"Новые приключения мальчика Асаша"
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме
Это образовательное мероприятие для старших дошкольников логопедической группы. Направлено на систематизацию представлений о диких животных наших лесов, об их образе жизни и местах обитания. В процессе используются разные игры (речевые и развивающие). Также развиваются конструктивные способности детей - умение составлять целое из частей. Игра "Снежинка" направлена на развитие координации движений. На протяжении всей совместной деятельности ведется работа по развитию речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
с детьми старшей группы (ОНР)
«Новые приключения мальчика Асаша».
Составила: воспитатель ГБДОУ д/с№40
Волкова Т.И.
Программное содержание
Познавательные задачи:
1.Систематизировать знания детей об образе жизни лесных зверей; их повадках, характерных признаках внешнего вида.
2.Формировать представления о диких животных (заяц, лиса, медведь, белка).
3. Учить выделять отличительные особенности внешнего вида: длинные уши, короткий хвост, крупное тело, лапы и т.д.
4.Уточнить знания детей о местах обитания диких зверей (живут там, где есть пища, где удобно выращивать детёнышей, спасаться от врагов).
5.Упражнять в ориентировке на плоскости.
6. Совершенствовать умения составлять целое из части.
7. Закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10.
8. Развивать координацию движений в игре «Снежинки».
Речевые задачи:
1.Закрепить употребление в речи конструкций простого и распространенного предложений.
2.Закрепление согласования существительных и прилагательных (лиса – рыжая, пушистая, остроносая, длиннохвостая, хитрая и т.д.)
3. Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном падеже (у зайца нет одного уха) и глаголов - синонимов.
4. Развивать связную речь детей в умении составлять предложения, опираясь на модели, отражающие характерные особенности животного;
Составлять рассказы-сочинялки о животных.
5. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными, использовать в словосочетаниях и предложениях.
Речевое творчество:
Развивать речевое творчество в составлении рассказов-сочинялок. Продолжать развивать способности детей к творческой речевой деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать гуманное отношение к животным, природе.
Способствовать формированию интереса к жизни и повадкам лесных обитателей.
Материал к занятию:
- Кукла Би-Ба-Бо (мальчик).
- Кубик с изображением частей тела животных (хвост, голова, уши и т. д.)
- Картинки с изображением жилищ лесных зверей: дупло, нора, норка, логово, берлога.
- Изображение леса (заснеженные ёлочки, куст) и изображение зверей: медведь, лиса, белка, заяц, волк.
- Модели-схемы с порядковым номером и изображением животного на обороте.
- Предметные картинки: слон, апельсин, шары, акула и буквы С– А–Ш–А.
- Игрушки животных для составления творческих рассказов.
- Рисунки (контурные изображения) животных с недостающими частями тела.
- Магнитофонная запись «Снежинка».
- Призы-подарки от мальчика Асаша.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, я хочу вас познакомить с этим мальчиком, его зовут Асаш. Мама его назвала так потому, что он очень непослушный и упрямый. И все делает наоборот. Мама его просит ложиться спать – он встает, просит убрать игрушки – он их разбрасывает. Мама огорчилась и назвала его таким именем. Вот я решила вместе с вами помочь мальчику стать послушным. Давайте на несколько минут станем такими как он – будем выполнять противоположные действия, т.е. делать все наоборот.
Динамическая пауза
1.опустить руки вниз – поднять руки вверх
2.встать со стула – сесть на стул
3.показать ладошки – спрятать ладошки
4.согнуть руки – выпрямить руки.
Воспитатель. Асаш был в лесу и сфотографировал некоторых животных.
Давайте посмотрим на его снимки и узнаем кого встретил в лесу Асаш.
Игровое упражнение «Волшебный кубик».
Дети по очереди переворачивают кубик и доказывают, кого хотел сфотографировать Асаш.
Воспитатель. Чей это хвост?
Дети. Это лисий хвост. Он большой, пушистый и рыжий.
Это голова медведя. Она большая, маленькие уши.
Воспитатель. Как можно сказать иначе? Чья это голова?
-Уши зайца, чьи уши?
Дети. Это медвежья голова. Заячьи уши.
Таким образом рассматриваются другие изображения. Воспитатель добивается развернутых ответов с использованием притяжательных прилагательных в речи.
Воспитатель. Ребята, нам надо срочно отправиться в лес и помочь зверюшкам. Оказаться в лесу нам поможет эта снежинка. Надо только сказать волшебные слова.
Психогимнастика «Снежинка».
Звучит музыка, дети выполняют движения.
Мы снежиночки резные, легкие, воздушные.
Мы кружимся, как пушинки.
В танце мы, как балеринки.
Землю снегом покрываем и деревья украшаем.
Лес мы в сказку превращаем
И сюда всех приглашаем.
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Скажем вместе: «Ах, какой чудесный лес!»(дыхательная гимнастика). Садитесь на пенечки и вместе со снежинкой поищем животных и их жилище.
Игра «Кто где живет?»
Воспитатель. Вы подскажите, как называется дом животного, а я помогу найти его расположение. Как называется дом лисы?
Дети. Дом лисы – нора.
Воспитатель. Нора лисы расположена в нижней части леса слева. Нора чей дом?
Дети. Нора – лисий дом.
Ребенок прикрепляет изображение лисы к норе.
Воспитатель. Ребята, логово чье жилище?
Дети. Логово – жилище волка. Это волчье логово.
Воспитатель. Волчье логово находится в верхней части леса слева. Теперь волк дома (поместить изображение волка рядом с логовом). Медведь живет в правой нижней части леса. Как называется жилище медведя?
Дети. Жилище медведя – берлога.
Воспитатель. Найдите в лесу расположение берлоги медведя. Берлога чье жилище?
Дети. Берлога медвежья.
Воспитатель. Вот и мишке мы помогли (поместить изображение). В верхней правой части высоко на дереве живет пушистый зверек. Догадались? Правильно это белка. А как называется жилище белки?
Дети. Дом белочки – дупло.
Воспитатель. Как сказать по-другому, дупло чье жилище?
Дети. Дупло – беличий дом.
Воспитатель. Посмотрите, чья мордочка выглядывает из домика?
Дети. Мышиная мордочка.
Воспитатель. Как называется домик мышки?
Дети. Мышиная норка.
Воспитатель. Ребята, Асаш мне дал вот эти странные снимки и просит собрать эти части в целое, и определить за кем он так долго бегал по лесу. Посмотрите, каждая часть снимка имеет свою цифру, номер, свой знак. Я догадалась, нам надо по этим знакам-символам точно по цифрам рассказать об этом животном, кого так хотел сфотографировать Асаш. Рассказывать будем по порядку и прикреплять свой снимок вот сюда, на ковралин.
Игра «Собери картинку».
Дети выбирают части «снимка», рассказывают о характерных признаках животного согласно выбранной схеме и номеру на ней. Затем прикрепляют ее по порядку на ковралин знаком во внутрь. Появляется изображение животного – зайца.
Воспитатель. Узнали теперь, кто больше всего понравился Асашу в лесу? Правильно зайчик. А вы молодцы, много знаете о зайцах. А где он прячется от врагов?
Дети. За кустиками. За сваленными деревьями.
Воспитатель. Посмотрите, чьи уши торчат из-за куста?
Дети. Заячьи уши. Они длинные.
Воспитатель. Вот мы помогли зверюшкам найти свой дом. А чтобы они успокоились, давайте расскажем им, как вы много знаете о них. Каждая такая фишка – это подарок животному. Прикрепляя фишку, вы рассказываете о нем (белочка –шустрая, быстрая, она живет в дупле и делает там запасы на зиму.)
Игра «Подарки животным».
Дети берут фишки, прикрепляют их к изображению животных и рассказывают о выбранном животном).
Воспитатель. Пока вы рассказывали о зверюшках, Асаш нарисовал животных. Посмотрите (дети рассматривают рисунки и находят ошибки – Асаш не дорисовал части тела животного ).
Игра «Исправь ошибку».
Дети дорисовывают недостающие части животного, объясняя чего не хватает.
Дети. У мишки нет одной лапы. У зайца не хватает одного уха. У лисы нет хвоста. У белки нет кисточек на ушках.
Воспитатель. Вы молодцы, ребята, помогли Асашу исправить свои ошибки. А представьте себе, если бы в жизни животных тоже все изменилось: сильные стали слабыми (Дети подбирают антонимы к словам)
храбрые – трусливыми
злые – добрыми
большие – маленькими
хищные – травоядными.
Воспитатель. А например: животные Африки оказались на Северном
полюсе, и наоборот.
Воспитатель. Эти животные хотят с вами поиграть. Подумайте, кому вы хотите помочь стать другими: Бурому мишке оказаться на Севере, белочке – в Африке с обезьянками, лисичке – в пустыне рядом с верблюдами. Что они там почувствовали? Кого бы там встретили? Как бы себя повели?
Игра «Путаница».
Дети выбирают игрушки и придумывают рассказы-сочинялки.
Воспитатель. Молодцы, вы хорошие фантазеры. И животным понравилась такая игра. А как вы думаете, Асаш научился чему-нибудь с нами?
Дети. Он узнал, где живут дикие звери.
Как называются жилища зверей.
Узнал, что любят звери, как они живут.
Воспитатель. Мы его научили все делать правильно и слушаться маму.
А вы хотите узнать его настоящее имя?
Игра «Составь слово».
Воспитатель. Чтобы узнать имя Асаша, надо определить первый звук в слове, предмета изображенного на картинке и найти эту букву на ковралине. (дети определяют первый звук в слове и находят букву на ковралине).
- Слон – С
- Акула – А
- Шары – Ш
- Апельсин – А
Воспитатель. Теперь мы его можем называть Сашей. Он стал послушным. А вы все умные и очень добрые, внимательные друзья. Саша в знак благодарности дарит вам фотографии лесных животных на память о нем и о зверюшках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»
Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи: 1.Образовательные:1. Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение с...
Совместная образовательная деятельность в старшей группе ОНР (экология, развитие речи). Тема: "Новые приключения мальчика Асаша"
Занятие способствует закреплению знаний детей о диких животных и развитию речевого творчества при составлении рассказов-сочинялок о жителях леса....
Конспект НОД "Приключения мальчика Саши или Пружинка учит определять время по часам"
В конспекте предложен вариант закрепления материала по ознакомлению с социальным миром и развитию речи у детей подготовительной группы по теме "Часы". Конспект разработан к конкурсу "Воспитатель...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича Тема: «Приключения мальчика Гео» старшая группа
Конспект НОД по познавательному развитию....
Приключения мальчика Вовы
Конспект спортивного досуга по ПДД для детей старшей - подготовительной группы...
Конспект НОД для подготовительной группы детского сада с использованием блоков Дьенеша «Приключения Мальчика Логика и его друзей»
Цель - Развивать у детей способность целенаправленно выполнять различные логические задания...