Консультация для родителей: «Психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые качества личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Она возникает постепенно из орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам - например, ложкой едят, лопаткой копают. Выявляя важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с операциями, которые он совершает. Дети учатся использовать предметы, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.
Ребёнок родится, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_razvitiya_rechi_i_myshleniya_v_rannem_vozraste.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте»
Выполнила учитель-логопед
Журавская Ольга Вячеславовна
Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые качества личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Она возникает постепенно из орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам - например, ложкой едят, лопаткой копают. Выявляя важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с операциями, которые он совершает. Дети учатся использовать предметы, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.
Ребёнок родится, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.
Обычно в начале второго года жизни у ребёнка возникают первые обобщения, которые он использует впоследствии. С этого начинается развитие детского мышления. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.
Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Взрослый в разговоре с ребёнком называет одним и тем же словом «стол» различные столы, находящиеся в комнате, или одним и тем же словом «падать» падение различных предметов. Подражая взрослым, ребёнок и сам начинает употреблять слова в обобщённом значении.
Следует, однако, отметить, что в силу ограниченного опыта и недостаточного развития мыслительных процессов маленький ребёнок вначале испытывает большие трудности в овладении общеупотребительным значением самых обыкновенных слов. Иногда он чрезвычайно суживает их значение и обозначает, например, словом «мама» только свою мать, недоумевая, когда другой ребёнок называет так же свою маму. В других случаях он начинает употреблять какое-либо слово в слишком широком значении, называя им ряд предметов, только внешне сходных, не замечая существенных между ними различий. Так, один полуторагодовалый ребёнок называл одним словом «киса» кошку, меховой воротник на маминой шубе, белку, сидящую в клетке, и тигра, нарисованного на картинке.
Характерным для детей раннего возраста является своеобразный характер первых обобщений. Наблюдая окружающую действительность, ребёнок различает в первую очередь внешние признаки предметов и явлений, обобщает их по внешнему сходству. Ребёнок не может разобраться ещё во внутренних, существенных особенностях предметов и судит о них лишь по внешним качествам, по наружному облику.
Второй особенностью детского мышления на ранних этапах его развития является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Сравнение и другие мыслительные процессы ещё неотделимы от практических действий с самим предметом, соединением элементов в одно целое и т. д.
Таким образом, наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет.
Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет.
Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6-7 лет.
И, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет, и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Таким образом, в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно - действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Помощь взрослого, который показывает ребенку, на что следует обратить внимание, чтобы правильно решить задачу, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его нерасчлененность - ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена, прежде всего, выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок выделит главные и второстепенные.
Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей, Однако общение со взрослым имеет большое значение и для развития личности детей раннего возраста. На основе практического знакомства с действительностью у ребёнка складывается мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.
Библиографический список:
- Запорожец, А. В. Психология [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Учпедгиз, 1953.
- Леонтьев, А. Н. Очерки психологии детей [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 1950.
- Новоселова, С. П. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С. П. Новоселова. – М., 1978.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльпопина. – М., 1964.
- Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М., 1958.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте"
Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте...
Роль картины в развитии речи и мышления детей раннего возраста
Занятие с картинками необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Оно играет стратегически важную роль в развитии вы...
Развитие речи и мышления детей раннего возраста
Развитие речи и мышления детей раннего возраста. Взаимодействие семьи и детского сада по проблеме развития речи детей раннего возраста. Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка...
Психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте
Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые к...
консультация для воспитателей«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ»
для своевременного и правильного речевого развития детей необходим ряд определенных психологических условий...
Консультация для родителей "Характеристика особенностей развития бытовых навыков у детей раннего возраста"
О развитии вашего малыша, поступившего в дошкольную образовательную организацию, можно судить по основным навыкам:В два года:-ест аккуратно, не обливаясь;-самостоятельно одевается (натя...
Консультация для родителей: «Психологические особенности развития детей 3-4 лет»
Третий год жизни ребёнка…Кажется, самое трудное позади, ребёнок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста – один из труд...