Зима. Зимний лес.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Коррекционно-развивающее занятие для детей логопедической подготовительной к школе группы. Занятие направлено на систематизирование знаний детей о зиме, о зимних явлениях природы, на развитие у детей познавательного интереса, чуткости к восприятию красоты зимнего пейзажа, на обогащение словаря образной лексикой, на расширение словаря по теме, на развитие мелкой моторики через использование в рисовании метода тычка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zima._zimniy_les_log._podg._k_shkole_gruppa.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА «ЗИМА. ЗИМНИЙ ЛЕС»
(логопедическая подготовительная к школе группа)
Шлыкова Светлана Артуровна,
воспитатель
г. Дзержинский
2008 – 2009 учебный год
Цели:
- Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
- Обогащать словарь образной лексикой.
- Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.
- Углубить представление детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы.
- Развивать мелкую моторику, используя технику рисования тычком.
- Расширить и активизировать словарь детей по теме.
Материалы:
- Иллюстрации зимнего леса.
- Демонстрационные картинки: «Ель», «Сосна», «Берёза», «Дуб», «Липа».
- Кроссворд «Ёлочка».
- Альбомные листы голубого цвета с силуэтами ёлочек и лиственными деревьями, нарисованными детьми на предыдущем занятии.
- Гуашь белого, зелёного, коричневого цвета.
- Принадлежности для рисования: две кисточки (жёсткая из натуральной щетины и беличья) на каждого ребёнка, подставка для кисточек, салфетка из ткани для вытирания кисточки на каждого ребёнка, маленький листочек бумаги (палитра) для проверки тычка и правильности выбора цвета на каждого ребёнка, банка с водой на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- Экскурсии в лесопарк, по территории детского сада.
- Наблюдение примет зимы в природе.
- Рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, И. Шишкина.
- Прослушивание произведений Вивальди и П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима».
- Знакомство со стихами о зиме А. С. Пушкина, И. С. Никитина, С. А. Есенина,
И. 3. Сурикова (выборочное заучивание).
- Рисование: «Первый снег», «Белая берёза».
- Аппликация: «Ветка рябины».
- Лепка: «Ёлочка красавица».
- Коррекционная работа:
а) отгадывание и заучивание загадок о зиме;
б) заучивание пословиц о лесе;
в) выкладывание из палочек фигур по образцу: ёлочка, снежинка.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
- Как вы думаете, дети, какое время года описано в стихотворении Сергея Есенина? (Ответы детей).
- Дети, какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, морозная, сверкающая...).
- Если много снега зимой, то эта зима какая? (Снежная).
- А если зимой бывают часто вьюги, то эта зима... (Вьюжная).
- Скажите, дети, белая косынка на сосне – это что? (Снег).
- А с чем ещё можно сравнить пушистый снег на ветках деревьев? (С шапкой, с шубой, с покрывалом, с одеялом).
- Дети, давайте вспомним, что такое лес? (Лес - это место, где растёт много деревьев и кустарников).
- Скажите, дети, какие вы знаете деревья? (Ель, сосна, пихта, липа, осина, рябина, дуб, клён, берёза, тополь, и т. д.).
Воспитатель. Мы говорим: одна сосна, а много ... (сосен).
один клён, а много ... (клёнов).
один тополь, а много ... (тополей).
одно дерево, а много ... (деревьев).
- Дети, если в лесу растут одни ели и сосны, то какой это лес? (Хвойный).
- А если будут расти деревья: дуб, берёза, клён, липа, то такой лес будет называться … (Такой лес будет называться лиственным).
- Если же в лесу будут расти и те, и другие деревья, то этот лес мы назовём … (Смешан-ным).
- Сейчас, дети, мы побываем в таком лесу. В зимнем лесу. Внимательно вслушайтесь в слова рассказа и попытайтесь представить картину зимнего леса.
(Воспитатель читает детям рассказ)
Зимний лес.
«Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес… На полянке особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка.
Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно - розовой тонкой берестой. Прекрасен дуб в зимнем наряде. Косматая изморозь застыла на его мощных ветвях...
…Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубокий зимний сон природы...
…Сверкает снег. Вспыхивают и гаснут искры - блёстки. Хорош лес в зимнем уборе!»
(По Д. Зуеву)
- Вам понравился рассказ? (Ответы детей).
- Вы смогли представить зимний лес? (Ответы детей).
- Вот как умело писатель изобразил при помощи слова картину зимнего леса.
- Дети, кто сможет объяснить, что такое убор? (Убор - это то, во что одеваются)
- Какой убор у леса зимой? (Зимний)
- А теперь…
Занимались мы, устали.
Дружно все тихонько встали.
Физминутку проведём.
«Ёлочка» её мы назовём.
(Дети выходят из-за столов)
Ёлочки зелёные на ветру качаются,
На ветру качаются, низко наклоняются.
Сколько ёлочек зелёных -
Столько сделайте наклонов.
(Встать, руки вверх. Сделать 2-3 плавных одновременных движения руками слева направо и справа налево. Выпрямиться. На слова «Сколько ёлочек зелёных...» показать детям карточку с 3-мя аппликативно выполненными ёлочками. Дети выполняют наклоны вперёд согласно количеству ёлочек на карточке).
Воспитатель. Дети, скажите, что происходит с деревьями зимой? (Деревья погружаются в сон.).
- Правильно, дети, зимой деревья не растут, не питаются, они как бы погружаются в глубокий сон. Ведь зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям.
- А какой бывает лес зимой? (Сказочный, спящий, неподвижный, волшебный, таинственный, величественный, дремлющий).
- Дети, а знаете ли вы, как отличить зимой одно дерево от другого? (Ответы детей.)
- Правильно, зимой деревья различают по цвету коры, расположению веток, по плодам.
- Легче других деревьев узнать зимой берёзу. Её светлая с чёрными пятнышками кора видна издалека. У берёзы крупные боковые ветки прижаты к стволу, а молодые веточки свисают вниз. Весной на них появятся серёжки.
(Показ картинки берёзы).
- Нетрудно узнать зимой липу. Боковые ветки от ствола спускаются книзу, наверху опять поднимаются. На некоторых ветках сохраняются плоды - орешки, снабжённые летучками. (Показ картинки липы.)
- Легко узнать зимой и дуб. Дуб отличается от других деревьев округлой кроной и мощным стволом, покрытым грубой морщинистой, крепкой корой. В кроне дуба даже зимой можно встретить листья - остатки летнего убранства.
(Показ картинки дуба.)
- Вспомните, какие ещё деревья легко узнать зимой? (Ёлку, сосну, пихту, по зелёным иголкам.)
- Сегодня, дети, мы продолжим рисование зимнего леса. На прошлом занятии мы учились рисовать лиственные деревья и сделали карандашный набросок ёлочек. Сейчас мы будем рисовать ёлочки методом тычка.
- Но прежде чем мы начнём рисовать, давайте проведём упражнение-разминку с кисточкой-щетинкой.
Кисточку возьмём вот так:
(Рука опирается на локоть, кисточку держат тремя пальцами выше металлической части.)
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх — вниз, вправо — влево
(Выполняют движения кистью руки.)
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходим,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз, раз...
(Кисточку ставят вертикально. Делают несколько тычков без краски.)
Всё получится у нас!
- А сейчас давайте вспомним правила рисования методом тычка.
Дети.
1. Кисточку - щетинку перед началом рисования окунать в воду не нужно. Она должна быть сухой.
2. На кисточке должно быть мало краски. Чтобы убрать лишнюю краску с кисточки, делаем несколько тычков на палитре.
3. Когда рисуем кисточкой-щетинкой, держим её вертикально вверх.
4. После каждого промывания кисточку нужно обязательно вытереть насухо тряпочкой.
- Теперь, когда мы с вами вспомнили все правила, можно приступать к работе.
(Дети рисуют тычками зелёным цветом все ёлочки. Затем меняют кисть и рисуют тычками белым цветом снег на деревьях и на земле).
Пауза (время необходимое для высыхания краски на рисунке), во время которой дети решают кроссворд «Ёлочка».
- Дети, наш старый знакомый Лесовичок прислал нам кроссворд. Вот здесь в конверте я нашла загадки, отгадав которые, мы сможем решить его. Слушайте внимательно.
1. Что является домом для ёлки? (Лес).
2. Я сестра родная ёлки, но мои длинней иголки. (Сосна).
3. Я обманщица большая,
Я всех вас перехитрю:
И не ёлка, не сосна я,
А с иголками живу. (Лиственница).
4. У какого дерева при малейшем ветерке дрожат листочки? (Осина).
- Чтобы узнать, кто охранник леса, нужно прочитать, что написано в выделенном столбике. Читаем. Так кто же охраняет лес? (Ответы детей).
- Правильно, лес охраняет лесник.
Л |
1. | Л | Е | С |
2. | С | О | С | Н | А |
3. | Л | И | С | Т | В | Е | Н | Н | И | Ц | А |
4. | О | С | И | Н | А |
К |
- Дети, давайте вспомним пословицы о лесе.
Дети. Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто леса не бережёт.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Воспитатель. Человек многим обязан лесу. Вы верно подметили, лес - наше богатство и красота. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес - это дом для всех зверей и птиц. Это место, где человек может отдохнуть.
(После паузы дети мягкой кистью рисуют шишки на ёлках, тычками жёсткой кистью рисуют снег на ёлках, снегопад).
Воспитатель. Замечательный получился лес. Давайте вспомним стихи о зимнем лесе
Чародейскою Зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит...
Ф. Тютчев.
Тёмный лес - что шапкой
Принакрылся чудной
И заснулся под нею
Крепко, непробудно...
И. 3. Суриков.
Нарядилась и рябинка
В белый праздничный наряд,
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.
Е. Трутнева.
Воспитатель.
Лес дремучий, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.
Литература:
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. — М.: Гном — Пресс, 2000.
- Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Путешествие в мир природы. Развитие речи. — М.: Издательство Гном и Д, 2001.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. — Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2002.
- Ушакова О. С. Придумай слово. — М., 1996.
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: Т. Ц. Сфера, 2001.
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир. — М.: Издательство Гном и Д, 2001.
- Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. — Ярославль: «Академия развития», Академия К», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ. ЗИМА В НАШЕМ ГОРОДЕ».
ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ. ЗИМА В НАШЕМ ГОРОДЕВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА....
Зима. Зимние забавы и зимние виды спорта.
Вашему вниманию представлены две презентации, которые помогут Вам организовать занятия по окружающему миру, закрепить признаки зимы, пополнить и активизировать словарный запас детей. Можно презентацию...
Календарное планирование на две недели на темы: "Зима.Зимние забавы","Зимушка-зима,в гости к нам пришла" 2мл.гр.2017-2018уч.г
Календарное планирование на две недели по ФГОС с целями и задачами,индивидуальной работой....
Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой» "Прогулка в зимний лес"
Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой»"Прогулка в зимний лес"...
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида.«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида....
Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)
конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...