Организовано-образовательная деятельность по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Морозова Анастасия Михайловна

 

ГБОУ детский сад с этнокультурным (русским)

компонентом образования №2365

 

 

Организовано-образовательная деятельность по развитию речи

Подготовила и провела воспитатель II категории

(подготовительной группы)

Щербак Анастасия Михайловна

 

Тема: «Звуки «Л» и «Ль»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_detskiy_sad_s_etnokulturny2.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

    ГБОУ детский сад с этнокультурным (русским)

компонентом образования №2365

Организовано-образовательная деятельность по развитию речи

Подготовила и провела воспитатель II категории

(подготовительной группы)

Щербак Анастасия Михайловна

Тема: «Звуки «Л» и «Ль»»

Москва 2012г        

Программное содержание:

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;

Совершенствование навыка деления слов на слоги;

Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;

Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;

Координация речи  с движением.

Продолжительность занятия:

30 минут.

Тип занятия:

Закрепление.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное  упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть

  1. Игра «Доскажи словечко».

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!

Забивай скорее … (гол)

Нам темно.  Мы просим маму

Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,

Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные … (глаза)  

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

  1. Характеристика звука.

Звук  «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

3. Отличие согласных звуков от гласных.

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

4. «л» - песенка самолёта, который летит высоко за  облаками.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?». Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

5. Игра «Большой и маленький самолёты».

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.

Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,

а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».

а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».

Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».

б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.

в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

 

6. Игра «Повтори за мной». (Воспроизведение пар и цепочек слогов.)

ла-ля          ла-ла-ля           ла-ля-ла-ля

ло-лё          ло-ло-лё           ло-лё-ло-лё

лу-лю         лу-лу-лю          лу-лю-лу-лю

лы-ли         лы-лы-ли         лы-ли-лы-ли

лэ-ле           лэ-лэ-ле            лэ-ле-лэ-ле

7. Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?

Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

8. Игра «Определи, где находится звук «л» в словах». Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:

лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

9. Игра «Слоговой аукцион».

Придумайте как можно больше слов со слогом:

ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

10. Подвижная игра «Самолёты».

Самолёты загудели.                Вращения руками перед грудью.

Самолёты полетели.               Руки в стороны, бег по кругу.

На поляну тихо сели.             Присели, руки на коленях.

Вновь над лесом полетели.   Руки в стороны, бег по кругу.

11. Звуковой анализ слов:  лапа, липа.

а)

Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

 б)

Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Почему? (Потому что это твёрдый звук.)

Какой второй звук в этом слове? («а»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Почему? (Потому что это твёрдый звук.)

Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)

Сколько гласных звуков? (Два)

Сколько согласных звуков? (Два)

в)

Аналогичная работа со словом «липа».

12. Игра «Магазин игрушек».

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

13. Игра «Узнай пословицу».

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.

Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.

Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.

Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.

Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

14. Игра «Проговори чистоговорку».

          

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Яблоко, дятел, палатка, пчела,

Ласточка, платье, ложечка, стол,

Лампа, малышка, кукла, футбол.   

15. Игра «Повтори скороговорку».

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо,  голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла,

Мила мыло не любила,

Не любила, но не ныла.

16. Итог занятия, раздача призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Совместная деятельность взрослых и детей, в рамках образовательного проекта с детьми младшего дошкольного возраста по театральной деятельности и развитию речи «Сказка – как средство развития речи» (изготовление куклы – хороводницы)

Сказка – это способ передачи знаний об окружающем мире, о системе взаимоотношений в социуме, о нормах и правилах поведения. Причем эти знания преподносятся в доступной для детей форме, носят нен...