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь.
Началом формирующей работы с детьми по развитию речи детей старшего дошкольного возраста была разработка системы занятий. Успешная реализация данной работы предусматривает ряд педагогических условий.
Подготовительная работа:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности в окружающей среде. Работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигает намеченных нами целей только в том случае, если она будет придерживать следующих правил:
1. Самое важное – добровольное участие в игре, необходимое для того, чтобы ребенок
сам захотел принять участие в предложенной игре.
2. Воспитатель своими действиями, эмоциональным общением с детьми, делает ее важной и значимой для них.
3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которое создают игры для освоения и применения нового опыта.
4. Используются различные наглядные материалы: картины, игрушки доступные по содержанию игры.
5. Требуется дифференцированный подход к ребенку: при анализе и оценке действия. К данной работе больше давать ребенку возможность проявить и выразить себя.
Это основные принципы организации проведения игр.
Распределение игры для результативной работы имеет большую значимость .Следовательно, эффективность игры можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного образа, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательном – образовательной работы.
Мы подобрали дидактические игры экологического характера по методике С.Н. Николаевой с целью развития речи детей старшего дошкольного возраста. Рассматривали проблему экологического воспитания в двух взаимосвязанных направлениях:
– воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;
– развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
В развитии речи дидактические игры экологического характера являются не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждая игра формирует выразительность детской речи, вырабатывает правильный темп и дыхание, хорошую дикцию. Именно в процессе игр дети знакомятся с их текстами, запоминают слова, активизируется речь.
Связывая слово с действием, образом, он проникается «гармонией родного слова», о чем говорил В.Г.Белинский. В процессе игр нужно обращать внимание на грамотную активизацию, обогащение речи ребенка. Во время прогулок, при ознакомлении с окружающим, во время праздников и развлечений и т.д. сделать игру обычным явлением в жизни детского сада, привлечь к этому детей.
Таким образом, игра на протяжении многих веков была важным источником воспитания речи детей. Именно дидактические экологические игры, в процессе которых идет активная речевая деятельность, общение являются одним из важных средств развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В процессе занятий дети учились не только строить рассуждения, высказывать свои мысли, но и соглашаться или не соглашаться с мнением воспитателя и своих сверстников; постепенно у ребят появлялся интерес к позиции другого человека, они начинали обращаться друг к другу с вопросами и возражениями. У них формировалось умение убеждать в своей правоте. Накапливался речевой опыт. Дети учились правильно говорить, учились грамотному общению на занятия.
Таблица 3
Уровень по развитию речи и экологической воспитанности | На начало эксперимента | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
высокий | 5 | 50% | 3 | 30% |
Средний | 3 | 30% | 3 | 30% |
низкий Низкий | 1 | 10% |
Результаты опытно – экспериментальной работы показали, что использование дидактических игр в этой работе наиболее эффективней помогает понять и осмыслить сведения о животных и растениях, что позволяет расширить запас лексики у детей. Задача воспитателя состояла
в том, чтобы в результате педагогической работы у дошкольников сформировались умения четко формулировать свои мысли, формирование логического мышления, мыслительных процессов.
Оценивая результаты, можно сказать, что дети продвинулись в умении общаться, в умении принимать оптимальные решения, анализировать, т.е. можно считать, что удалось добиться определенного усовершенствования их научно – деловой речи. Безусловно, работа над развитием речи дошкольников должна быть продолжена в дальнейшем, можно сказать, что проведенное исследование дало желаемый результат.
Данное исследование было посвящено теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр экологического характера».
Работая над темой, я руководствовалась задачами целевых ориентиров развития ребенка..
В существующих методиках по развитию речи недостаточно публикаций и разработок на эту тему.
Дидактическая игра преследует определенную цель, посредством которой у ребенка формируется быстрота мышления, умение сопоставлять наблюдения реальной действительности.
Перспективное планирование в старшей группе по теме «Активизация речи детей посредством экологических дидактических игр
Сентябрь
Тема: Что нам осень принесла»
НОД «Русский капустник»
Пр. сод.:вызвать интерес к традициям русского народа, русским народным песням,играм, пословицам и поговоркам,учить описывать овощи по плану, разучивание дидактической игры «Витаминная семейка».
Дидактические экологические игры по теме «Овощи-фрукты»
«Витаминные семейки»-закрепление знаний детей о витаминах, об их пользе для здоровья человека;
О содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах, пополнение словаря,согласование существительных с прилагательными (сладкий перец, кислый лимон).
«Вершки и корешки»-закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни-корешки и плоды-вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки, активизация словаря.
«Что где растет»- формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи, фрукты.
«Созрело- не созрело»-научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
«Овощехранилище»- закрепить знания о хранении овощей, учить называть внешние свойства (цвет, форма, величина).
«Овощи и фрукты»- обогащать знания о свойствах и качествах предмета (яблоко круглое, красное, сбоку зеленое, большое, сладкое, кислое, вкусное).
«Назови цвет», «Назови форму»- согласование существительных с прилагательными
ОКТЯБРЬ
«Важность растений ни с чем не сравнима»
НОД «Деревья - наши друзья»
Пр. сод.: развивать познавательную активность; развивать речь детей, обогащать их словарный запас, продолжать знакомить с экологической тропой, ее объектами, закрепить названия деревьев на участке детского сада, установить зависимость их состояния от внешних условий, приспособленность деревьев к жизни в таких условиях; формировать заботливое отношение к природе.
Дидактические экологические игры по теме: «Важность растений ни с чем не сравнима».
«Угадай, какое дерево»- учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их.
«Как растет растение» -закреплять этапы роста и развития растений.
«Лес-это хорошо, лес- это плохо», «Как лес помогает человеку», «Дерево- флюгер».
«Лес - многоэтажный дом»(расселение животных)- закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе,
Сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.
«Отгадай, что за растение» - (комнатные растения), учить детей по описанию отгадывать растение.
«Магазин цветов»- учить детей описывать цветы.
НОЯБРЬ
«Зимующие и перелетные птицы»
НОД
«Где обедал воробей?»
Пр. сод.: принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания. Самостоятельно рассказывать. Развитие навыков звукового и слогового анализа. Д/и «Что было бы, если б не было птиц».
Дидактические экологические игры по теме «Зимующие и перелетные птицы»
«Узнай по голосу»- шумы и крики птиц.
«Узнай по клюву, что ест птица», «Птицы, рыбы, звери».
«Что за птица»- классифицировать птиц по среде обитания (лес, водоем, открытое пространство).
«Угадай по описанию» (перелетные птицы).
«Подбери признак» ворона (какая?)-…, голубь(какой?)….
«Найди и покорми зимующих птиц»- учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам.
ДЕКАБРЬ
«Дикие и домашние животные наших лесов»
НОД «Почему медведь лапу сосет?»
Пр. сод.:развитие связной речи. Развитие общих речевых навыков (четкость дикции, интонационной выразительности речи, учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов.
Дидактические игры экологического содержания по теме «Дикие и домашние животные».
Д/и «Узнай по ногам, где живут животные»
«Кто прискакал на поляну?»- закрепить знания о диких и домашних животных.
«Разбуди кота»- образовать наименования детенышей животных.
«Потерялись»- соотносить название животного и его детеныша
«Зоологическое домино» - закреплять знания детей о животных средней полосы.
«Где чей хвост?»- учить детей по форме хвоста определять животное
«Кто чем питается»- учить детей по способу питания классифицировать животных (травоядные, хищники, всеядные).
«Какую пользу приносит?» (домашние животные)- закреплять знания о домашних животных и пользе, которую они приносят.«Помоги малышам» -учить называть животных и их детенышей.
«Четвертый лишний» (дикие животные) – учить замечать ошибки, развивать наблюдательность.
«Охотник и пастух» - упражнять детей в группировке диких и домашних животных
ЯНВАРЬ
«Зимняя сказка»
НОД «Зимний лес полон сказок и чудес»
Прю сод.: уточнить и закрепить правильное произношение звука». Учить слышать этот звук в словах, определять его место в слове (в начале, в середине). Подбирать определения к слову. ТРИЗ-игра «Хорошо- плохо».
Дидактические игры экологического содержания
«Времена года» -проверить умение детей последовательно называть времена года.«Так бывает или нет» (сезонные явления) –развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
«Найди одинаковые снежинки»-учить по характерным признакам подбирать пару.
«Угадай погоду»-закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно- схематического мышления.
«Что может делать вода» -закреплять свойства воды.
Февраль
«Животный мир морей, океанов и водоемов»
НОД
«Где спит рыбка?»
Пр. сод.: Актуализация словаря по теме «Речные рыбы». Развитие связной речи(составление рассказов по заданному плану. Совершенствование навыков звукового анализа слов. Д/и «Хорошо-плохо»- о рыбах.
Дидактические игры экологического содержания
«Рыбаки»- закреплять знания об обитателях водоемов.
«Парные картинки» (рыбы) –воспитывать наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие.
«Хорошо- плохо» -о рыбах.
«Птицы, рыбы, звери»
«Что было бы, если бы не было рыб в водоеме»
«Узнай по описанию»
МАРТ
«К нам весна шагает быстрыми шагами»
НОД«Спешит весна. Звенит капель»
ПР. сод.:закреплять с детьми признаки весны,учить устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, на улице начинает звенеть капель, появляются проталинки, а потом первые цветочки и трава. Учить детей подбирать слова- определения и слова, которые ассоциируют с понятием весна. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
Экологические дидактические игры
Дидактическая словесная игра «Весенние слова»
Голубое, ясное, чистое, весеннее, высокое, безоблачное –небо.
Яркое, золотое, теплое, ласковое –солнце.
«С чьей ветки детки?»-находить каждому дереву соответствующие листочки.
«Оденем друзей по весеннему».
«Выложи модель сегодняшнего дня».
«Нарисуй весну»
«Нарисуй погоду»
«Загадай, а мы отгадаем»
«Четвертый лишний»-учить различать месяцы в году.
АПРЕЛЬ
«Животные жарких и северных стран».
НОД
«Кто спрятался в джунглях?»
23Пр. сод.: совершенствование грамматического строя речи ,образование притяжательных прилагательных, развитие связной речи. Совершенствование
навыков звукового и слогового анализа слов
Экологические дидактические игры.
«Узнай по описанию»
«Бывает –не бывает»
«Узнай, какой ты зверь»
«Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран)- учить классифицировать животных по месту их обитания.
«Назови меня» -уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных.
МАЙ
«НАСЕКОМЫЕ»
НОД
Путешествие в сказку «Как кузнечик помогал слабым».
Пр. сод.: совершенствование навыка пересказа,умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, составлять предложения, подбирать антонимы, подбирать рифму.
Экологические дидактические игры
«Какое насекомое, назови»
«Загадки о насекомых»- учить по характерным признакам угадывать насекомых.
«Помоги расселить насекомых»- закрепить знания детей о насекомых.
«Что сначала, что потом» (развитие бабочки) –закрепить знания о процессе формирования бабочки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400с.
2. Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” - М.Просвещение, 1991г
3. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с.21.
4. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с., ил.
5. Дошкольная педагогика №2 (43)/ февраль/ 2
7. Е.А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 1968.
8. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
9. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада /. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
.
10 Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с
11. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.: ил.
12 Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.
13 Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с., ил.
14 Олифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2001. – 128 с.
15. Пидкасистый П.И. “Технология игры в обучении” – М.Просвещение, 1992г.
16 Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
17 Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с. ил.
20. Седов К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии (Л.С. Выготский и Н.И. Жинкин) // научно-методический журнал Мир Психологии. 1999, № 1.
21. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа 1997 №2
22. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – 216с.
23. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры, Москва "Просвещение" 1987г.
24. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). – М., 1987.
25. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1997. – 384 с., ил.
26. Топиченко С.В. Игра как форма общественного опыта ребенка дошкольного возраста// Дошкольное воспитание.-1965.- №12.-С.80.
27. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание. 1992. № 3 – 4, стр. 4.
28. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация речи детей посредством изобразительной деятельности
Конспект занятия по развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к художественному образному мышлению и развитию речи через формирование умений и навыков работы над графическими компози...
Развитие речи детей посредством дидактических игр
Консультация на тему "Развитие речи детей посредством дидактических игр"...
Активизация речи детей посредством компьютерных игр
консультация для родителей...
Активизация речи детей через дидактические игры в познавательной деятельности
Осуществляя речевое развитие детей, я ставлю перед собой цель - способствовать активизации речи в разных видах деятельности...
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются основной задачей речево...
Консультация "АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР"
Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются центральной задачей речевого...
Презентация "Активизация речи детей посредством экологических дидактических игр"
Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются ...