Проблемный метод обучения
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Данный метод обучения весьма сложен для детей. Но, я считаю, что использование проблемного метода обучения максимально способствует активизации речи детей, поиску правильного ответа, нескольких ответов, путей решения на поставленный вопрос через активную речевую деятельность. Использование проблемного метода обучения в работе с детьми является наиболее эффективным способом для активизации речи детей, что способствует развитию не только речи детей, но и всех мыслительных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacii_problemnyy_metod_obucheniya.docx | 40.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через проблемный метод обучения».
Козлова Наталья Юрьевна,
Воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С №4 «Веснушки».
Данный метод обучения весьма сложен для детей. Но, я считаю, что использование проблемного метода обучения максимально способствует активизации речи детей, поиску правильного ответа, нескольких ответов, путей решения на поставленный вопрос через активную речевую деятельность. Так как дети младшего дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением и беседы с ними проходят, чаще всего, в форме рассказа воспитателя, то использование проблемного метода обучения является наиболее эффективным способом для активизации речи детей, что способствует развитию не только речи детей, но и всех мыслительных процессов.
При реализации данного метода обучения на практике очень важно учитывать все психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла данных операций. Педагог должен работать в этой сфере осторожно. Малейший нажим, отсутствие возможности самостоятельно искать пути решения, давать ответы приведет к тому, что дети перестанут понимать смысл данного метода.
У детей младшего дошкольного возраста происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Поиск решений поставленной педагогом задачи – это и есть основа проблемного обучения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проблемное обучение – организованный педагогом способ активного взаимодействия ребенка с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям знания и способом их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
В основе проблемного метода обучения лежит не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:
- постановку педагогом проблемной задачи,
- создание для детей проблемной ситуации,
- осознание, принятие и самостоятельное разрешение возникшей проблемы.
В процессе образовательной деятельности с использованием проблемного метода обучения дети овладевают различными способами приобретения новых знаний и применением данных способов для решения конкретных задач.
Успехом такой образовательной деятельности становится грамотно созданная и поставленная педагогом проблемная ситуация.
С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями ребенка и теми знаниями, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.
Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей или просто проблемой.
Основу проблемного метода обучения составляет необходимость в стимуляции творческой деятельности ребенка и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности. Отсюда возникновение различных способов решения проблемы, возникновение познавательного интереса и, в конечном счете, результата всей образовательной деятельности.
Основными психологическими условиями для успешного применения проблемного метода обучения являются:
- Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний.
- Быть доступной для обучаемых.
- Должна вызывать собственную самостоятельную познавательную деятельность и активность детей.
- Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинствами проблемного обучения являются:
- Высокая самостоятельность детей,
- Формирование познавательного интереса,
- Формирование личностной мотивации ребенка,
- Развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.
Таким образом, метод проблемного обучения предполагает осознание характера затруднения в связи с недостаточностью имеющихся знаний, раскрывает пути его преодоления, состоящие в поиске новых знаний, новых способов действий, и как следствие – развитие процесса творческого мышления.
Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации не посилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в процесс образовательной деятельности непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.
Основные признаки проблемного метода обучения, становящиеся в основу образовательной деятельности с детьми данного возраста – это:
- Порождение проблемной ситуации в процессе образовательной деятельности;
- Определенная готовность и определенный интерес к поиску решения поставленной проблемы;
- Возможность неоднозначного пути решения, обусловливающего наличие различных направлений поиска.
Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, т.е. оно более интенсивно, чем любое другое обучение влияет на развитие творческого мышления детей.
Проблемное обучение можно использовать как абсолютно на всех занятиях, так и в свободной деятельности вне занятий: на прогулке, в развитии сюжетно-ролевой игры, при наблюдениях в экологическом уголке, во время мытья рук, приема пищи и т.д.
Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед другими методами, процесс обучения не может строиться целиком как проблемное, но в совокупности с другими методами вы достигнете высоких результатов по всем образовательным областям.
Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием проблемного метода обучения «Хлеб – всему голова»
Основная тема: «Ознакомление с окружающим миром» направлена на развитие речи детей, что является актуальным на сегодняшний день, а также направлена на расширение кругозора детей, их знаний об окружающем мире. Кроме того в занятии затрагиваются и проблемы нравственного воспитания дошкольников. Занятие объединяет следующие образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Методические рекомендации. Для эффективного проведения занятия необходимо дать детям возможность мыслить самостоятельно, позволять рассуждать, высказывать свои идеи, чему особенно способствует использование в занятии проблемного метода обучения. Для лучшего усвоения материала детьми предполагается использование не только наглядности, но и деятельностного метода обучения, когда детям предоставляется возможность самостоятельно приготовить из настоящих продуктов хлеб. Работа с детьми показывает, что дети лучше и легче запоминают и понимают новый материал, когда они его видят, ощущают, работают с ним. Для предотвращения утомляемости у детей целесообразно воспользоваться кинезетерапией, что позволяет детям немного отдохнуть и расслабиться. В конце занятия для проверки усвоенных знаний детьми, проходит «рефлексия».
Программные задачи:
- познакомить детей с процессом приготовления хлеба;
- обогащать словарный запас детей именами прилагательными, обозначающими качества хлеба и активизировать речь детей;
- развивать логическое мышление детей;
- воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, занимающихся приготовлением хлеба;
Оборудование: конверт с письмом, картинка с изображением хлеба, мольберт, продукты для приготовления хлеба, картинки для индивидуальной работы с изображениями продуктов, соленое тесто, готовый хлеб (каравай), фартуки и косынки по количеству детей, влажные салфетки, посуда по количеству, игрушечный духовой шкаф, ящик-посылка.
Ход образовательной деятельности:
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом на ковре.
Воспитатель: Дети, почтальон принес нам письмо, хотите посмотреть что в нем написано?
Воспитатель показывает письмо.
Письмо нам прислали Мишка Тишка и Стрекотуша из телепередачи «В гостях у деда Секрета»?
Чтение письма. «Здравствуйте ребята! Нам нужно отыскать один предмет, а дед Секрет уехал далеко в гости к своим внукам и не может нам помочь. По правилам игры нам нельзя называть предмет, пока его не получим, поэтому мы высылаем вам про него загадку. Отгадайте ее и помогите нам получить предмет». Ваши друзья Стрекотуша и Мишка Тишка.
Воспитатель: Дети, поможем мишке Тишке и Стрекотуше отыскать предмет? Тогда слушайте загадку:
Загадка. Сначала он в поле большом колосится,
Потом он в амбаре крестьянском хранится.
Затем он в пекарне печется
И мягким, душистым на стол подается (Хлеб).
Воспитатель: Как вы думаете, что за предмет просят у нас Стрекотуша и мишка Тишка? Да, правильно, это хлеб!
Воспитатель показывает детям картинку с хлебом и ставит ее на мольберт.
Воспитатель: А вы любите хлеб? Какой он? (Вкусный, мягкий, свежий, теплый).
Воспитатель: Где же нам взять хлеб, ведь у нас его нет? (Испечь). А из чего же пекут хлеб? (Мука, сахар, соль, молоко, яйца, масло). А кто печет хлеб? (Повар, пекарь). А есть ли у него специальная одежда? Назовите ее? (Халат или фартук и на голове шапочка). Зачем пекарю нужен халат и шапочка?
Воспитатель: Сейчас мы все превратимся в пекарей и будем печь хлеб.
Давайте приготовим наши пальчики-помощники.
Дети выполняют движения стоя.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем. Движения согласно тексту
Тесто жмем, жмем, жмем.
Пироги мы испечем.
Тесту тесно – мало места. Обхватываем ладонью кулак.
«Ох, пустите», - шепчет тесто Указательный палец к губам.
Ладно, пустим, в печь давай! Вытянутые раскрытые ладони,
соединенные вместе, зовущие движения.
Народился каравай! Раскрываем ладони, разводим руками.
Громко в дверь раздался стук, Стучим.
Ну а я ни с места: Грозим пальцем.
Мне никак не вынуть рук Руки вдоль туловища, пытаемся
вытянуть.
Из густого теста. Обхватываем ладонью кулак.
.
Воспитатель: А где пекут хлеб? (в пекарне). Сейчас мы с вами отправимся в пекарню. Пекари всегда перед работой моют руки. Подойдите к столу, протрите ручки влажными салфеточками.
Дети подходят к столу, на котором лежат влажные салфеточки, протирают ими руки. Затем – к другому столу, на котором разложены продукты для замешивания теста.
Приготовление хлебушка.
Воспитатель распределяет обязанности детей для работы с продуктами.
Воспитатель: Мальчики будут смешивать молоко и муку, девочки – взбивать яйца с сахаром.
Все смешанные продукты дети выливают в одну миску, в которой воспитатель все перемешивает. Затем воспитатель меняет данное тесто на соленое, заранее приготовленное. Делит тесто на части. Из одной части воспитатель формирует хлеб, а другую часть делит по количеству детей.
Индивидуальная деятельность «Украшения для хлеба».
Воспитатель: Сейчас мы приготовим украшения для нашего хлебушка.
Каждый ребенок берет кусочек соленого теста и лепит из него украшение для хлебушка. Воспитатель размещает украшения на сформированном хлебушке, кладет его на «противень» и ставит в «духовой шкаф». После завершения деятельности дети вытирают ручки салфетками. Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
Дидактическая игра «Продукты для приготовления хлебушка».
Воспитатель: Пока наш хлеб готовится, давайте с вами еще раз вспомним, какие продукты мы использовали для приготовления хлеба. Но сначала поиграем с нашими глазками.
Выполняют движения сидя за столами.
Гимнастика для глаз «Послушные глазки».
Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек (5 раз).
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3 раза).
Вращение глазами по кругу по 2-3 сек. (3 раза).
Быстрое моргание в течение 10 сек.
Перед детьми на столах лежат картинки с изображением продуктов: мука, сахар, молоко, соль, подсолнечное масло, яйца, морковь.
Воспитатель: Послушайте задание: обведите только те продукты, которые мы использовали для приготовления хлеба.
После выполнения задания воспитатель предлагает детям поменяться листочками с рядом сидящим ребенком, который проверяет, все ли продукты обведены правильно.
Воспитатель: Вы обвели продукты, которые используют для приготовления хлеба: мука, молоко, сахар, соль, подсолнечное масло, яйца. А какой продукт у вас остался лишним? (Морковь). А почему? (Из нее не пекут хлеб). Поднимите зеленые карточки, если задание выполнено правильно, красные – если есть ошибки.
Воспитатель: Наши пальчики устали работать, давайте с ними поиграем.
Дети выполняют движения стоя на ковре.
Пальчиковая гимнастика «Хлебушек».
Раз – два – три – четыре – пять Поочередно разгибаем пальчики.
Вышел хлебушек гулять. Гуляем пальчиками.
Рядом зубки поджидают – Пасть из пальчиков.
В прятки с хлебушком играют: Прячем глаза.
- Хруст – хруст… Щелкаем пастью из пальчиков.
Ай-яй-яй! Грозим пальчиком.
По столу растекся чай! Разводим руками во круг себя.
Народился каравай.
Воспитатель: Давайте посмотрим, готов ли наш хлеб. Вы садитесь на места, я сама достану хлебушек, а то в «духовом шкафу» горячо, вы можете обжечься.
Воспитатель вынимает готовый хлеб из духовки, который заранее там стоит.
Чтение стихотворения «Вот он - хлебушко душистый...»
Вот он – хлебушко душистый. В нем здоровье, наша сила,
Вот он – теплый, золотистый. В нем – чудесное тепло.
В каждый дом, Сколько рук его растило,
На каждый стол – Охраняло, берегло!
Он пожаловал – пришел.
Воспитатель: Помогли мы Стрекотуше и мишке Тишке отыскать хлебушек? Сколько усилий мы приложили, чтобы испечь хлебушек. Приготовление хлеба - это не легкий труд, поэтому хлебушек надо беречь, относится к нему с любовью, а еще надо уважать и ценить труд людей, которые его приготовили.
Посылка для друзей.
Воспитатель: А как же нам отправить хлебушек нашим друзьям? (По почте послать посылку).
Воспитатель кладет в «ящик – посылку» хлебушек.
Рефлексия.
Дети подводят итоги занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно – поисковый метод обучения
Взрослые зачастую стремятся дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает, как губка. однако всегда ли это даёт желаемый результат? надо ли заставлять ребёнка заниматься мате...
Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...
Проблемные методы в развивающем обучении дошкольников.
Данный метод обучения достаточно сложен для детей. Но использование проблемного метода обучения максимально способствует активизации речи детей, мыслительных процессов , поиску правильного ответ...
Классификация практических методов обучения плаванию. Характеристика соревновательного и игрового метода обучения плаванию.
методы обучения плаванию...
Проблемно-поисковый метод обучения дошкольников
Использование проблемного метода обучения максимально способствует активизации речи детей, мыслительных процессов , поиску правильного ответа, нескольких ответов, путей решения на поставленный вопрос....
Использование проблемно-ситуативного обучения для дошкольников с ОВЗ. Кейс-метод.
Это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у слушателей новых качеств...
Публикация "Использование проблемно-диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе"
Статья содержит рекомендации по использованию проблемно - диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге....