Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Учёный Совет»
методическая разработка по развитию речи по теме
Это открытое мероприятие проходило весной 2005 года.
Часто домашние задания предполагали работу с энциклопедическиим словарями. Как результат, среди ребят наблюдалось как бы интеллектуальное соревнование в течение всего дня, особенно на занятиях.
На момент проведения занятия дети в разной степени владели чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Учёный Совет» | 795.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной группе
Тема: «Дидактическая сюжетно-ролевая игра «Ученый Совет»
Цель: на основе познавательного развития, в связи с освоением игры, опосредованной словом, в общении со взрослыми и детьми, способствовать лучшему овладению грамматическим строем языка.
- Упражнять в работе над словом, предложением, над монологической речью, расширяя и обогащая словарный запас детей (лачуга, марионетка, патока, бивень).
- Развивать память, внимание, логическое мышление, нацеливать ребят на самоанализ услышанного, отстаивая свою точку зрения и давая развернутые ответы.
- Через игровую форму занятия и диалогическое общение воспитывать у детей чувство раскованности, свободы, уважение к знаниям и товарищам, обладающим большими знаниями.
- столы расставлены по кругу, вазочки с цветами;
- эмблемы у ведущих (Мудрец, Большой Мудрец) и эмблемы у детей (7 шт.);
- посылка от Незнайки с запиской, картинками-словами, соком, апельсинами, бутербродами «канапе»;
- «ромашки» для вручения за лучшие ответы;
- листы с иллюстрацией, ручки у каждого ребенка;
- сувениры из моржовых клыков, иллюстрации: слоны, морж, рисунки для разминки («Солнышко», «Ворона и кувшин»);
- толковый словарь русского языка, В.И. Даль;
- звонок (колокольчик);
- слова на карточках: Лачуга, Марионетка, Патока, Бивень, Я уверен, Я полагаю, Я думаю, Я считаю, Мне кажется.
Ход занятия:
Организационный момент
Беседа о предстоящем мероприятии.
Дети стоят горошком в группе, воспитатель-коллега с детьми приветствуют гостей.
Воспитатель: Дети, занятие по развитию речи мы проведем в зале Ученых Совещаний. Всех вас объявляю учеными. Как вы, наверное, догадались, сейчас у нас начнется игра. Она называется «Ученый Совет». Как вы думаете, ученые – это какие люди?
Предположения детей: много знают, много умеют, умные, сообразительные, очень воспитанные, честные, ответственные, мудрые.
Я в игре беру на себя роль Мудреца, а воспитатель-коллега будет у нас Большим Мудрецом.
Всегда мудрыми считали людей, проживших много лет, узнавших много важного в жизни. Вот почему на эмблеме изображен пожилой человек – много знающий.
В конце игры мы определим самых мудрых ребят в нашей группе (показать эмблему), которые в дальнейшем будут хорошими помощниками на занятиях и в жизни. А может они будут принимать участие в соревнованиях, КВН-ах, защищая честь своей группы.
В игре есть правила:
- Культура поведения на высоком уровне.
- Во время всей игры внимание, умение думать и активное участие.
- Коль наше занятие по развитию речи, то на нем должна звучать правильная речь. А украшать вы ее будете словами: Я уверен, Я полагаю, Я думаю, Я считаю, Мне кажется.
Воспитатель: За усердие каждый ученый от Большого Мудреца будет получать «ромашки». Чем их больше окажется перед вами на столе, тем больше шансов стать Мудрецом. Всем желаем успехов!
Итак, открываю Ученый Совет с Разминки. Прошу всех занять места на ковре.
Основная часть
- Разминка
Январь ... продолжите.
Три девочки нашли в лесу три белых грибка. А если бы одна девочка пошла, то сколько бы грибков она нашла?
Что такое «ванна», уважаемые ученые?
Чего в группе больше: мебели или стульев?
Одно солнышко над нами, а другое под ногами. Подскажите Юре, дети, сколько солнышек на свете? (картинка)
На столе стояли три чашки с соком. Одну чашку выпили. Сколько чашек осталось на столе?
Пожарный - это человек ...
Ломтик хлеба с маслом, сыром или колбасой называется ...
Место, где готовят и продают лекарство, называется ...
Чем отличается лужа от реки?
Рисунок «Ворона и кувшин»
Во всех почти делах догадка нам нужна. Ворона бедная от жажды умирала и где-то на поле она кувшин с водой сыскала. Но вот беда: низка была в кувшине том вода. Как станешь пить? Нельзя и влезть; кувшин тяжел – нельзя его вороне сдвинуть, не только опрокинуть. А надобно воды достать!
Вот стала ...
Как удалось напиться вороне?
Вывод. Какой оказалась ворона?
Предположения детей: догадливой, смышленой, сообразительной.
- Работа над словом
Приступаем к нашей работе.
Придвиньте листы ближе к себе и переверните их. Это листы из волшебных книг. Злой колдун стер волшебные слова, которые нужны для обучения маленьких фей. Нам нужно, уважаемый Ученый Совет, восстановить их. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и скажите, на какую букву должны начинаться исчезнувшие слова?
Как догадались?
- Называйте их:
Лето, ливень, льет, лампа, люстра, ласточка, лук, ландыши, лестница, лопата, лодка, лейка, ласты, листики, лилии, лотос, лягушка, лапы, лужи, лес.
Здесь есть еще одно слово и нам, наверное, не угадать его, обратимся за помощью к Большому Мудрецу.
Воспитатель-коллега: Даю небольшую подсказку. Как называется самый большой предмет на этой картинке?
Небольшой старенький (из словаря) домик, построенный из досок, называется «лачуга».
- Дети печатают слова (2 мин.), после зачитывают, у кого больше – оцениваются.
Воспитатель: Наступило время Умной Шумелки. Проведет её Большой Мудрец.
Воспитатель-коллега: Если вы согласны, хлопайте, если нет, топайте культурно.
Тебе уж больше пяти лет – правильно?
Страшнее кошки зверя нет – правильно?
На деревьях птицы гнезда вьют – правильно?
Из лужи дети воду пьют – правильно?
Летать умеют обезьяны – правильно?
Бульдозер быстро роет ямы – правильно?
Пилою гвозди забивают – правильно?
Арбуз на части разрезают – правильно?
Для еды нужны вилки и ложки – правильно?
Теплой водой умываются кошки – правильно?
Блины пекут на сковородке – правильно?
В густом лесу живут селедки – правильно?
- Воспитатель: Уважаемый Ученый Совет! Я совсем забыла... Мы получили посылку от Незнайки... Там была записка и еще что-то.
Приглашаются двое детей для чтения.
Уважаемый Ученый Совет!
В нашем Цветочном городе коротышки употребляют в речи слова, значение которых я не знаю.
Посылаю Вам небольшой сюрприз. Жду помощи.
Ваш Незнайка.
Вынимаются из посылки слова.
Воспитатель: «Патока» (чтение детьми). Уважаемые ученые, пофантазируйте, что это может обозначать.
После обращения к Большому Мудрецу воспитатель читает из словаря.
– густая сахарная вода, используется для изготовления карамелек (показывает), халвы и других сладостей.
«Марионетка» – (дети называют сами). А откуда знаете? (спектакль шел в саду: кукла для представлений в театре).
«Бивень» – большой острый зуб – клык. Бивни – общее название чрезмерно развитых зубов (клыков обеих челюстей у некоторых млекопитающих животных: слонов, моржей, кабанов и других). Орудие нападения и защиты. Растут в течение всей жизни.
Показ иллюстраций со слонами, моржом, демонстрация изделий из моржовых бивней.
Из бивней слонов люди научились делать сувенирные изделия. В нашей стране такие изделия делают из бивней моржей. Народные умельцы специальными ножами вырезают на сувенирах рисунок. Затем разминают в порошок карандашный цветной грифель и наносят на рисунок. Убирают ваткой лишнюю цветную пыль и закрепляют лаком. А изображают то, что связано с жизнью северных мастеров.
Показ большого бивня и маленького, собачья упряжка, нож, необходимый для охоты, шкатулка для женских украшений, целая семья из человечков.
Все эти изделия считаются очень ценными и дорогими. Они украшают домашний быт.
Воспитатель-коллега закрепляет новые слова (фронтальная работа).
- Воспитатель: Сейчас объявляется музыкальная пауза. Ваши новые мысли улягутся и голова отдохнет.
Все спокойно идут на ученый ковер. Становятся на краю. Музыка – 1 минута.
Уважаемые ученые, близится время выбора мудрецов. Чтобы достойно носить звание «Ученого», надо ежедневно пополнять свои знания и иметь красивую правильную речь. А из чего состоит наша речь?
Воспитатель: Вот и поработаем над предложениями. И заодно пополним запас «ромашек».
- Послушайте, запомните, все ли верно? Если нет, докажите.
– Лягушка надела шубу, потому что наступила зима.
– В каплях дождя шумели солнечные лучики.
- Измените одно слово.
– По дороге шла старушка с ведром.
- Закончите предложение.
– Кошка взобралась на дерево, потому что ...
– Кошка взобралась на дерево, когда ...
– Кошка взобралась на дерево, чтобы ...
– Кошка взобралась на дерево, которое ...
- Подведение итогов
Все переходят за столы.
Воспитатель-коллега: Как называлась наша игра?
Какие полезные дела мы решали на Ученом Совете?
Какие новые слова узнали? (лачуга, марионетка, патока, бивень)
А зачем мы устроили эту игру?
Выбор мудрецов и награждение.
Воспитатель: Дети, а сейчас перед сюрпризом от Незнайки вам необходимо уйти за шторы и порадовать себя, гостей приятными танцевальными движениями.
Музыка. Дети танцуют.
После младший воспитатель приглашает в кафе «Ромашка».
Воспитатель-коллега: Вот перед вами Незнайкин сюрприз. Кто знает, как называется то, что на тарелке?
Это «канапе» – маленький бутерброд. Он может быть различной формы (показ).
Всем приятного аппетита!
Дети отдыхают…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Транспорт будущего"
План-конспект НОД в подготовительной группе составлен в соответствии с ФГТ. Имеется тема недели "Транспорт", итоговое мероприятие на тему "Транспорт будущего". Соблюден принцип интеграции образо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Логопедическое занятие в подготовительной группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Путешевствие в подводный мир"
Занятие в подготовительной группе по математике...
Непосредственно - образовательная деятельность для подготовительной группы на тему: «Яблоня с яблочками». Образовательная область: Художественное творчество
конспект по аппликации для детей подготовительной группы.дети развивают мелкую моторику рук, работая с бумажными салфетками.развивают воображение,эстетический вкус....
Презентация непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по теме «Круговорот воды в природе» с использованием электронных образовательных ресурсов
Презентациянепосредственной образовательнойдеятельности для подготовительной группыпо теме «Круговорот воды в природе» с использованием электронныхобразовательных ресурсов...
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...