Методическая разработка "Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте"
методическая разработка (развитие речи, младшая группа) по теме
Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_razvitie_rechi_v_ml.vz_.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия развития речи и мышления в раннемвозрасте
Ознакомление с окружающим
Окружающий мир привлекает ребёнка новизной непознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам.
На протяжении 2 - 3 года жизни совершается переход от внешней, эмоциональной стороны познания мира к приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
К концу третьего года жизни ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети сознательно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов. Их начинает интересовать внутренняя, т.е. содержательная сторона предметов и явлений окружающего мира.
Задачи развития
Ознакомление с окружающим в ранние годы носит ситуативный характер, а первые знания о нём являются элементарными, но перед детьми этого возраста все же разворачивается целостная картина мира, в котором они живут. Именно поэтому познавательное развитие маленького ребёнка при ознакомлении с окружающим не следует упрощать - всё, что раскрывается перед его взором, достоверно и сохраняет свою практическую и познавательную значимость на долгие годы.
Системное ознакомление с окружающим является первым условием развития детей. При этом ставится задача формирования достоверного и целостного восприятия окружающего.
С этой целью в системе ознакомления с окружающим следует выделить стержневое звено. Таким звеном являются сведения о человеке и гуманистической направленности его действий. Предметная среда, животный и растительный мир раскрываются детям в связи с человеком и его жизнью.
При этом гуманизация процесса воспитания осуществляется целенаправленной организацией развивающей предметной среды, обеспечением познавательного общения со взрослым, активным и деятельностным участием самого ребёнка в процессе освоения первых знаний об окружающем.
Программное содержание
Расширять знания детей 3-го года жизни об окружающем мире.
О человеке:
· Его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и т.д.);
· Его физических и эмоциональных состояниях (проголодался - насытился; устал - отдохнул; заболел - вылечился; опечалился - обрадовался; заплакал - засмеялся и т.д.);
· Деятельности близких ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носки»; «Сестра делает уроки»; «Дедушка читает газету»; «Брат рисует»; «Папа помогает маме» и т.д.).
О предметах, действиях с ними и их назначении:
· Предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т.д.);
· Игрушки;
· Орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т.д.).
О живой природе:
· Растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.);
· Животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.); их детёныши (котёнок, щенок, телёнок, козлёнок, поросёнок, цыплёнок и т.д.); животные - обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.).
О неживой природе:
· О воде (льётся, теплая - холодная; в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.);
· О воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд).
О явлениях природы:
· Времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой - холодно; летом - жарко; весной - светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель; осенью - ветер, холодный дождь; зимой - метель, снег, лед);
· Сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава. Зимой деревья без листьев. Весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы - подснежники; на деревьях появляются первые листья);
· Погодные явления и отношение к ним людей (Дождь - сыро, гулять нельзя; ветер - необходимо теплее одеваться; летом на жарком солнце надевают панаму; осенью, если идёт дождь, бывает радуга, теплой одежды не надевают, потому что жарко. Зимой холодно. Люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замёрзнуть и т.д.).
Развивать в детях гуманные чувства: доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.
Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофёр ведет машину, парикмахер стрижёт волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль картины в развитии речи и мышления детей раннего возраста
Занятие с картинками необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Оно играет стратегически важную роль в развитии вы...
Развитие речи и мышления детей раннего возраста
Развитие речи и мышления детей раннего возраста. Взаимодействие семьи и детского сада по проблеме развития речи детей раннего возраста. Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка...
Психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте
Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые к...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Адаптирована для детей раннего возраста
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....
Консультация для родителей: «Психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте»
Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые к...