Зима. Зимний лес.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Коррекционно-развивающее занятие для детей логопедической подготовительной к школе группы. Занятие направлено на систематизирование знаний детей о зиме, о зимних явлениях природы, на развитие у детей познавательного интереса, чуткости к восприятию красоты зимнего пейзажа, на обогащение словаря образной лексикой, на расширение словаря по теме, на развитие мелкой моторики через использование в рисовании метода тычка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА «ЗИМА. ЗИМНИЙ ЛЕС»

(логопедическая подготовительная к школе группа)

Шлыкова Светлана Артуровна,

воспитатель

г. Дзержинский

2008 – 2009 учебный год

Цели:

  1. Развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
  2. Обогащать словарь образной лексикой.
  3. Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.
  4. Углубить представление детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы.
  5. Развивать мелкую моторику, используя технику рисования тычком.
  6. Расширить и активизировать словарь детей по теме.

Материалы:

  1. Иллюстрации зимнего леса.
  2. Демонстрационные картинки: «Ель», «Сосна», «Берёза», «Дуб», «Липа».
  3. Кроссворд «Ёлочка».
  4. Альбомные листы голубого цвета с силуэтами ёлочек и лиственными деревьями, нарисованными детьми на предыдущем занятии.
  5. Гуашь белого, зелёного, коричневого цвета.
  6. Принадлежности для рисования: две кисточки (жёсткая из натуральной щетины и беличья) на каждого ребёнка, подставка для кисточек, салфетка из ткани для вытирания кисточки на каждого ребёнка, маленький листочек бумаги (палитра) для проверки тычка и правильности выбора цвета на каждого ребёнка, банка с водой на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

  1. Экскурсии в лесопарк, по территории детского сада.
  2. Наблюдение примет зимы в природе.
  3. Рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, И. Шишкина.
  4. Прослушивание произведений Вивальди и П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима».
  5. Знакомство со стихами о зиме А. С. Пушкина, И. С. Никитина, С. А. Есенина,

И. 3. Сурикова (выборочное заучивание).

  1. Рисование: «Первый снег», «Белая берёза».
  2. Аппликация: «Ветка рябины».
  3. Лепка: «Ёлочка красавица».
  4. Коррекционная работа:

а) отгадывание и заучивание загадок о зиме;

б) заучивание пословиц о лесе;

в) выкладывание из палочек фигур по образцу: ёлочка, снежинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина:

     Заколдован невидимкой

     Дремлет лес под сказку сна,

     Словно белою косынкой

     Подвязалася сосна.

 - Как вы думаете, дети, какое время года описано в стихотворении Сергея Есенина? (Ответы детей).

 - Дети, какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, морозная, сверкающая...).

 - Если много снега зимой, то эта зима какая? (Снежная).

 - А если зимой бывают часто вьюги, то эта зима... (Вьюжная).

 - Скажите, дети, белая косынка на сосне – это что? (Снег).

 - А с чем ещё можно сравнить пушистый снег на ветках деревьев? (С шапкой, с шубой, с покрывалом, с одеялом).

 - Дети, давайте вспомним, что такое лес? (Лес - это место, где растёт много деревьев и кустарников).

 - Скажите, дети, какие вы знаете деревья? (Ель, сосна, пихта, липа, осина, рябина, дуб, клён, берёза, тополь, и т. д.).

Воспитатель. Мы говорим: одна сосна, а много ... (сосен).

  один клён, а много ... (клёнов).

  один тополь, а много ... (тополей).

  одно дерево, а много ... (деревьев).

 - Дети, если в лесу растут одни ели и сосны, то какой это лес? (Хвойный).

 - А если будут расти деревья: дуб, берёза, клён, липа, то такой лес будет называться … (Такой лес будет называться лиственным).

 - Если же в лесу будут расти и те, и другие деревья, то этот лес мы назовём … (Смешан-ным).

 - Сейчас, дети, мы побываем в таком лесу. В зимнем лесу. Внимательно вслушайтесь в слова рассказа и попытайтесь представить картину зимнего леса.

(Воспитатель читает детям рассказ)

Зимний лес.

«Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес… На полянке особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка.

Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно - розовой тонкой берестой. Прекрасен дуб в зимнем наряде. Косматая изморозь застыла на его мощных ветвях...

…Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубокий зимний сон природы...

…Сверкает снег. Вспыхивают и гаснут искры - блёстки. Хорош лес в зимнем уборе!»

(По Д. Зуеву)

 - Вам понравился рассказ? (Ответы детей).

 - Вы смогли представить зимний лес? (Ответы детей).

 - Вот как умело писатель изобразил при помощи слова картину зимнего леса.

 - Дети, кто сможет объяснить, что такое убор? (Убор - это то, во что одеваются)

 - Какой убор у леса зимой? (Зимний)

 - А теперь…

Занимались мы, устали.

Дружно все тихонько встали.

Физминутку проведём.

«Ёлочка» её мы назовём.

(Дети выходят из-за столов)

Ёлочки зелёные на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

Сколько ёлочек зелёных -

Столько сделайте наклонов.

(Встать, руки вверх. Сделать 2-3 плавных одновременных движения руками слева направо и справа налево. Выпрямиться. На слова «Сколько ёлочек зелёных...» показать детям карточку с 3-мя аппликативно выполненными ёлочками. Дети выполняют наклоны вперёд согласно количеству ёлочек на карточке).

Воспитатель. Дети, скажите, что происходит с деревьями зимой? (Деревья погружаются в сон.).

 - Правильно, дети, зимой деревья не растут, не питаются, они как бы погружаются в глубокий сон. Ведь зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям.

 - А какой бывает лес зимой? (Сказочный, спящий, неподвижный, волшебный, таинственный, величественный, дремлющий).

- Дети, а знаете ли вы, как отличить зимой одно дерево от другого? (Ответы детей.)

 - Правильно, зимой деревья различают по цвету коры, расположению веток, по плодам.

 - Легче других деревьев узнать зимой берёзу. Её светлая с чёрными пятнышками кора видна издалека. У берёзы крупные боковые ветки прижаты к стволу, а молодые веточки свисают вниз. Весной на них появятся серёжки.

(Показ картинки берёзы).

 - Нетрудно узнать зимой липу. Боковые ветки от ствола спускаются книзу, наверху опять поднимаются. На некоторых ветках сохраняются плоды - орешки, снабжённые летучками. (Показ картинки липы.)

- Легко узнать зимой и дуб. Дуб отличается от других деревьев округлой кроной и мощным стволом, покрытым грубой морщинистой, крепкой корой. В кроне дуба даже зимой можно встретить листья - остатки летнего убранства.

(Показ картинки дуба.)

 - Вспомните, какие ещё деревья легко узнать зимой? (Ёлку, сосну, пихту, по зелёным иголкам.)

 - Сегодня, дети, мы продолжим рисование зимнего леса. На прошлом занятии мы учились рисовать лиственные деревья и сделали карандашный набросок ёлочек. Сейчас мы будем рисовать ёлочки методом тычка.

 - Но прежде чем мы начнём рисовать, давайте проведём упражнение-разминку с кисточкой-щетинкой.

Кисточку возьмём вот так:

(Рука опирается на локоть, кисточку держат тремя пальцами выше металлической части.)

      Это трудно? Нет, пустяк.

      Вверх — вниз, вправо — влево

(Выполняют движения кистью руки.)

        Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

        Застучала «каблучком».

        А потом по кругу ходим,

        Как девицы в хороводе.

        Вы устали? Отдохнём

        И опять стучать начнём.

                  Мы рисуем: раз, раз...

(Кисточку ставят вертикально. Делают несколько тычков без краски.)

        Всё получится у нас!

- А сейчас давайте вспомним правила рисования методом тычка.

Дети.

1. Кисточку - щетинку перед началом рисования окунать в воду не нужно. Она должна быть сухой.

2. На кисточке должно быть мало краски. Чтобы убрать лишнюю краску с кисточки, делаем несколько тычков на палитре.

3. Когда рисуем кисточкой-щетинкой, держим её  вертикально вверх.

4. После каждого промывания кисточку нужно обязательно вытереть насухо тряпочкой.

 - Теперь, когда мы с вами вспомнили все правила, можно приступать к работе.

(Дети рисуют тычками зелёным цветом все ёлочки. Затем меняют кисть и рисуют тычками белым цветом снег на деревьях и на  земле).

Пауза (время необходимое для высыхания краски на рисунке), во время которой дети решают кроссворд «Ёлочка».

 - Дети, наш старый знакомый Лесовичок прислал нам кроссворд. Вот здесь в конверте я нашла загадки, отгадав которые, мы сможем решить его. Слушайте внимательно.

1. Что является домом для ёлки? (Лес).

2. Я сестра родная ёлки, но мои длинней иголки. (Сосна).

3. Я обманщица большая,

    Я всех вас перехитрю:

    И не ёлка, не сосна я,

    А с иголками живу. (Лиственница).

4. У какого дерева при малейшем ветерке дрожат листочки? (Осина).

 - Чтобы узнать, кто охранник леса, нужно прочитать, что написано в выделенном столбике. Читаем. Так кто же охраняет лес? (Ответы детей).

 - Правильно, лес охраняет лесник.

Л

                               1.

Л

Е

С

                         2.

С

О

С

Н

А

3.

Л

И

С

Т

В

Е

Н

Н

И

Ц

А

                         4.

О

С

И

Н

А

К

 - Дети, давайте вспомним пословицы о лесе.

Дети.  Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Враг природы тот, кто леса не бережёт.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Воспитатель. Человек многим обязан лесу. Вы верно подметили, лес - наше богатство и красота. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес - это дом для всех зверей и птиц. Это место, где человек может отдохнуть.

(После паузы дети мягкой кистью рисуют шишки на ёлках, тычками жёсткой кистью рисуют снег на ёлках, снегопад).

Воспитатель. Замечательный получился лес. Давайте вспомним стихи о зимнем лесе

   Чародейскою Зимою

    Околдован лес стоит-

 И под снежной бахромою,
     Неподвижною, немою,

                 Чудной жизнью он блестит...

 Ф. Тютчев.

    Тёмный лес - что шапкой

      Принакрылся чудной
     И заснулся под нею
     Крепко, непробудно...

И. 3. Суриков.

      Нарядилась и рябинка
                В белый праздничный наряд,
            Только гроздья на вершине
  Ярче прежнего горят.

Е. Трутнева.

Воспитатель.

       Лес дремучий, до свидания!

       Ты расти на радость людям!

       Мы дружить с тобою будем,

       Добрый лес, могучий лес,

       Полон сказок и чудес.

Литература:

  1. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. — М.: Гном — Пресс, 2000.
  2. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Путешествие в мир природы. Развитие речи. — М.: Издательство Гном и Д, 2001.
  3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. — Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2002.
  4. Ушакова О. С. Придумай слово. — М., 1996.
  5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: Т. Ц. Сфера, 2001.
  6. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир. — М.: Издательство Гном и Д, 2001.
  7. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. — Ярославль: «Академия развития», Академия К», 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ. ЗИМА В НАШЕМ ГОРОДЕ».

ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ. ЗИМА В НАШЕМ ГОРОДЕВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА....

Зима. Зимние забавы и зимние виды спорта.

Вашему вниманию представлены две презентации, которые помогут Вам организовать занятия по окружающему миру, закрепить признаки зимы, пополнить и активизировать словарный запас детей. Можно презентацию...

Календарное планирование на две недели на темы: "Зима.Зимние забавы","Зимушка-зима,в гости к нам пришла" 2мл.гр.2017-2018уч.г

Календарное планирование на две недели по ФГОС с целями и задачами,индивидуальной работой....

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой» "Прогулка в зимний лес"

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста  «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой»"Прогулка в зимний лес"...

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)

конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...