Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Учёный Совет»
методическая разработка по развитию речи по теме

Комисарчук Ольга Филипповна

Это открытое мероприятие проходило весной 2005 года.

Часто домашние задания предполагали работу с энциклопедическиим словарями. Как результат, среди ребят наблюдалось как бы интеллектуальное соревнование в течение всего дня, особенно на занятиях.

На момент проведения занятия дети в разной степени владели чтением и письмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

в подготовительной группе

Тема: «Дидактическая сюжетно-ролевая игра «Ученый Совет»

Цель: на основе познавательного развития, в связи с освоением игры, опосредованной словом, в общении со взрослыми и детьми, способствовать лучшему овладению грамматическим строем языка.

Задачи:

  1. Упражнять в работе над словом, предложением, над монологической речью, расширяя и обогащая словарный запас детей (лачуга, марионетка, патока, бивень).
  2. Развивать память, внимание, логическое мышление, нацеливать ребят на самоанализ услышанного, отстаивая свою точку зрения и давая развернутые ответы.
  3. Через игровую форму занятия и диалогическое общение воспитывать у детей чувство раскованности, свободы, уважение к знаниям и товарищам, обладающим большими знаниями.

Оборудование:

  1. столы расставлены по кругу, вазочки с цветами;
  2. эмблемы у ведущих (Мудрец, Большой Мудрец) и эмблемы у детей (7 шт.);
  3. посылка от Незнайки с запиской, картинками-словами, соком, апельсинами, бутербродами «канапе»;
  4. «ромашки» для вручения за лучшие ответы;
  5. листы с иллюстрацией, ручки у каждого ребенка;
  6. сувениры из моржовых клыков, иллюстрации: слоны, морж, рисунки для разминки («Солнышко», «Ворона и кувшин»);
  7. толковый словарь русского языка, В.И. Даль;
  8. звонок (колокольчик);
  9. слова на карточках: Лачуга, Марионетка, Патока, Бивень, Я уверен, Я полагаю, Я думаю,       Я считаю, Мне кажется.

Ход занятия:

Организационный момент

Беседа о предстоящем мероприятии.

Дети стоят горошком в группе, воспитатель-коллега с детьми приветствуют гостей.

Воспитатель: Дети, занятие по развитию речи мы проведем в зале Ученых Совещаний. Всех вас объявляю учеными. Как вы, наверное, догадались, сейчас у нас начнется игра. Она называется «Ученый Совет». Как вы думаете, ученые – это какие люди?

Предположения детей: много знают, много умеют, умные, сообразительные, очень воспитанные, честные, ответственные, мудрые.

Я в игре беру на себя роль Мудреца, а воспитатель-коллега будет у нас Большим Мудрецом.

Всегда мудрыми считали людей, проживших много лет, узнавших много важного в жизни. Вот почему на эмблеме изображен пожилой человек – много знающий.

В конце игры мы определим самых мудрых ребят в нашей группе (показать эмблему), которые в дальнейшем будут хорошими помощниками на занятиях и в жизни. А может они будут принимать участие в соревнованиях, КВН-ах, защищая честь своей группы.

В игре есть правила:

  1. Культура поведения на высоком уровне.
  2. Во время всей игры внимание, умение думать и активное участие.
  3. Коль наше занятие по развитию речи, то на нем должна звучать правильная речь. А украшать вы ее будете словами: Я уверен, Я полагаю, Я думаю, Я считаю, Мне кажется.

Воспитатель: За усердие каждый ученый от Большого Мудреца будет получать «ромашки». Чем их больше окажется перед вами на столе, тем больше шансов стать Мудрецом. Всем желаем успехов!

Итак, открываю Ученый Совет с Разминки. Прошу всех занять места на ковре.

Основная часть

  1. Разминка

Январь ... продолжите.

Три девочки нашли в лесу три белых грибка. А если бы одна девочка пошла, то сколько бы грибков она нашла?

Что такое «ванна», уважаемые ученые?

Чего в группе больше: мебели или стульев?

Одно солнышко над нами, а другое под ногами. Подскажите Юре, дети, сколько солнышек на свете? (картинка)

На столе стояли три чашки с соком. Одну чашку выпили. Сколько чашек осталось на столе?

Пожарный - это человек ...

Ломтик хлеба с маслом, сыром или колбасой называется ...

Место, где готовят и продают лекарство, называется ...

Чем отличается лужа от реки?

Рисунок «Ворона и кувшин»

Во всех почти делах догадка нам нужна. Ворона бедная от жажды умирала и где-то на поле она кувшин с водой сыскала. Но вот беда: низка была в кувшине том вода. Как станешь пить? Нельзя и влезть; кувшин тяжел  нельзя его вороне сдвинуть, не только опрокинуть. А надобно воды достать!

Вот стала ...

Как удалось напиться вороне?

Вывод. Какой оказалась ворона?

Предположения детей:  догадливой, смышленой, сообразительной.

  1. Работа над словом

Приступаем к нашей работе.

Придвиньте листы ближе к себе и переверните их. Это листы из волшебных книг. Злой колдун стер волшебные слова, которые нужны для обучения маленьких фей. Нам нужно, уважаемый Ученый Совет, восстановить их. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и скажите, на какую букву должны начинаться исчезнувшие слова?

Как догадались?

  1. Называйте их:

Лето, ливень, льет, лампа, люстра, ласточка, лук, ландыши, лестница, лопата, лодка, лейка, ласты, листики, лилии, лотос, лягушка, лапы, лужи, лес.

Здесь есть еще одно слово и нам, наверное, не угадать его, обратимся за помощью к Большому Мудрецу.

Воспитатель-коллега: Даю небольшую подсказку. Как называется самый большой предмет на этой картинке?

Небольшой старенький (из словаря) домик, построенный из досок, называется «лачуга».

  1. Дети печатают слова (2 мин.), после зачитывают, у кого больше – оцениваются.

Воспитатель: Наступило время Умной Шумелки. Проведет её Большой Мудрец.

Воспитатель-коллега: Если вы согласны, хлопайте, если нет, топайте культурно.

Тебе уж больше пяти лет – правильно?

Страшнее кошки зверя нет – правильно?

На деревьях птицы гнезда вьют – правильно?

Из лужи дети воду пьют – правильно?

Летать умеют обезьяны – правильно?

Бульдозер быстро роет ямы – правильно?

Пилою гвозди забивают – правильно?

Арбуз на части разрезают – правильно?

Для еды нужны вилки и ложки – правильно?

Теплой водой умываются кошки – правильно?

Блины пекут на сковородке – правильно?

В густом лесу живут селедки – правильно?

  1. Воспитатель: Уважаемый Ученый Совет! Я совсем забыла... Мы получили посылку от Незнайки... Там была записка и еще что-то.

Приглашаются двое детей для чтения.

Уважаемый Ученый Совет!

В нашем Цветочном городе коротышки употребляют в речи слова, значение которых я не знаю.

Посылаю Вам небольшой сюрприз. Жду помощи.

Ваш Незнайка.

Вынимаются из посылки слова.

Воспитатель: «Патока» (чтение детьми). Уважаемые ученые, пофантазируйте, что это может обозначать.

После обращения к Большому Мудрецу воспитатель читает из словаря.

– густая сахарная вода, используется для изготовления карамелек (показывает), халвы и других сладостей.

«Марионетка» – (дети называют сами). А откуда знаете? (спектакль шел в саду: кукла для представлений в театре).

«Бивень» – большой острый зуб – клык. Бивни – общее название чрезмерно развитых зубов (клыков обеих челюстей у некоторых млекопитающих животных: слонов, моржей, кабанов и других). Орудие нападения и защиты. Растут в течение всей жизни.

Показ иллюстраций со слонами, моржом, демонстрация изделий из моржовых бивней.

Из бивней слонов люди научились делать сувенирные изделия. В нашей стране такие изделия делают из бивней моржей. Народные умельцы специальными ножами вырезают на сувенирах рисунок. Затем разминают в порошок карандашный цветной грифель и наносят на рисунок. Убирают ваткой лишнюю цветную пыль и закрепляют лаком. А изображают то, что связано с жизнью северных мастеров.

Показ большого бивня и маленького, собачья упряжка, нож, необходимый для охоты, шкатулка для женских украшений, целая семья из человечков.

Все эти изделия считаются очень ценными и дорогими. Они украшают домашний быт.

Воспитатель-коллега закрепляет новые слова (фронтальная работа).

  1. Воспитатель: Сейчас объявляется музыкальная пауза. Ваши новые мысли улягутся и голова отдохнет.

Все спокойно идут на ученый ковер. Становятся на краю. Музыка – 1 минута.

Уважаемые ученые, близится время выбора мудрецов. Чтобы достойно носить звание «Ученого», надо ежедневно пополнять свои знания и иметь красивую правильную речь. А из чего состоит наша речь?

Воспитатель: Вот и поработаем над предложениями. И заодно пополним запас «ромашек».

  1. Послушайте, запомните, все ли верно? Если нет, докажите.

Лягушка надела шубу, потому что наступила зима.

В каплях дождя шумели солнечные лучики.

  1. Измените одно слово.

– По дороге шла старушка с ведром.

  1. Закончите предложение.

– Кошка взобралась на дерево, потому что ...

– Кошка взобралась на дерево, когда ...

– Кошка взобралась на дерево, чтобы ...

– Кошка взобралась на дерево, которое ...

  1. Подведение итогов

Все переходят за столы.

Воспитатель-коллега: Как называлась наша игра?

Какие полезные дела мы решали на Ученом Совете?

Какие новые слова узнали? (лачуга, марионетка, патока, бивень)

А зачем мы устроили эту игру?

Выбор мудрецов и награждение.

Воспитатель: Дети, а сейчас перед сюрпризом от Незнайки вам необходимо уйти за шторы и порадовать себя, гостей приятными танцевальными движениями.

Музыка. Дети танцуют.

После младший воспитатель приглашает в кафе «Ромашка».

Воспитатель-коллега: Вот перед вами Незнайкин сюрприз. Кто знает, как называется то, что на тарелке?

Это «канапе» – маленький бутерброд. Он может быть различной формы (показ).

Всем приятного аппетита!

Дети отдыхают…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Транспорт будущего"

План-конспект НОД в подготовительной группе составлен в соответствии с ФГТ. Имеется тема недели "Транспорт",  итоговое мероприятие на тему "Транспорт будущего". Соблюден принцип интеграции образо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»

Логопедическое занятие в подготовительной  группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...

Непосредственно - образовательная деятельность для подготовительной группы на тему: «Яблоня с яблочками». Образовательная область: Художественное творчество

конспект по аппликации для детей подготовительной группы.дети развивают мелкую моторику рук, работая с бумажными салфетками.развивают воображение,эстетический вкус....

Презентация непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по теме «Круговорот воды в природе» с использованием электронных образовательных ресурсов

Презентациянепосредственной   образовательнойдеятельности для подготовительной группыпо теме «Круговорот воды в природе» с использованием электронныхобразовательных ресурсов...

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...