Развитие речевого творчества детей
статья по развитию речи по теме

Михайлова Вера Сергеевна

Консультация для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevogo_tvorchestva_detey.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

.  

Консультация

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Развитие речевого творчества переходит сегодня в свободную самостоятельную деятельность.

Творчество ребенка – действие ребенка по особому плану. Речевое творчество у детей развивается крайне трудно. Оно необходимо для развития у детей всех психических функций, особенно воображения.

   Существуют традиционные, прописанные в программе виды речевого творчества:

  1. Пересказ (со средней группы; по «Детству» со 2 мл.гр. – небольшие сказки, знакомые ребенку)

Пересказ является основой усвоения языковой культуры русского народа.

Для развития речевого творчества используется пересказ от лица героя, от 3 лица.

Контрольные срезы: к концу года ребенок должен владеть пересказом 9 литер. произведений (в средней группе – это маленькие по объему произведения)

 Усложнения: внесение новых персонажей, замена концовки или начала произведения. Например: ввести себя в содержание сказки.

Необходимо фиксировать результат: воспитатель ведет запись речевого творчества (либо альбом, либо другая форма)

  1. Сочинительство по сюжетным картинам и по большим картинам.

Картина – лучшее дидактическое средство всестороннего развития ребенка.

Картина ежемесячно прописывается в работе воспитателя (понимание содержания, развитие словаря, моделирование сюжета, соотнесение со сказками и т.д.). Необходимо использовать детскую художественную литературу, так как детского словаря и словаря педагога недостаточно. Следует искать художественную литературу, которая соответствует сюжету картины. Смешивая свой опыт и литературный рождается творчество по описанию картины.

Как ощутить изображенные на картине листочки, цветовую гамму, траву и т.д.? Ребенок должен ощутить, понюхать, потрогать.

Картина занимает ведущее место в развитии речевого творчества не только дошкольника , но и младшего школьника. Сначала ребенок учится воспринимать дидактическую картину, а затем уже ему легче воспринимать картину в музее.

В группе всегда должна быть картина, причем в разных местах(в книжном уголке, в изо-уголке – портрет, натюрморт; в уголке природы; в сюжетно-ролевой игре, конструировании – сюжеты на городскую тематику, транспорт и т.д.).

А) Описательный рассказ по картине

Функция: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Цель: обучение детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с общедидактическими требованиями.

Виды получаемых рассказов:

  1. рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;
  2. описание картины как раскрытие темы;
  3. развернутое описание конкретно взятого объекта;
  4. словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.

б) Творческое рассказывание по картине (фантазирование)

Функция: речь как описание изменения действительности.

Цель: учить детей составлять связанные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного.

Виды получаемых рассказов:

  1. рассказ как фантастическое преобразование содержания;
  2. фантастический рассказ об отдельно взятом объекте;
  3. рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Общие требования к организации работы с картиной.

  1. Работу по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить со 2-ой младшей группы детского сада.
  2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
  3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
  4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  5. Каждый этап работы (серия игр) рассматривать как локальный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
  6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Игры по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине.

Определение состава картины

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра с «подзорной трубой»

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Материал: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги для имитации подзорной трубы.

Игровое действие: выборка объектов и их название.

Игровое правило: называть только один объект.

Результат: перечисление всех объектов на картине.

Например(картина «Собака со щенками»): мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава…

Внимание! Не забудьте с детьми обозначить небо и землю.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «Кружок, в котором живет…»

Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами и активизировать словарный запас.

Материал: картина, чистый лист бумаги(50 на 30 см), один цвет фломастера, например, синий.

Игровое действие: назвать, кто «живет» в кружочке, обозначенном воспитателем, и его засхематизировать.

Игровое правило: в кружке должен быть только один объект.

Результат: нарисованные на листе бумаги основные объекты-схемы.

Например: 

                

----------------------------        ------------------------------------------------------------------------------------

Игра «Ищу родственников»

Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Материал:  картина, чистый лист бумаги(50 на 30 см), один цвет фломастера, например, синий.

Игровое действие: нахождение однородных объектов под определенную классификационную структуру.

Игровое правило: найти «родственника» конкретному объекту по принципу:

а) природный мир – рукотворный мир;

б) живая – неживая природа;

в) целое – частное;

г) по месту нахождения;

д) по выполняемой функции.

Результат: разные варианты классификации объектов.

Например: 

а) Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко…- природный мир; будка, миска, дом, веревка… - рукотворный мир;

б) собака, щенки, трава… - живая природа; небо, земля – неживая природа;

в) дом – крыша, труба, окна, стены…; собака – голова, туловище, ноги, хвост…;

г) опушка леса – береза, ель, кусты, трава. Лужайка перед домом – собака, щенята, будка, пища…;

д) здание, сооружение – дом, будка. Посуда – миска глубокая и мелкая.

Установление взаимосвязей между объектами

Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цель: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо – плохо», развитие связной речи, упражнение в использовании предложений со сложно-подчинительной связью.

Материал: картина.

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» к конкретному объекту.

Игровое правило: не повторять ответы других детей, отвечать развернуто и доказательно.

Результат: рассказ по картине с выбором 2-3-х объектов с описанием эмоционально-духовных связей.

Например:

  1. Собака – дом: «Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку».
  2. Веревка – собака: «Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает у дома, который должна сторожить собака».

Игра «Кто-то теряет, кто-то находит и что из этого выходит»

Цель: учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей, подвести к выводу, что все на картине взаимосвязано, упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.

Материал: картина, лист с обозначенными моделями объектов, контрастный цвет фломастера.

Игровое действие: поиск физических связей между объектами и проведение линии между ними.

Игровое правило: найти физические связи между объектами и обосновать их, не повторяя друг друга.

Результат: ребенок объясняет физическую связь любых  объектов.

Например:

Щенок – ель: Щенок и ель находятся на земле, ель берет соки у земли для того, чтобы расти, земля укрывается от солнца с помощью ели. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, ее приминая, его тень тоже укрывает землю.

 

Внимание! При установлении взаимосвязей педагогу нужно всегда помнить, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «Живые картинки»

Цель: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Материал: картина.

Игровое действие: каждый ребенок превращается в конкретный объект на картине, объясняет свое местонахождение в 2-мерном пространстве, затем моделирует картину в 3-мерном (на ковре).

Игровое правило: найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине.

Результат: связный рассказ о местонахождении объекта.

Например: Розданы роли: дом- Оля, будка – Лена, собака – Вася, ель – Оксана, веревка – Федя.

Оля-дом: я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. На ковре я встану подальше от начала ковра.

Будка-Лена: сзади меня дом, а впереди собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.

Ель-Оксана: на картине я нахожусь далеко, дальше дома – в лесу. На ковре встану позади дома.

Собака-Вася: я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.

Веревка-Федя: я веревка и соединяю будку и собаку. На ковре нахожусь между будкой и собакой.

Внимание! «Живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5-7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Описание картины с точки зрения восприятия изображенного различными анализатороми.

Цель: учить детей «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «К нам пришел волшебник «Я только слышу»

Цель: учить представлять возможные звуки, передавать свои представления в законченном рассказе. Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Материал: картина.

Игровые действия: сосредоточение на объектах картины, поиск предполагаемых вариантов звучания и слов, обозначающих эти звуки, имитация их. Составить диалоги от имени объектов.

Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине и составить связный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты».

Результат: 1. Рассказ, отражающий представления слуховой памяти.

                      2. Рассказ-фантазия «Кто о чем говорит»

Например:

  1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».
  2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то, что твои братцы, только и знают, что играть».

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах»

Цель: учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в законченном рассказе. Фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Материал: картина

Игровые действия: сосредоточение на объектах картины и поиски предполагаемых запахов. Обозначение их словами.

Игровые правила: представить запахи, присущие объектам, изображенные на картине, и составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи»

Результат: рассказ, отражающий представления о запахах.

Например: «Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке.»

Игра «К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками»

Цель: учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их специфические признаки. Обозначать словами эти признаки и составлять законченный рассказ.

Материал: картина.

Игровые действия: сосредоточение на объектах картины, поиск и описание предполагаемых ощущений от соприкосновения с ними. Составление описательного рассказа.

Игровые правила: представить ощущения, возникшие от предполагаемого касания руками или лицом объектов на картине. Составление рассказа: «Я ощущаю лицом и руками».

Результат: законченный рассказ о предполагаемых ощущениях.

Например: «Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле жестко и больно».

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус»

Цель: учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные с точки зрения человека и объектов, изображенных на картине. Уточнить представления о способах и продуктах питания. Учить передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

Материал: картина.

Игровые действия: сосредоточение на объектах с точки зрения объектов и продуктов их питания. Поиск слов, обозначающих отношения к продуктам питания данного объекта (любит – не любит, вкусно – невкусно, сытый – голодный  и т.д.) и разных способов питания (способы питания растительного, животного мира различные).

Игровые правила: разделить имеющиеся объекты на растительный и животный мир. Объяснить, кто чем и как питается. Описать предполагаемые вкусовые ощущения этих объектов.

Результат: рассказ «Что мне вкусно и невкусно» с точки зрения выбранного на картине объекта.

Например: «Я рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых – жесткая и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня – это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный.»

«Я ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из земли еду и всякие нужные мне вещества. Я не умею не грызть косточку, не пить молоко. Мне это и невкусно»

Составление образных характеристик объектов.

Цель: Обогащать словарь детей образными выражениями.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «Подбери такое же по цвету»

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в каких-либо знакомых детям объектах.

Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.

Игровое правило: находить объекты в окружающем мире выбранного на картине цвета.

Результат: составление открытых загадок (описательные загадки, которые подходят под разные объекты, множественность отгадак).

Например: белый – подбор объектов: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. Эта характеристика подходит под частичный окрас самой собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «Сравни по форме»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.

Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.

Игровое правило: находить объекты в окружающем мире по выбранной на картине форме.

Результат: составление открытых загадок.

Например: овальный – лапы, язычок, туловище, глаза и т.д., как колбаска, огурец, мыло и т.п.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра « Сравни по материалу»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по  материалу   и учит находить выделенный материал в предметах окружающего мира.

Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сдланные из такого же материала в окружающей среде.

Игровое правило: находить объекты в окружающем мире по выбранному на картине материалу.

Результат: составление открытых загадок.

Например: деревянный – будка, дом, миска, как стол, стул, шкаф, пенек и т.п.

Внимание! 1. Далее воспитатель проводит серию игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру и т.д. (Например: признаки щенка: пушистый как одуванчик; грызет как хомячок; присел как физкультурник; зажмурил глаза, как котенок на солнце и т.п.)

2. Итогом является составление описательных загадок через сказки : «Как..» или «Но не..». (Например: загадка про веревку: «Длинная, но не река, извилистая, но не змея, крепкая, но не сталь, удерживает, но не замок». Про ель: «Зеленая как зеленка; высокая как башня; сама растет, как человек; дает тень, но не зонтик».)

Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, ка…; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной…)

Внимание!

  1. Объекты на картине разделяются на три категории:
  1. рукотворный мир;
  2. природный мир (живая система);
  3. природный мир (неживая система);
  1. Целесообразно вводить прием преобразования во времени соответственно этим категориям в следующей последовательности:
  1. Живые объекты (животный мир) рассматривать в рамках суточного изменения, например: составление описательного рассказа на тему: «Я вспомню, что было с собакой ранним утром, или я представлю, что было с ней поздно вечером»;
  2. Живые объекты (растительный мир) рассматривать в рамках времен года, например: что было с березой зимой, или что с ней будет ранней осенью;
  3. Неживая природа в рамках времени жизни земли, например: как выглядело это место, когда человека еще не было на земле(древний мир), как будет выглядеть это место через сто лет(этот вариант зависит от разумной или неразумной деятельности человека);
  4. Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак или кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.

Примерная последовательность вопросов к детям:

  1. Какое время года изображено на картине? (старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее, позднее лето и лето в зените).
  2. Какая часть суток? (старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток – раннее и позднее утро).
  3. Изображенное на картинке отображает сегодняшний день жизни человека или прошлое, или будущее?

Результат: составление ребенком описательного рассказа фантастического плана с использованием приема перемещения во времени. Например: «Миска с молоком» (из прошлого): Хозяйка знает, что собака Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко, поэтому ранним утром, когда подоит корову, никогда не забывает налить в мисочку свежего молока. Миску перед этим она тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить.

Составление рассказов от имени какого-либо героя.

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Последовательность работы:

  1. Предложить детям превратиться в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).
  2. Выбрать специфическую характеристику. Например: береза беззаботная или больная ветка.
  3. Предложить детям с точки зрения выбранного объекта описать картину.

Например: «Я мудрая береза»: «Я береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домам. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку и сделали они хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».

Модель описания объекта.

Цель: обучение системному анализу выбранного объекта для более полного понимания изображенного на картине.

Использование этих игр возможно со средней группы. Включаются параллельно с процессом работы по картине в целом. Время и количество их проведения зависит от возможностей детского возраста и обучающих целей педагога.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «Да – нет» на загаданный объект, его часть или однородное множество.

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Материал: рассматриваемая картина.

Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект материального мира, дети задают вопросы, сужающие поле поиска, его отгадывают и описывают.

Игровое правило: 

  1. ведущий должен знать алгоритм, по которому задаются вопросы и не позволяет перечислять изображенное на картине;
  2. дети знают, что ведущий на вопросы отвечает только «Да» или «Нет»;
  3. возможен ответ «Не имеет значения» в случае незначительности выясняемого признака;
  4. ответ ведущего «И да и нет одновременно» показывает  наличие противоречивых признаков объекта.

Результат: дети усваивают классификационную структуру объекта материального мира, описывают его по выясненным признакам.

Алгоритм сужения поиска загаданного объекта:

Загаданный объект относится:

                  К рукотворному миру:                      К природному миру:

1. Функция объекта                                                  

2. принадлежность к группе                                            

3. материал                                                 живая природа:                              неживая:

4. форма                                                      1. микробы                                    1. твердая

5. размер                                                     2. растения:                                   2. газообразная

6. цвет                                                              домашние                                 3. жидкая

7. наличие частей                                           или дикие

8. местонахождение                                   3. грибы: ядовитые

                                                                         или съедобные

                                                                     4. Животные:

                                                                     4.1 черви

                                                                     4.2 насекомые

                                                                     4.3 раки, крабы, креветки

                                                                     4.4 пресмыкающиеся: черепахи,

                                                                           крокодилы, змеи, ящерицы

                                                                     4.5 рыбы: морские или речные

                                                                     4.6 земноводные: лягушки, жабы

                                                                     4.7 птицы: домашние или дикие

                                                                     4.8 звери: домашние или дикие  4.9 человек

Внимание!

  1. Принимаются вопросы о времени создания объекта или его возрасте.
  2. Вопросы детьми задаются не в строго указанной последовательности.
  3. Необходимо задавать вопросы о частях объекта и количестве загаданного.
  4. Обязательным условием окончания игры является описание отгадавшим объекта по выясненным признакам.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «Аукцион»

Цель: учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие: «целое-часть-подчасть».

Игровое действие: ведущий выбирает какой-либо объект и предлагает детям перечислить составляющие по принципу: главные части – в них подчасти – в подчастях составляющие и т.д.

Игровое правило: ребенок должен назвать некоторое основное составляющее объекта, а в нем – часть по принципу «матрешки»; ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих, не повторяя предыдущих.

Результат: дети научатся делить объект на составляющие в неограниченной степени подробности.

Например: Конура собаки состоит из двух боковых, одной задней и одной передней стенки, крыши и пола. Пол представляет собой две части: та, которая на земле и та, что является подстилкой для собаки. Пол для собаки – это фанерка, прибитая гвоздями. Фанера состоит из слоев дерева.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра «Что с чем связано»

Цель: учить описывать объект с точки зрения разнообразных связей с окружающим.

Игровое действие: выбранный объект представляется как ищущий у кого-либо дружбы или разгадывающий не очень добрые замыслы.

Игровое правило: играющий, при обозначении связей данного объекта с каким-либо другим, обязан назвать предполагаемые взаимосвязи с точки зрения «хорошо-плохо».

Результат: ребенок может описать объект с точки зрения разности взаимосвязей с окружающим миром.

Внимание! Педагогу можно устроить конкурс среди детей по поиску связей конкретного объекта с изображенным на картине. Обязательное условие для детей: нашел объект – объясни его связь с рассматриваемым!

Игра «Путешествие с кем-то или чем-то на машине времени»

Цель: учить составлять рассказ о конкретном объекте с точки зрения времени его существования.

Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим «прокатиться» с ним на машине перемещения во времени: посмотреть и рассказать, что было с ним в прошлом и будет в будущем.

Игровое правило: 

  1. не рассказывается о времени, когда данного объекта не было;
  2. не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.

Результат: связанный рассказ о временной линии данного объекта.

Например: объект – травинка (Жило-было маленькое семечко. Его носило по миру ветром. И вот однажды опустило на на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не очень любила, чтобы по по ней ходили. Самое тяжелое – люди. Мама-собачка легче, но все равно ее ноги приминали травинку сильно. Легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет от мороза ее, но все же будет опять так холодно!).

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины, в свой комплекс целенаправленного воздействия включает отработку мыслительных операций по анализу картины как целостной системы, так и отдельно взятого объекта на ней.

Модель работы с картиной как целостной системой.

  1. Выделение объектов, изображенных на картине.
  2. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  3. Представление объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами.
  4. Описание изображенного средствами символической аналогии.
  5. Представление объектов в рамках времени их существования.
  6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

Основные операции анализа объекта

  1. Выбор основной (возможной) функции объекта.
  2. Перечисление составляющих объекта по принципу «матрешки».
  3. Обозначение сети взаимосвязей одного объекта с изображенным на картине.
  4. Представление временной оси этого объекта.

Представленная модель может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей описанию пейзажной или предметной картинок. Перспективен данный подход и при анализе литературных произведений любого жанра, если педагог ставит своей целью развитие творческих способностей ребенка.

  1. Составление рассказов, сказок из личного опыта.

Это значительные сюжеты. Необходимо ограничиться только коллективным опытом, так как вне детского сада словарь не отрабатывается. Нужны интересные события, которые позволяют отработать словарь, форму, содержание событий. А они происходят не часто. Поэтому не каждый месяц планируется составление рассказов из коллективного опыта.

Нетрадиционная форма: взаимодействие ребенка с окружающими предметами, понимание отдельного предмета с точки зрения жизни самого ребенка.

Например: - Представьте себя водой, цветочком?! Вы увидите, что его жизнь короче, но протекает по тем же эмоциональным состояниям, что и у нас с вами. Что чувствует? Для кого несет радость? Как видит окружающий мир?

  1. Игра «Магазин». Никто не хотел покупать пустую стеклянную банку. Далее «банка» рассказывает о себе: что она любит, что не любит и т.д.

( такие рассказы сначала может составлять и рассказывать воспитатель) Эти рассказы ребенку даются намного легче, они намного интереснее. И ребенок начинает по другому, более бережно относиться к предметам окружающего мира.

 

  1. Составление сюжетных повествовательных рассказов на темы.

Творчество – это умение видоизменить предмет. Умение войти в образ и рассказать, что он хочет, чувствует. Речевое творчество не отражает только реальные события.

Развитие речевой деятельности

Мотив         цель                 содержание         речевые средства       результат

  1. Мотив

Это значит желание: хочу!

  1. Цель

Ребенок хочет, когда есть цель.

  1. Содержание

А содержания зачастую нет. Чтобы оно было должно быть предусмотрено разное количество видов деятельности:

  1. Наблюдение (целевое) – сенсорное восприятие окружающего мира.
  2. Чтение (как можно больше) – художественные произведения, стихи. Например: Берестов описывает школьные принадлежности: Я – линейка, прямота – главная моя черта. – Иногда человека можно назвать «линейка».
  3. Деятельность детей: изобразительная, практическая.
  4. Дидактические игры: для уточнения содержания, для развития словаря.

Существует 70 различных вариантов слов, чтобы оценить положительно.

Сказка «Волк и семеро козлят» - ребенок рассказал эту сказку, но вместо козлят рассказал о котятах. – Творчество никогда не бывает сразу авторским, оно проходит этап подражания.

  1. Речевые средства

Включают разнообразный словарь: все части речи, обязательно прилагательные, наречия, антонимы, синонимы.

  1. Результат

Эта схема является диагностической. Можно оценить по ней слабое звено. А слабым звеном обычно является содержание. Рассказ оценивается по качеству словаря.

Самое интересное из речевого творчества детей можно собирать и оформлять в книге «Рассказы обо всем» под рубриками:

  1. Сказки леса
  2. В гостях у сказки (сочинительство детей с использованием сказок)
  3. Легенда – об одуванчике, подорожнике, о ландыше (услышали, нарисовали и пересказали)
  4. Реклама ( об игрушках, например: Купите этого медвежонка…)
  5. Объявления
  6. Наши сны
  7. Небывальщины ко дню смеха
  8. Наши стихи, загадки

Книга должна оформлена так,  как и обычная книга.

щенок 1

щенок 2

Щенок 3

ель

собака

дом

будка

миска

собака

Щенок 1

дом

Щенок 2

Щенок 3

миска

ель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества детей на логопедических занятиях

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результ...

Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей

Данная работа освещает проблемы нарушения фонетического и фонемотического восприятия, а также формирования лексико-грамматического строя речи и, как следствие, связной речи. Особенные затруднения вызы...

"О развитии речевого творчества детей. Приемы ТРИЗ"

Описано несколько приемов работы со сказкой, которые помогают развивать речь ребенка, обогащать его словарный запас, мышление, воображение....

Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

Алгоритм технологии способствующий развитию речевого творчества детей с помощью сказок в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с ФГОС ДО (п.4.6.) одним из целевых ориентировов на этапе завершения дошкольного образования является:..."ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и жел...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...