Статья "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит".
статья по развитию речи на тему
В данной статье описан проект "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит". Приведены основные разделы учебного плана по программе азбука общения.
В статье собраны авторские детские сказки на тему "Когда я был волшебником" или "О чем мечтают дети".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka_razvivaet_vospityvaet_uchit_lechit.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит».
Вот уже более пяти лет я работаю по программе «Азбука общения» (авторы: Шипицына, Воронова, Защиринская). Замечательная программа, которую можно брать за основу и которая предполагает творческий к ней подход.
Главной задачей учебного плана является формирование навыков общения у детей и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. На занятиях формируются навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующие наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
К основным разделам учебного плана представлен тематический подбор игр и упражнений и лишь примерные занятия по возрастам, что дает свободу творчества. Опираясь на учебный план программы, я сделала календарные разработки занятий. Главными моими помощниками стали сказки Т.А.Шорыгиной и Н.О.Пахомовой, которые были изданы в 2001-2005гг. издательством «Книголюб»(Москва): «Добрые сказки», «Вежливые сказки», «Общительные сказки», «Зеленые сказки», «Родные сказки», «Осторожные сказки», «Точные сказки». И коррекционно-развивающие занятия «Уроки добра» и «Учимся сопереживать и сочувствовать» автора С.И.Семенака (издательство Аркти, Москва, 2004г.).
1) Раздел первый. «Вежливые сказки». Ознакомление с правилами этикета.
Этикет – это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, но выработаны веками. Нормы поведения помогают взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а установленные в детстве они становятся полезной привычкой. «Вежливые сказки» в доступной и увлекательной форме знакомят детей с простыми правилами этикета. Они дадут ребенку возможность эмоционально пережить последствия соблюдения и нарушения норм общественного поведения, а также помогут воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию этических представлений у детей.
2) Раздел второй. «Зеленые сказки» - экология.
Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Сказки учат ребенка «мудрости» природы, прививают любовь к тому, что его окружает, к животному и растительному миру, к ответственному отношению ко всему живому. Учат ребенка понимать, в чем состоит существенное отличие человека от других живых существ, рассказывают, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом.
3) Раздел третий. «Добрые сказки» - этика.
Сказка акцентирует внимание детей на нравственных аспектах поведения и характерах сказочных персонажей. Приключения героев вводят ребенка в сложный мир взаимоотношений между ними, раскрывают перед детьми нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, учат осознавать собственные побуждения и понимать других людей.
4) Раздел четвертый. «Осторожные сказки» - основы безопасности.
Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. «Осторожные сказки» помогут в доступной и увлекательной форме познакомить детей с правилами безопасного поведения дома, на городской улице, у водоемов и в лесу, научат предвидеть опасность и по возможности избегать ее.
5) Раздел пятый. «Красивые сказки»- эстетика.
Сказка знакомит детей с красотой окружающей природы и красотой, сотворенной руками человека. Помогает понять, что красота нужна человеческой душе как воздух! Сказка предоставляет возможность разглядеть то, чего ребенок прежде не замечал, услышать то, к чему не прислушивались, а возможно и разовьет желание спеть веселую песенку, станцевать танец, исполнить роль в кукольном спектакле, взять в руки карандаши и краски
6) Раздел шестой. «Родные сказки».
«Родными» эти сказки называются потому, что речь в них идет о самом дорогом для человека – о родителях и родственниках, о большой и малой родина, о родном языке, о национальных традициях и обычаях, о людях, составляющих славу и гордость отечества, - героях, богатырях, духовных наставниках народа. Сказки помогут развить у детей национальную гордость, чувство уважения к истории и культуре нашей Родины.
7) Раздел седьмой. «Точные сказки» - о временных представлениях.
Сказки посвящены времени. А время величина точная. Они рассказывают о способах измерения времени: годе, месяце, неделе, сутках, часах, минутах и секундах; о приборах, измеряющих время, - часах, о календарях, с помощью которых отмечают дни в году. Сказки помогут закрепить и углубить знания о временных изменениях, помогут расширить представление об окружающем мире, научат пользоваться календарями и часами.
8) Раздел восьмой. «Общительные сказки» - коммуникативные способности.
Умение общаться необходимо каждому человеку, а главное правило, касающееся отношений между людьми, было сформулировано более 2000 лет назад. Оно гласит: относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. В сказках рассказывается о правилах поведения ребёнка в семье, в коллективе сверстников, на городских улицах, в общественных учреждениях. В них содержится информация о профессиях и тех качествах характера, которые необходимы, чтобы овладеть этими профессиями. Общительные сказки помогут детям углубить интерес к социальному миру, расширить представления о микро- и макросоциальном окружении, познакомят с оптимальными формами поведения, помогут развить коммуникативные способности.
Подобранный мной методический материал очень удачно лег на все разделы учебного плана, к примеру:
- первый раздел учебного плана – «Мир познания – единство с природой». Раздел рассчитан на один месяц, в него входит 4 занятия. Одно из занятий – «Мой ласковый и нежный зверь». Отличным материалом к занятию стала сказка «Кролик и зайчиха» из сборника «Зеленый сказки» о жизни домашних и диких животных. А игры и упражнения к занятию берем из программы «Азбука общения». Хороводная игра «Зайчиха» и игра-имитация «Заяц». Дети охотно участвуют в дискуссии о положительных и отрицательных моментах жизни героев сказок и, конечно, с удовольствием играют, закрепляя знания, полученные в ходе занятия.
- или раздел «Этот странный взрослый мир». Одно из занятий «Воспитание уважения к старшим». Понять и решить задачи занятия помогла сказка «Желтая птичка» из сборника «Общительные сказки», где героиня сказки проявила неуважение к дедушке, и что ей помогло осознать свою ошибку. А ролевую гимнастику с элементами мимики и пантомимики о настроении дедушек и бабушек в случае огорчения я позаимствовала в коррекционно-развивающей программе «Учимся сопереживать и сочувствовать».
Таким образом, занятия строятся по принципу «активная дискуссия по сказке + игра».
Детям сказки близки и знакомы с самого раннего детства, поэтому они охотно занимаются решением проблем сказочных героев и одновременно обогащают свой жизненный опыт знаниями, навыками и умениями. Напрашивается вопрос «почему для занятий я взяла сказки современных авторов?». Повторюсь, что, во-первых, они удачно подошли к данному учебному плану, и, во-вторых, популярные сказки детям очень знакомы, к 5-6 годам большинство они знают наизусть – их читали детям папы и мамы, дедушки и бабушки, в группе детского сада, они много раз видели их по телевизору. А значит, первое знакомство со сказкой уже давно состоялось. А проводимые мной занятия рассчитаны на момент новизны и сюжетной интриги. Сказка должна завладеть вниманием детей. Впечатление о персонажах должно формироваться у детей во время слушания сказки, а слушать новую, незнакомую сказку гораздо интереснее. К тому же эти сказки можно «примерить на себя», т.к. главные герои сказок, в основном, сверстники моих воспитанников.
Сказки помогают не только детям в приобретении знаний, навыков, умений, решению личных проблем, но и для меня – педагога – сказка является инструментом, ключиком к душам детей. Она помогает мне лучше понять внутреннее состояние ребенка, то, что его волнует, то, чем он озадачен, чего боится. Удачно подобранной сказкой можно помочь ребенку решить свои проблемы, вылечить душевное беспокойство. Недаром говорят: «сказка лечит». Как-то мне в руки попала книга московской писательницы Татьяны Рик, которая отметила, что ребенок не просто любит сказки, сказка для него – это мир, в котором он живет. Самые обыкновенные предметы он одушевляет, для каждого предмета придумывает свою историю. Внутренний мир сказки очень схож с миром ребенка, - говорит Татьяна Рик. Трудно с этим не согласиться.
И снова, возвращаясь к учебному плану, хочу рассказать это на конкретном примере. Третий раздел программы – Тайна моего «Я», занятие «Мои чувства и желания» (формирование собственного «Я»). Работа по сказке «В детский сад пришел волшебник» из сборника «Добрые сказки». Дискуссия основывалась на том, что волшебник набирает в волшебную школу детей для того, чтобы они тоже стали волшебниками. Но не все дети смогут туда попасть. Именно эта сказка помогла детям раскрыть свои проблемы и желания, а мне буквально подсказала, в каком плане развивать мои творческие задумки. Тема так зацепила ребят, буквально обнажило все наболевшее. Дети внезапно раскрылись и начали через сказку озвучивать то, что в реальной жизни вряд ли решились бы. Детских проблем и желаний было так много, что пришлось организовать месячный марафон индивидуальной работы с каждым желающим ребенком 5-6 лет. Форма марафона «сказка, конечно, сказка», которая так и называлась «Когда я был волшебником… или о чем мечтают дети». Сказки очень разноплановые, как и внутренний мир детей. Одни ребята с помощью волшебства хотят избавиться от злодеев, другие – перестать бояться, а третьи – побывать на звездном небе и подружиться со звездочками. Так при помощи сказки дети реализовали свои мечты, а некоторые из них раскрыли свои таланты фантазеров и сказочников.
Сказок оказалось так много, и были они столь необычными, что решение, как поступить дальше, пришло само собой. На очередном заседании клуба «Семь-Я» было принято решение напечатать сборник детских сказок. Таким образом, к проекту «Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит» подключились родители. Ознакомившись с детским творчеством, взрослые не оказались безучастными. Во-первых, мы заручились их поддержкой в издании сборника, во-вторых, была предложена идея дополнить сборник семейной сказкой. В преддверии Нового года тема была подготовлена заранее – сказку назвали «Жила-была елочка». Эта же сказка была объявлена на конкурс лучшей коллективной сказки среди старших-подготовительных групп. С некоторыми из них я вас познакомлю.
Группа «Алёнушка».
1-я подгруппа.
Жила-была елочка в лесу. Дед Мороз ее своей волшебной палочкой заколдовал, чтобы она не замерзла. У маленькой елочки были елочка-мама и елочка-папа. Они жили в лесу и заботились о белочках, о зайчиках, о ежиках. Они укрывали их от снега и мороза пушистыми ветками, угощали шишками. Как-то раз дед Мороз пригласил их к себе на праздник. Елочки стали красиво одеваться на праздник. Мама-елка одевала бусы, наряжала маленькую елочку в зеленое блестящее платье, папе-елке она навешала красивые шары, конфеты, игрушки для детей, сладости, духи. И они пошли в детский сад, который называется «Улыбка», в группу «Аленушка». Там их ждали дети. Дети нарядились в костюмы и украсили группу. Поставили маленькую елочку в середину, встали в круг, стали петь песенку «Маленькой елочке», шутили, играли, рассказывали сказки и смешинки. Потом они заметили, что она загрустила и сказала: «Я очень устала, мне жарко, в гостях хорошо, а дома лучше». Ребята позвали деда Мороза и попросили отправить обратно в лес семью елочек. Дед Мороз три раза хлопнул в ладоши, и елочки оказались в лесу. Елочке праздник очень понравился, и она захотела праздник устроить в лесу для зверей и птиц. Она всех пригласила и стала петь, танцевать и играть с животными. Праздник был долго, но елочка не устала, потому что в лесу было не жарко. А на следующий год елочка позвала детей к себе в лес.
2-я подгруппа.
Жила-была в лесу елочка. Один раз пришли люди в лес зимой. Елочка почувствовала, что ей страшно, потому что люди могут ее срубить и сделать из нее дрова. Елочка попросила сороку позвать всех на помощь. Пришли выручать елочку звери и встали в хоровод, стали хоровод водить, стихи рассказывать. Люди удивились, не стали ее рубить на праздник и купили елку в елочном магазине.
Таким образом, проект был реализован, а итогом проектной работы стала организация дополнительного кружка «Азбука общения посредством сказки», в который были объединены самые талантливые фантазеры, с творчеством которых надеюсь вас познакомить в скором будущем.
Если мой опыт кого-то заинтересовал, хочу дать небольшой совет, который и сама позаимствовала у Татьяны Рик: если возьметесь сочинять, не сводите сказку к простому нравоучению (вот не мыл Иван-дурак руки, живот у него и заболел!). В сказке должно быть чудо. Нередко можно так же услышать «Зачем ты врешь? Не ври!» Конечно, я не зато, что обман нужно приветствовать, но, уважаемые взрослые, не путайте вранье с фантазией. Направьте детскую фантазию в нужное русло и, возможно, из маленького фантазера вырастет большая творческая личность.
Кирилл (гр. Дюймовочка)
Когда я был волшебником, я пошел по ступенькам и возле своего дома увидел шапку-невидимку. Потом я надел, посмотрел в зеркало и понял, что меня нет. И понял, что это шапка-невидимка. Потом я сказал своему другу: «Пойдем за грибами». Я вышел на лужайку и увидел – медведь прыгал на моего друга Алексея. Я скорей надел шапку-невидимку и дал медведю по руке. Он испугался. И так в одних случая пишут: конец.
Яна (гр. Дюймовочка)
Когда я была волшебницей, у меня был волшебный блестящий шарик. И крылья из шарика выходили. Крылья разносились по всем городам. Я хотела, чтобы крылья разносились только по России. Людям крылья для того, что они летали, были свободными, чтобы разбойники не доставали их с высоты. Те, кто летал, блестели и были красивые как феи Винкс. Люди летали и трогали облака, солнце, и лежали на небе. Я сделала так, чтобы жизнь была хорошей.
Лина (гр. Дюймовочка)
Когда я была волшебницей, я сказала: «Фокус-крякус! Хочу быстро вырасти»! Я стала учителем в школе. Когда я пошла на работу, покрасилась косметикой, пришла в школу, дети начали кричать. Я стала бабочкой. Потом дети увидели, что нет учителя, и тоже улетели за мной. И сказали: «Простите нас». Я их простила и потом решила стать опять маленькой, потому, что учителем быть нелегко. Потом я пошла в школу, выросла и стала парикмахером, потому что парикмахер – это лучше. Парикмахер может делать прически. По всему городу люди ходят красивые.
Рустам (гр. Дюймовочка)
Я не хочу быть волшебником, хочу так и остаться. Не хочу, чтобы у меня были длинные усы и подбородки. Не хочу волшебную шляпу, волшебную палочку. Не хочу, чтобы волшебные вещи были. Я боюсь быть волшебником. Хочу все оставить так. Хочу быть человеком. Боюсь всех сделать кем-нибудь. Я не буду колдовать, и так все хорошо.
Данис (гр.Красная Шапочка)
Когда я спускался по лестнице, ко мне подошел друг и подарил мне плащ. И мне захотелось, чтобы плащ был волшебный, чтобы я мог колдовать. И я попробовал. Мама всегда долго не приходит с учебы. Я поколдовал, чтобы она пришла раньше, и у меня получилось. Но сестра Амалия все еще не пришла из школы. Я поколдовал, и Амалия появилась. Я удивился, что плащ волшебный, и захотел, чтобы папа тоже пришел с работы. И он пришел. А я удивлялся и удивлялся. Вышел на улице, а площадка была вся в снегу. Я сделал так, чтобы вокруг была зима, а на площадке – лето. И мы всей семьей вместе пошли гулять на площадку.
Тимофей (гр.Красная Шапочка)
Когда я был волшебником, мы с мамой пошли в магазин и купили шарф со звездами. Мне захотелось, чтобы он был волшебный. Он был мне очень нужен, чтобы творить для всех волшебство. Мне очень хотелось сделать: когда человеки были грустные – их развеселить, когда у бабушки болят руки – сделать так, чтобы они не болели, чтобы мои друзья всегда со мной играли и всегда приходили в садик, и чтобы у них тоже было много друзей, чтобы все дружно гуляли и никогда не дрались. Я пришел в детский сал в шарфе и рассказал детям, что шарф волшебный. Дети просили исполнить их желания. Но желания осталось только три. И я решил отдать эти желания Вове, Вадиму и Никите, потому что они мои лучшие друзья. Вадиму – машинку, которую он попросил. Никита попросил, чтобы он стал сильным, чтобы старшие пацаны к нему никогда не приставали. А Вовка у нас целует всех подряд, и я загадал желание, чтобы он отказался от этой вредной привычки. Вот такой у меня был волшебный день.
Кира (гр.Красная Шапочка)
У бабушки в шкафу хранятся разные старые вещи. Я наводила там порядок и нашла ковер. Загадала желание: «Хочу к маме». Села на ковер и вспомнила как путешествовать. Но мне надо было в школу. Я взяла его с собой в школу. Дети спросили: «Зачем ты его принесла?» Я сказала, что он волшебный. Дети спросили: «На нем можно только в школу летать?» Нет, - сказала я, - во все страны. И ребята попросили: Вова – в Англию, у него там бабушка, а Андрей следом сказал: «Я в Нью-Йорк, в самый лучший зоопарк». А Марина захотела в Москву, потому что на новый год там самая главная, красивая елка страны. А Катя, самая маленькая, захотела на Черное море, купаться, собирать ракушки. Но ковер-самолет не такой уж большой. Мы решили лететь, но когда вернулись, увидели, что нас уже ищут и поняли, что нам попадет. Я скорей загадала желание, чтобы нас не ругами. Я быстренько положила ковер на месте.
Оскар Арсланов (гр. Буратино)
Когда я был волшебником, наколдовал, чтобы плохие люди, которые всех дразнят, исчезли, остальные плохие стали хорошими. Еще я сделал так, чтобы у меня появился маленький котенок, потому что он такой хорошенький. Наколдовал, чтобы люди и звери стали друзьями, чтобы понимали звери людей, а люди – зверей. Чтобы никто и никогда никого не боялся. Я сделал так, что в магазине все продается бесплатно. Взял себе «Тетрис». У меня был раньше, но он испортился, потому что дети трогали его руками в пластилине. Потом починил компьютер и сделал ему хорошую скорость. Сделал так, чтобы папа не был таким строгим, потому что мне обидно, когда меня обижают. А больше всего я хотел попасть в школу волшебства, чтобы знать магию и знать всякие заклинания для того, чтобы делать, что хочется, уничтожать злодеев. Когда я вырасту, я обязательно стану волшебником, порошу золотую рыбку, чтобы она мне помогала.
Данил Мельников (гр. Буратино)
Мне приснился сон, что Дед Мороз подарил мне волшебную палочку. Я сделал так, чтобы мама не болела, а дедушка не курил и был добрее, а бабушка побольше денег зарабатывала. А однажды пришел Кощей Бессмертный, он хотел нам навредить. Хотел забрать маму, потому что она очень красивая, и хотел ее унести к себе в замок. А я понял, что ей там будет плохо, хоть там все не живое, а золотое: трава, деревья, листочки, цветы. А мама любит разноцветные, которые вкусно пахнут, растут. И там в замке нет меня, а она без меня не проживет, потому что меня очень любит. И я начал думать, как ее спасти. Вспомнил, что я волшебник. Взял волшебную палочку и загадал ковер-самолет. И полетел на нем за мамой. По дороге нам встретился злой колдун, но я с ним справился. Подлетел к башне, где была мама, развязал цепи. Только хотел с мамой улететь, появился Кощей. Но я загадал, чтобы у меня в руках был меч-леденец. Я проткнул Кощея, его замок развалился, а Кощей умер. Мы с мамой полетели домой, нас ждали бабушка и дедушка. Бабушка пекла пироги, а дедушка нас встречал. И больше нам никто не мешал.
Зайнап (гр. Буратино)
Когда я была волшебницей, вышла ночью на улицу, мне на руку упала звездочка. Она была волшебная. Она пригласила меня к ней на звездное небо. Познакомила меня со своими подружками-звездочками. Они были желтые, красные, белые, розовые, фиолетовые, оранжевые и блестели. Я их попросила, и они меня тоже превратили в звездочку. У них там была музыка, и мы все вместе танцевали, играли. Месяц нас катал на качеле. Мы прыгали на облаках. Звездочки на облаках спят и светят. Когда все ложатся спать, розовая светит, чтобы не было очень темно. Мне с ними было очень хорошо, я хотела с ними остаться. Но они превратили меня в человека и сказали: «Будешь приходить к нам в гости только ночью во сне. А навсегда нельзя». Потому что у меня на земле братья, папа, мама и сестра. Я согласилась.
Люба (гр. Буратино)
Я была не просто волшебницей, а волшебницей-сказочницей. Придумывала много очень интересных сказок и историй, в которых отправляла детей. Я отправила Катю в сказку «Алиса в стране чудес». Там есть шляпник. Она у нас в группе старше нас, ей уже в эту сказку можно, чтобы она подружилась со шляпником и увидела там разные чудеса. В «Курочку Рябу» отправила Таню, чтобы у дедушки с бабушкой была внучка. Таня маленькая, веселая, хорошая – ну прям внучка. Мальчишек отправила в сказку «Робин Гуд», чтобы они научились защищать девочек, правильно держать шпагу и шлем надевать. Остальных девочек отправила в «Золушку» на бал, и сама с ними отправилась. А воспитателей отправила в сказку «Простоквашино». Пусть себе кота возьмут, щенка, корову и отдыхают в деревне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейная традиция - коллекционирование. Учим, развиваем, воспитываем.
В статье раскрыты обучающие, развивающие и воспитательные возможности такой семейной традиции как коллекционирование. Предложена подборка игр с такими семейными коллекциями: коллекцией пуговиц, ...
Презентация Среда - развивает, воспитывает.
Данный материал раскрывает, как педагоги ДОУ используют воспитательные возможности окружающей среды формируя у воспитанников бережное отнощение к природе....
Памятка для родителей «Развиваем память! Учимся считать»
Рекомендации по знакомству детей с цифрами и числами• Чтобы заинтересовать ребенка написанием цифр, покажите ему, на что они похожи. Например...
«Развиваем память! Учимся считать»
laquo;Развиваем память! Учимся считать»...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Куклы развивают, воспитывают, учат
Информационно-просветительский материал для педагогов и родителей...
Проект развития декоративно - прикладного творчества в детском саду с педагогами и родителями "Мастерим, развиваем, воспитываем"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30280118","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...