консультация для воспитателей"Формирование речи у дошкольников старшего возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Бычкова Галина Александровна

развитие речи на шестом- седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание).

  Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит ребенку шестого- седьмого года жизни успешно обучаться в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Формирование речи у дошкольников старшего возраста».

Выполнила:  Бычкова Г.А., воспитатель

 МБДОУ ДС «Родничок» п. Новогорный

     Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям и последовательно проходит ряд этапом.

В старшем дошкольном возрасте она достигает определенного уровня развития, который позволяет ребенку в дальнейшем без особых проблем обучаться в школе.

 На шестом -  седьмом году жизни у ребенка продолжают развивать навыки звукового анализа (выделение в словах или фразах определенных звуков, слогов и ударения). Ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Придумывание детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем их лингвистического мышления.

 Происходит дальнейшее развитие интонационной стороны речи, таких ее элементов, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп. Умение ребенка осознанно и правильно пользоваться этими элементами развивается с помощью специальных упражнений, а также путем постоянного контроля за речью детей со стороны взрослого. К концу седьмого года жизни при благоприятных условиях ребенок дошкольник верно произносит все звуки родного языка, легко выделяет их в речи.

 В этом возрасте продолжается обогащение словаря. В связи с расширением опыта ребенка, увеличиваются его возможности в освоении новых слов, разных частей речи, которые помогают ему обогатить свои высказывания. Происходит и закрепление уже усвоенных слов, ребенок этого возраста использует знакомые слова в своей речи, видоизменяя их. В это же время осуществляется серьезная работа над уточнением в словаре ребенка значений уже известных ему синонимов и антонимов и особенно многозначных слов как с прямым, так и с переносным значением.

 Одним из важнейших достижений этого возраста выступает — формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети седьмого года жизни учатся выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день — знойный; жаркий спор — взволнованный), понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний.

 В этом возрасте дети начинают достаточно хорошо понимать смысл поговорок и пословиц, с которыми их знакомят взрослые. При использовании пословиц и поговорок закрепляются представления детей об антонимах.

 Знакомство с многозначными словами подводит ребенка седьмого года жизни к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.

 В этом же возрасте происходит обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, формирование языковых обобщений.

 Детей упражняются в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но теперь увеличивается степень свободы ребенка, что позволяет ему самостоятельно находить правильную форму. Дети упражняются в употреблении несклоняемых слов, образовании степеней сравнения прилагательных, изменении значений слов, придание им другого смыслового оттенка с помощью суффиксов и т.п.

 Дети начинают обращать внимание на то, как при образовании новых существительных подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа — школьник, огород — огородник) или на предмет (чай — чайник, скворец — скворечник). Закрепляется умение образовывать названия детеныша животных («У лисы — лисенок, у лошади — жеребенок, а у жирафа? носорога?»), названия предметов посуды (сахарница, но солонка).

 Дети осваивают навык подбора однокоренных слов и конструировать производные слова в условиях контекста.

 В этом возрасте дети легко дают толкование слов, причем, каждое толкование показывает, насколько глубоко дети стали понимать значение слова – как прямое, так и переносное. Особенно глубоко это осознание проявляется при выполнении задания, выявляющего развитие связной речи.

 В речи детей появляются разнообразные сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Происходит развитие самоконтроля, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.

 Качественные изменения происходят и в развитии связной речи.

 В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.

 Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становиться способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.

 Наиболее яркой характеристикой речи детей седьмого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

 При построении собственных высказываний или при знакомстве с рассказами других, дети начинают осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец). В связи с этим они уже в состоянии дать элементарную оценку услышанному.

 Здесь можно говорить о том, что развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления детей этой возрастной группы.

 Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. В этом возрасте у детей формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

 Дети шестого- седьмого года жизни могут осознавать разнообразие речевых жанров. Элементарное понимание того, в каких случаях необходимо использовать тот или иной тип высказывания, в дальнейшем поможет ребенку использовать эти знания в любой речевой ситуации.

 Ребенок шестого- седьмого года жизни вполне подготовлен к составлению творческих высказываний. Это обусловлено тем, что усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. В этом возрасте дошкольник обнаруживает способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов.

 Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.

 К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.

 Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников.

 Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (снова родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в связном высказывании.

 Некоторые дети в полной мере так и не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.

     Таким образом, развитие речи на шестом- седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание).

  Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит ребенку шестого- седьмого года жизни успешно обучаться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 - Дудорова Татьяна.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВОвладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошколь...

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 - Дудорова Татьяна.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВОвладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошколь...

Формирование связной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР.

В настоящее время выделяют четыре уровня развития.первый уровень ( речевые средства ребенка ограничены), активный словарь практически не сформирован, высказывания сопровождаются мимикой и жестами....

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия

Методическая разработка. Консультация для воспитателей. Формирование математических представлений у старших дошкольников: временные понятия...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста».

Консультация для воспитателей«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста»....

Консультация для воспитателей: "Развитие мышления у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития через дидактические игры"

В данной статье представлены материалы по формированию мышления у дошкольников с ЗПР. Даны примеры игр и упражнений, а так же этапы работы по развитию мышления....