Консультация для воспитателей «Формирование словаря дошкольника в играх»
материал по развитию речи по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_formirovanie_slovarya_doshkolnika_v_igrah.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование словаря дошкольника в играх»

Подготовила:

воспитатель СП «Детский сад «Солнышко»

ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево

 Садыкова Л.А.

1. Как происходит развитие словаря дошкольника?

2. Игры, приемы, способствующие развитию словаря детей.

1. Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.

Для развития речи и , в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком: на первом году жизни эмоциональное, устанавливающее контакт матери и отца с малышом, развивающее его ориентировочный рефлекс на слово, научается выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным.

Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

Как происходит развитие словаря?

Слово – это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова. Развитие словаря ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов:                                        

Уровень развития мышления, которого достиг ребенок, определяет возможности усвоения тех или иных слов. К примеру, слова обобщающего значения (деревья, фрукты) становятся доступны пониманию и употреблению дошкольника лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения.

Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. Неправильно было бы думать, что ребенка не касается тот речевой фон, который имеется в его окружении во время занятий игрой, или рисованием (разговоры взрослых, их ссоры). В определенном возрасте дошкольник осознанно, пассивно или активно, воспринимает и обдумывает речь родителей.

Темп развития словаря дошкольника зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений, организации развивающей среды.

Количественный рост словарного запаса по Штерну.

От 1 года 2 мес  до 1 года 6 мес

в 2 года

в 3 года

в 4 года

в 5 лет

100 слов

300-400 слов

1000 – 1100 слов

1600 слов

2200 слов

 

Дети первого – начала второго года жизни усваивают слова, соотнося их с конкретными предметами. Слова выступают в функции имен собственных (к примеру, слово «стол» - это такое же имя вещи, как имя ребенка Маша). В дальнейшем слово приобретает несколько значений: словом «мяч» ребенок может назвать любой шарообразный упругий предмет, невзирая на остальные его признаки. В этом периоде развития лексики значение слова расплывчато. Одновременно с уточнением значения слова происходит развитие его структуры.  Ребенок начинает  осознавать не только предметную соотнесенность слова, но и его обобщающую функцию, возможность обозначения  целого ряда предметов одним словом.. Дошкольник приобретает умения и навыки употребления слов в зависимости от контекста, от эмоций, вложенных в слово.

После 3-х лет детям становится доступны слова обобщающего значения (мебель, посуда, плавание, ходьба, желтизна. Синева), а к 5-6 годам – слова, обозначающие родовые понятия для обобщающих слов (растения – это деревья, травы, кустарники; вещи – это одежда, игрушки, посуда; плоды – это овощи, фрукты, злаки; движение – это полет, плавание, бег; цвет – это белизна, чернота).

         По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу.

Р. И Лалаевой выделены следующие направления развития словаря.

Расширение объема словаря

Уточнение значения слова

Развитие структуры значения слова

Формирование семантических полей и лексической системности

Расширение связей между словами в лексиконе.

2. Игры, способствующие развитию словаря.

Игры, помогающие расширить объем словаря

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова. Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей (активного словаря). Работа по развитию лексики строится в соответствии с программой воспитания в детском саду «Детство»: определяется лексическая тема недели, составляется тематический словарик для работы с определенной возрастной группой детей (перечень новых слов, со значением которых необходимо познакомить детей).

- Уважаемые коллеги, давайте вспомним, какой ведущий вид деятельности у детей до 3-х лет? (предметно-практическая). От 3-х лет до 7 лет? (игровая)

Игра «Чудесный мешочек»

(для детей от 3-х лет)

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Посылка»

(для детей от четырех лет)

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Аналогии»

(для детей от 4-х лет)

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»

(для детей от 4-х лет)

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Оборудование: мяч.

Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.

Игра с мячом «Я знаю пять…»

(для детей от 5 лет)

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Оборудование. Мяч.

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

(для детей от пяти лет)

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

(для детей от пяти лет)

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игры, развивающие лексическую системность

и семантические поля.

        В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу (к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения и др)

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей т(групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Речевой материал:

Тяжелое заболевание (болезнь);

Малое дитя (ребенок);

Спешить в детский сад (торопиться);

Бросить мяч (кинуть);

Быстро прыгает (скачет);

Смелый человек (храбрый)

Грустные глаза ( печальные)

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Оборудование. Мяч.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Речевой материал:

Существительные: день -…; утро -…; восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; друг -….; герой - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;

Глаголы: надеть = ….; въехать - …..; выиграть - …..; встать -…..; забыть - ….; говорить - …..; влететь - ….; давать -….; выиграть -….; найти -….; начинать -….;

Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…..; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….; чистый -….» толстый -…..; пустой -….; горячий -….;

Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…..; тяжело -….; лучше -….;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников с помощью игр"

Представлена консультация для воспитателей на тему : «Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников с помощью игр»...

Консультация для воспитателей "Формирование выразительной речи дошкольников"

Автором представлен практический материал для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкоольников....

консультация для воспитателей"Формирование речи у дошкольников старшего возраста"

развитие речи на шестом- седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети ...

Консультация для воспитателей "Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни"

Потребность в здоровом образе жизни зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как личности. Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное и в тоже время хрупкое соз...

Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...

Консультация для воспитателей «Формирование познавательной активности дошкольников через дидактические игры».

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. Существует огромное количество развивающих игр....