«Детское творчество в детском саду»
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ахтямова Ольга Анатольевна

статья о применении изобразительной деятельности в группе с детьми с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

«Детское творчество в детском саду»

(статья о применении изобразительной деятельности в группе с детьми с нарушением интеллекта)

 

Воспитатель:Ахтямова О.А

 

«Детское творчество в детском саду»  

(Статья).

Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получает знания о мире, развивает мелкую и общую моторику. Кроме того, именно дошкольники считаются самыми творческими натурами. Они фантазируют, выдумывают, творят на уровень выше, чем взрослые люди. Поэтому все виды изобразительной деятельности актуальны и важны в дошкольном возрасте.

Дошкольники развиваются многосторонне. Немаловажную роль в этом оказывают продуктивные виды деятельности. Ученые по всему миру проводили исследования эффективности такого рода деятельности. Они доказали, что у детей развиваются новые навыки. При их изучении дети становятся более целеустремлёнными и настойчивыми, проявляют инициативу, самостоятельность и любознательность. У ребенка развивается творческое воображение, различные свойства мышления.

Виды продуктивной деятельности в дошкольном творчестве.

Федеральный государственный стандарт образования выделяет 9 различных видов детской деятельности:  

1. Игровая деятельность.  

2. Познавательно – исследовательская деятельность

3. Коммуникативная деятельность 

4. Двигательная деятельность 

5.Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность

 6.Изобразительная деятельность 

7. Конструирование, ручной труд  

8. Музыкальная деятельность 

9. Восприятие художественной литературы.

Есть различные направления этого вида деятельности: создание реквизита для своего спектакля, изготовление предметов, которые можно использовать для изучения или в играх, создание собственной художественной галереи, создание журнала наблюдений детей или «книги», состоящей из их рассказов, привлечение детей при подготовке к праздникам (создание тематических игрушек, поделок, украшений).

В результате такой деятельности дети осваивают различные виды творчества, улучшают навыки чтения и письма, становятся лучше подготовленными к школе, более активными, самостоятельными, терпеливыми, учатся усваивать получаемую информацию и обрабатывать ее.  

Внутренний мир обучающихся с нарушением интеллекта очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, почувствовать многообразие окружающей среды.

Одной из форм решения этой задачи является форма художественно-эстетического освоения мира. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно- эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие. Это направление является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Коррекционную направленность обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, учит планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику, усидчивость, аккуратность.

Исследования Е.А.Екжановой свидетельствуют о том, что изображения, создаваемые дошкольниками с нарушение интеллекта, примитивны, фрагментарны, не передают целостных образов предметов, искажают их форму и пропорции и, кроме того, являются графическими штампами, не отражающими внешние характеристики реальных предметов.

Для того, чтоб обучить ребенка с нарушением интеллекта тому или иному приему работы, родители педагоги должны обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса.  

Как отмечает Е.А.Екжанова, при планировании занятий с детьми данной категории необходимо учитывать последовательность формирования способов создания графических образов, специфичных для различных видов изобразительной деятельности.

В связи с недоразвитием моторики и зрительно-двигательной координации техника изобразительной деятельности остается у умственно отсталых детей дошкольников весьма примитивной. Особенно показательным является тот факт, что дети, умеющие рисовать, не используют в своих рисунках цвет как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности.

Данные особенности необходимо учитывать при отборе приемов обучения детей с нарушением интеллекта изобразительной деятельности.

Весьма эффективным является проведение пропедевтических мероприятий, в ходе которых ребенку предоставляется возможность получения максимально возможной и доступной информации о предмете. Методика таких мероприятий для детей с нарушением зрения подробно описана в работах Л.Б.Осиповой. В нашей практике мы используем рекомендации автора применительно к детям с нарушением интеллекта, учитывая специфические особенности данной категории детей.

Рассмотрим специфику проведения занятия по обучения рисованию «Снег идет» (3 год обучения), разработанное в соответствии с задачами «Программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания» Е.А.Екжановой и Е.А.Стребелевой в условиях внедрения ФГОС.

Основным программным содержанием занятия является следующее: вызвать у детей радость от восприятия белого снега, как он красиво ложится на ветки дерева, а затем на землю; наносить мазки на бумагу контрастного цвета; передавать в рисунке сюжет, опираясь на результаты своих впечатлений; закреплять умение рисовать красками.

Для проведения занятия мы использовали ветку на подставке (макет дерева), вату, бумагу синего цвета (формат А5) с изображением дерева, белую гуашь, кисть «пони» №5, салфетку.

Перед  тем, как провести данное занятие, воспитатель  во время  прогулки неоднократно обращал  внимание детей на  небо, снег: как он кружится в воздухе, падает на землю, лежит на земле. Детям предлагались для рассматривания иллюстрации с изображением зимних пейзажей, которые воспитатель комментировал. Важным моментом является мотивация детей к изобразительной деятельности.

 Для этого мы поставили на стол для занятий макет дерева на подставке, включили музыку П.И.Чайковского «Зима». Данный прием очень заинтересовывает детей происходящим.

Далее предлагаем примерный ход занятия.

- Ребята, посмотрите! Я принесла в группу маленькое деревце. Давайте потрогаем его тоненькие веточки.  

 На улице сейчас зима. Но давайте посмотрим в окно – там нет ни одного дерева не покрытого снегом. Нашему деревцу, наверное, очень холодно. Что мы можем сделать, чтобы оно не замерзло?

Педагог предлагает «укрыть» дерево снегом.

- Давайте вспомним, как идет снег: сверху вниз или снизу вверх? Покажите ручками (дети сопровождают ответ движениями рук сверху вниз).

- Молодцы! Снег падает сверху вниз на дома, на каждую веточку дерева, а затем ложится на землю.

- Сейчас мы с вами превратимся в маленьких волшебников и аккуратно укроем снегом каждую веточку нашего дерева, чтобы оно не замерзло зимой.

Дети набрасывают вату на дерево сверху вниз.

- Посмотрите, какое красивое зимнее дерево у нас получилось! Где лежит снег?

Дети показывают руками, где лежит снег – на каждой веточке дерева, под деревом, - при этом сами дети с помощью педагога сопровождают движения руки словами.

Дети садятся на свои места, где на столах лежат приготовленные листы бумаги с изображением дерева, белая гуашь, кисточки на салфетках (индивидуально на каждого ребенка).

Педагог обращает внимание детей на изображение дерева без снега:

- Что нарисовано на бумаге?

Ответы детей.

- Покажите ствол, ветки. На этом дереве есть снег (макет), а на этом нет. Что мы можем сделать?

Подвести ответы детей к тому, что снег можно нарисовать.

Педагог предлагает поиграть в игру «Сделай как я»:

 набирает кистью краску, убирая лишнюю краску с кисточки о край баночки с краской, и ритмично наносить мазки («снег») сверху вниз по всему листу бумаги. Не забывая при этом напоминать детям, что летает по воздуху, падая на дерево, а затем ложится на землю.

По необходимости педагог подходит к ребенку, который затрудняется выполнить задание и, приемом «рука в руку», наносит мазки, имитирующие снег.

- Какие красивые зимние деревья вы нарисовали!

Дети рассматривают свою работу и работы сверстников.

Педагог комментирует рисунки детей: снег повсюду – кружится в воздухе, лежит на дереве, на земле, у кого-то получилась горка.

- А как вы думаете, если поставить ваши рисунки рядом, на что это будет похоже?

Подвести ответы детей к тому, что все вместе рисунки похожи на ЛЕС.

- Правильно! Это похоже на зимний лес, где МНОГО деревьев!

Дети помогают педагогу разместить свои работы на магнитной доске. Рядом можно расположить изображение белки, зайца и т.п.

Таким образом, целенаправленное формирование изобразительной деятельности позволяет детям с нарушением интеллекта в ходе специального обучения не только овладеть элементарными изобразительными навыками, но и познать окружающую действительность. При этом, согласно Е.А.Екжановой, коррекционно-развивающая работа в ходе изобразительной деятельности базируется на ведущей роли обучения, моделях содержательного взаимодействия взрослого с ребенком и формировании всех компонентов изобразительной деятельности.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Развитие творческих способностей детей с нарушением интеллекта не только возможно, но и просто необходимо. Детское творчество помогает им развиваться всесторонне, имеет шанс реализоваться в этом мире.  

 

Список используемой литературы

1.Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта (Текст): метод. рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. – М.:Просвещение, 2009. – 175 с.

2.Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью (Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития ) (Текст): дис.д-ра пед.наук: 13.00.03: защищена 02.10.03 / Екжанова Елена Анатольевна. – М., 2003. – 332с.

3. Лапшина Л.М. Анализ альфа-ритма биоэлектрической активности мозга детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Текст) / Л.М.Лапшина // вестние Челябинского государственного педагогического университета. – 2006. - №1. – С. 142-149.

4. Осипова Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности (Текст): монография / Л.Б.Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 111с.

5. Осипова Л.Б. Особенности осязательного обследования и восприятия предметов детей с косоглазием и амблиопией (Текст) / Л.Б.Осипова // Вестник ЧГПУ.- 2015. - №9. – С.72-77.

6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (Текст): кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 180 с.:ил. – (Коррекционная педагогика)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский дизайн - простор детскому творчеству "

Моя статья " Детский дизайн - простор детскому творчеству " предназначена для творческих педагогов,воспитателей.В статье говориться о том, что в настоящее время детскому дизайну уделяется достаточно м...

Статья. "Детское творчество в детском саду".

Статья."Детское творчество в детском саду". Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получа...

Консультация для педагогов по созданию альбомов устного детского творчества в детском саду

Сформированная связанная речь – важнейшие условие успешности обучения ребёнка в школе. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказа или 3-5 предложений по карт...

Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»

Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...

Положения о конкурсах детского творчества в детском саду

Положения о конкурсах детского творчества в детском саду...

Ура! Победа!! Воспитанники нашего детского сада в составе студии-танца "Бусинки" стали победителями фестиваля детского творчества города Москвы и Московской области "Абрис" linkФестиваль

linkФестиваль детского творчества Москвы и Московской области прошел 21 апреля. Более трехсот юных дарований в возрасте 5–7 лет в течение целого дня радовали своими замечательными способностями ...

Центр детского творчества "Мир детской фантазии"

В нашем центре есть альбомы с образцами для рисования .Также есть тематические альбомы, в которых дети могут ознакомиться с городецской, хохломской и дымковской роспитьсью.  В уголке также н...