"Новые приключения мальчика Асаша"
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме

Волкова Татьяна Ивановна

Это образовательное мероприятие для старших дошкольников логопедической группы. Направлено на систематизацию представлений о диких животных наших лесов, об их образе жизни и местах обитания. В процессе используются разные игры (речевые и развивающие). Также развиваются конструктивные способности детей - умение составлять целое из частей. Игра "Снежинка" направлена на развитие координации движений. На протяжении всей совместной деятельности ведется работа по развитию речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Конспект совместной образовательной деятельности

с детьми старшей группы (ОНР)

«Новые приключения мальчика Асаша».

Составила: воспитатель ГБДОУ д/с№40

                                                          Волкова Т.И.

Программное содержание        

Познавательные задачи:  

1.Систематизировать знания детей об образе жизни лесных зверей; их повадках, характерных признаках внешнего вида.

2.Формировать представления о диких животных (заяц, лиса, медведь, белка).

3. Учить выделять отличительные особенности внешнего вида: длинные уши, короткий хвост, крупное тело, лапы и т.д.

4.Уточнить знания детей о местах обитания диких зверей (живут там, где есть пища, где удобно выращивать детёнышей, спасаться от врагов).

5.Упражнять в ориентировке на плоскости.        

6. Совершенствовать умения составлять целое из части.

7. Закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10.

8. Развивать координацию движений в игре «Снежинки».

Речевые задачи:

1.Закрепить употребление в речи конструкций простого и распространенного предложений.

2.Закрепление согласования существительных и прилагательных (лиса – рыжая, пушистая, остроносая, длиннохвостая, хитрая и т.д.)

3. Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном падеже (у зайца нет одного уха) и глаголов - синонимов.

4. Развивать связную речь детей в умении составлять предложения, опираясь на модели, отражающие характерные особенности животного;

Составлять рассказы-сочинялки о животных.

5. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными, использовать в словосочетаниях и предложениях.

Речевое творчество:

Развивать речевое творчество в составлении рассказов-сочинялок. Продолжать развивать способности детей к творческой речевой деятельности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать гуманное отношение к животным, природе.

Способствовать формированию интереса к жизни и повадкам лесных обитателей.

Материал к занятию:

 

  1. Кукла Би-Ба-Бо (мальчик).
  2. Кубик с изображением частей тела животных (хвост, голова, уши и т. д.)
  3. Картинки с изображением жилищ лесных зверей: дупло, нора, норка, логово, берлога.
  4. Изображение леса (заснеженные ёлочки, куст) и изображение зверей: медведь, лиса, белка, заяц, волк.
  5. Модели-схемы с порядковым номером и изображением животного на обороте.
  6. Предметные картинки: слон, апельсин, шары, акула и буквы С– А–Ш–А.
  7. Игрушки животных для составления творческих рассказов.
  8. Рисунки (контурные изображения) животных с недостающими частями тела.
  9. Магнитофонная запись «Снежинка».
  10. Призы-подарки от мальчика Асаша.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, я хочу вас познакомить с этим мальчиком, его зовут Асаш. Мама его назвала так потому, что он очень непослушный и упрямый. И все делает наоборот. Мама его просит ложиться спать – он встает, просит убрать игрушки – он их разбрасывает. Мама огорчилась и назвала его таким именем. Вот я решила вместе с вами помочь мальчику стать послушным. Давайте на несколько минут станем такими как он – будем выполнять противоположные действия, т.е. делать все наоборот.

Динамическая пауза

1.опустить руки вниз – поднять руки вверх

2.встать со стула – сесть на стул

3.показать ладошки – спрятать ладошки

4.согнуть руки – выпрямить руки.

Воспитатель. Асаш был в лесу и сфотографировал некоторых животных.

Давайте посмотрим на его снимки и узнаем кого встретил в лесу Асаш.

Игровое упражнение «Волшебный кубик».

Дети по очереди переворачивают кубик и доказывают, кого хотел сфотографировать Асаш.

Воспитатель. Чей это хвост?

Дети. Это лисий хвост. Он большой, пушистый и рыжий.

Это голова медведя. Она большая, маленькие уши.

Воспитатель. Как можно сказать иначе? Чья это голова?

-Уши зайца, чьи уши?

Дети. Это медвежья голова. Заячьи уши.

Таким образом рассматриваются другие изображения. Воспитатель добивается развернутых ответов с использованием притяжательных прилагательных в речи.

Воспитатель. Ребята, нам надо срочно отправиться в лес и помочь зверюшкам. Оказаться в лесу нам поможет эта снежинка. Надо только сказать волшебные слова.

Психогимнастика «Снежинка».

Звучит музыка, дети выполняют движения.

Мы снежиночки резные, легкие, воздушные.

Мы кружимся, как пушинки.

В танце мы, как балеринки.

Землю снегом покрываем и деревья украшаем.

Лес мы в сказку превращаем

И сюда всех приглашаем.

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Скажем вместе: «Ах, какой чудесный лес!»(дыхательная гимнастика). Садитесь на пенечки и вместе со снежинкой поищем животных и их жилище.

Игра «Кто где живет?»

Воспитатель. Вы подскажите, как называется дом животного, а я помогу найти его расположение. Как называется дом лисы?

Дети. Дом лисы – нора.

Воспитатель. Нора лисы расположена в нижней части леса слева. Нора чей дом?

Дети. Нора – лисий дом.

Ребенок прикрепляет изображение лисы к норе.

Воспитатель. Ребята, логово чье жилище?

Дети. Логово – жилище волка. Это волчье логово.

Воспитатель. Волчье логово находится в верхней части леса слева. Теперь волк дома (поместить изображение волка рядом с логовом). Медведь живет в правой нижней части леса. Как называется жилище медведя?

Дети. Жилище медведя – берлога.

Воспитатель. Найдите в лесу расположение берлоги медведя. Берлога чье жилище?

Дети. Берлога медвежья.

Воспитатель. Вот и мишке мы помогли (поместить изображение). В верхней правой части высоко на дереве живет пушистый зверек. Догадались? Правильно это белка. А как называется жилище белки?

Дети. Дом белочки – дупло.

Воспитатель. Как сказать по-другому, дупло чье жилище?

Дети. Дупло – беличий дом.

Воспитатель. Посмотрите, чья мордочка выглядывает из домика?

Дети. Мышиная мордочка.

Воспитатель. Как называется домик мышки?

Дети. Мышиная норка.

Воспитатель. Ребята, Асаш мне дал вот эти странные снимки и просит собрать эти части в целое, и определить за кем он так долго бегал по лесу. Посмотрите, каждая часть снимка имеет свою цифру, номер, свой знак. Я догадалась, нам надо по этим знакам-символам точно по цифрам рассказать об этом животном, кого так хотел сфотографировать Асаш. Рассказывать будем по порядку и прикреплять свой снимок вот сюда, на ковралин.

Игра «Собери картинку».

Дети выбирают части «снимка», рассказывают о характерных признаках животного согласно выбранной схеме и номеру на ней. Затем прикрепляют ее по порядку на ковралин знаком во внутрь. Появляется изображение животного – зайца.

Воспитатель. Узнали теперь, кто больше всего понравился Асашу в лесу? Правильно зайчик. А вы молодцы, много знаете о зайцах. А где он прячется от врагов?

Дети. За кустиками. За сваленными деревьями.

Воспитатель. Посмотрите, чьи уши торчат из-за куста?

Дети. Заячьи уши. Они длинные.

Воспитатель. Вот мы помогли зверюшкам найти свой дом. А чтобы они успокоились, давайте расскажем им, как вы много знаете о них. Каждая такая фишка – это подарок животному. Прикрепляя фишку, вы рассказываете о нем (белочка –шустрая, быстрая, она  живет в дупле и делает там запасы на зиму.)

Игра «Подарки животным». 

Дети берут фишки, прикрепляют их к изображению животных и рассказывают о выбранном животном).

Воспитатель. Пока вы рассказывали о зверюшках, Асаш нарисовал животных. Посмотрите (дети рассматривают рисунки и находят ошибки – Асаш не дорисовал части тела животного ).

Игра «Исправь ошибку».

Дети дорисовывают недостающие части животного, объясняя чего не хватает.

Дети. У мишки нет одной лапы. У зайца не хватает одного уха. У лисы нет хвоста. У белки нет кисточек на ушках.

Воспитатель. Вы молодцы, ребята, помогли Асашу исправить свои ошибки. А представьте себе, если бы в жизни животных тоже все изменилось: сильные стали слабыми (Дети подбирают антонимы к словам)

храбрые – трусливыми

злые – добрыми

большие – маленькими

хищные – травоядными.

Воспитатель. А например: животные Африки оказались на Северном

 полюсе, и наоборот.

Воспитатель. Эти животные хотят с вами поиграть. Подумайте, кому вы хотите помочь стать другими: Бурому мишке оказаться на Севере, белочке – в Африке с обезьянками, лисичке – в пустыне рядом с верблюдами. Что они там почувствовали? Кого бы там встретили? Как бы себя повели?

Игра «Путаница». 

Дети выбирают игрушки и придумывают рассказы-сочинялки.

Воспитатель. Молодцы, вы хорошие фантазеры. И животным понравилась такая игра. А как вы думаете, Асаш научился чему-нибудь с нами?

Дети. Он узнал, где живут дикие звери.

Как называются жилища зверей.

Узнал, что любят звери, как они живут.

Воспитатель. Мы его научили все делать правильно и слушаться маму.

А вы хотите узнать его настоящее имя?

Игра «Составь слово».  

Воспитатель. Чтобы узнать имя Асаша, надо определить первый звук в слове, предмета изображенного на картинке и найти эту букву на ковралине. (дети определяют первый звук в слове и находят букву на ковралине).

  1. Слон – С
  2. Акула – А
  3. Шары – Ш
  4. Апельсин – А

Воспитатель. Теперь мы его можем называть Сашей. Он стал послушным. А вы все умные и очень добрые, внимательные друзья. Саша в знак благодарности дарит вам фотографии лесных животных на память о нем и о зверюшках.    

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»

Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи: 1.Образовательные:1.  Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение с...

Совместная образовательная деятельность в старшей группе ОНР (экология, развитие речи). Тема: "Новые приключения мальчика Асаша"

Занятие способствует закреплению знаний детей о диких животных и развитию речевого творчества при составлении рассказов-сочинялок о жителях леса....

Конспект НОД "Приключения мальчика Саши или Пружинка учит определять время по часам"

В конспекте предложен вариант закрепления материала по ознакомлению с социальным миром и развитию речи у детей подготовительной группы по теме "Часы".  Конспект разработан к конкурсу "Воспитатель...

Приключения мальчика Вовы

Конспект спортивного досуга по ПДД для детей старшей - подготовительной группы...

Конспект НОД для подготовительной группы детского сада с использованием блоков Дьенеша «Приключения Мальчика Логика и его друзей»

Цель - Развивать у детей способность целенаправленно выполнять различные логические задания...