Проект "Народно-поэтическое творчество в детском саду" Губайдулина Ф.М.
презентация к занятию (развитие речи, средняя группа) на тему

 

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по теме «Малые фольклорные формы».

Цель:

1) научить детей понимать содержание и значение пословиц, связывать их значение с содержанием короткого рассказа, инсценировки;

2) научить произносить чистоговорки;

3) познакомить детей с загадками-сравнениями;

4) повторить знакомые считалки, помочь заучить текст народной игры “Плетень”.

Материал: картинки к пословицам; листы бумаги, карандаши, зеркала, шапочки к игре, атрибуты к инсценировкам, буквы А, О, И, У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная разминка “Путешествие язычка”.

Народ придумал скороговорок и чистоговорок, которые учат детей говорить правильно, чисто, внятно и четко.

Воспитатель показывает буквы А, О, И, У и предлагает детям вспомнить чистоговорку:

И-и-и-и ты на небо посмотри,

У-у-у-у и увидим мы луну.

А-а-а-а рядом яркая звезда,

О-о-о-о как до неба далеко.

Воспитатель проводит игру “Сломанный телевизор” (дети работают с зеркалом, произнося чистоговорку без звука).

Воспитатель произносит скороговорку “Чики –чики –чикалочка”

Дети повторяют ее сначала медленно, затем в ускоренном темпе, потом отстукивая ритм ложками.

3. Воспитатель проводит беседу.

– Дети, вы знаете много сказок, которые сочинил народ, в сказках заключена народная мудрость .Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается .Народной мудрости нас учат также и пословицы .Пословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо .Сейчас мы посмотрим небольшие инсценировки и подберем к ним уже знакомые поговорки.

1-ая сценка: “Поспешишь – людей насмешишь”.

2-ая сценка: “Как аукнется, так и откликнется”.

“Человек без друзей, как дерево без корней”

Воспитатель рассказывает историю (На доске картинки: бабушка, два мальчика, сломанный автобус, одноухий заяц, чистая машина):

– В скверике гуляла старушка. Рядом играли дети. Остановилась старушка, посмотрела на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха, а хозяин чистенькой машины – мальчик в синем свитере. “Эх, – вздохнула старушка – какие сами такие и сани!”

Почему так сказала старушка?

Как догадалась, чьи были игрушки?

4. Физкультурная минутка.

5. Знакомство с загадками-сравнениями.

Воспитатель спрашивает у детей, чем отличается загадка от пословиц, сказок, скороговорок. И дети делают вывод, о том, что загадки надо отгадывать, т.к в них предмет не называется и нужно самому догадаться о ком или о чем идет речь. Воспитатель предлагает детям загадать знакомые загадки своим товарищам .

Воспитатель загадывает детям несколько загадок.

“Зеленый, но не огурчик

Прыгает, но не кузнечик”

“Серый, но не мышка,

Страшный, но не медведь”

Воспитатель объясняет, по каким признакам происходит сравнение в загадке:

– по цвету

– по действию

– по размеру

Воспитатель предлагает нарисовать любого животного и сочинить загадку-сравнение.

6. Игра

Русская народная игра “Селезень” (повторение считалок, расшифровка старинных русских слов).

7. Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_poeticheskoe_tvorchestvo_v_detskom_sadu.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Губайдулина Фаина Михайловна Народное поэтическое творчество в детском саду.

Слайд 2

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Слайд 3

Детская литература, как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения. В круг детского чтения входят: • произведения устного творчества русского народа и народов мира; • классическая детская литература (отечественная и зарубежная); • современная литература (русская и зарубежная).

Слайд 4

Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку. В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки. Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д. Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

Слайд 5

Познакомить детей с данной тематикой по художественной литературе. Углубить знания детей о выбранной тематике. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание). Учить чувствовать и понимать образный язык прочитанных произведений. Посредством произведений способствовать у детей оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо, воспитанию добрых чувств, интереса к художественным произведениям. Воспитывать умение удивляться красоте. Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию. Расширять представления родителей о детской литературе. Приобщить родителей к семейному чтению детских художественных произведений. Задачи:

Слайд 6

1 этап – подготовительный (одна неделя). Исходя из интересов детей, - анкетирование родителей, обсуждение цели и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта. II этап – основной (1 месяц). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация. III этап – итоговый (одна неделя). Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта. Проект состоит из трех этапов:

Слайд 7

формирование адекватной самооценки; формирование чувств национального достоинства; разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности; формирование умения разрешать конфликтные ситуации, устанавливать новые контакты; повышение родительской компетенции. Ожидаемые результаты:

Слайд 8

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по теме « Малые фольклорные формы ».

Слайд 9

Цели: 1) научить детей понимать содержание и значение пословиц, связывать их значение с содержанием короткого рассказа, инсценировки; 2) научить произносить чистоговорки; 3) познакомить детей с загадками-сравнениями; 4) повторить знакомые считалки, помочь заучить текст народной игры “Плетень”. Материал: картинки к пословицам; листы бумаги, карандаши, зеркала, шапочки к игре, атрибуты к инсценировкам, буквы А, О, И, У. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Артикуляционная разминка “Путешествие язычка”. 3. Воспитатель проводит беседу о сказках и пословицах. 1-ая сценка: «Поспешишь – людей насмешишь». 2-ая сценка: «Как аукнется, так и откликнется». 3-яя сценка: «Человек без друзей, как дерево без корней». 4. Физкультурная минутка. 5. Знакомство с загадками-сравнениями. 6. Игра 7. Итог занятия.

Слайд 10

Таким образом, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: сформированы первые представления о культуре своего народа, обычаях ; обогатился словарный запас - дети знают потешки, заклички, пословицы, названия предметов быта, элементов русского фольклора ; формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги ; развиваются коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам, развивается чувство коллективизма ; развивается эмоционально-волевая сфера ; патриотические чувства и любовь к родине, своей истории, природе, народу . Заключение:

Слайд 11

Такая системная работа - богатейший материал для развития культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, нравственно - патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы.

Слайд 12

Воспитатель. Родители. Дети. Участники проекта:

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество в детском саду

Презентация для педагогов к семинару по Изо....

Художественное творчество в детском саду: история и потенциал.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребен...

Статья. "Детское творчество в детском саду".

Статья."Детское творчество в детском саду". Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получа...

Консультация для педагогов по созданию альбомов устного детского творчества в детском саду

Сформированная связанная речь – важнейшие условие успешности обучения ребёнка в школе. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказа или 3-5 предложений по карт...

Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»

Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...

«Детское творчество в детском саду»

статья о применении изобразительной деятельности в группе с детьми с нарушением интеллекта...

Положения о конкурсах детского творчества в детском саду

Положения о конкурсах детского творчества в детском саду...