Консультация для воспитателей «Формирование познавательной активности дошкольников через дидактические игры».
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Дубовова Наталья Витальевна

 Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. Существует огромное количество развивающих игр.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Формирование познавательной активности дошкольников через дидактические игры».

Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида»

     

 Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. Существует огромное количество развивающих игр.

       В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Эти игры дают возможность обучать детей способам решения умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

      Познавательная активность дошкольников – это активность, которая возникает в процессе познания. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

 активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

• развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

• учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

• закрепляет знания, умения.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

• с игрушками и предметами;

• настольно-печатные;

• словесные.

Дидактическая игра может быть организована:

1) на специальных занятиях по разделам программы

2) вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогом или со сверстниками.

      Игровые действия составляют основу дидактической игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить.

      Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами  формирования личности ребенка и коллектива  детей.

       Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, к людям разных профессий и национальностей, представлений о трудовой  деятельности. 

      Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.

      Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Рассказывая и объясняя,  у детей развивается монологическая речь.  Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.

      При отборе дидактических игр, способствующих развитию  познавательной  активности учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

     Планируя игровую деятельность с ребенком, пользуйтесь правилами:

• Игра должна приносить радость и взрослому и ребенку. Каждый успех малыша – обоюдное достижение. Радость вдохновляет ребенка на будущие успехи.

• Не заставляйте детей играть до пресыщения. Игра длится до тех пор, пока она приятна всем. Нельзя делать обидных замечаний.

• Дайте возможность ребенку думать и делать все самому, и даже отыскивать ошибки. Выполняя все более трудные задания, ребенок развивает свои способности.

• Чтобы ощутить трудность задач, прежде чем задавать их детям, попробуйте выполнить сами.

• Начинайте игру с посильных задач. Успех вначале – обязательное условие рождения интереса.

• Ребенок не интересуется игрой, если у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или … отбили охоту играть. Поэтому больше хвалите, поддерживайте его во время игры.

      Роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

      Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе необходимо создать специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

      Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится.

      Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира, готовность к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность"

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у младших дошкольников.Эксперименты дома...

Консультация для воспитателей: "Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность"

Всем нам хочется видеть детей любознательными, активными в познании мира, общительными, творческими, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.Как же нам, педагогам...

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Развитие познавательной активности дошкольников через дидактические игры

В основу моей деятельности по формированию познавательной активности дошкольников положена теория поэтапного формирования умственных действий и созданная в ходе работы пошаговая методика по ее развити...

Консультация для воспитателей по теме «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры».

Консультация для воспитателейпо теме«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»....

21.02.2024 г. Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт»

Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт», посвященный использованию интеллект-карт для стимулиров...

Консультация для воспитателей по теме «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры».

Консультация для воспитателейпо теме«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»....