Главные вкладки
Метод кейс-технологии как элемент проблемного ситуативного обучения в дошкольном образовании
учебно-методический материал
Знакомство педагогов ДО с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Троицка», 7-е отделение
Мастер-класс: «Метод кейс - технологии как элемент проблемного ситуативного обучения в дошкольном образовании».
Материал подготовила: воспитатель Фомина В. Н.
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: воспитатели
Дидактический материал: презентация по теме.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ожидаемые результаты: Участники
-получат знания, что представляет собой кейс-технология;
- познакомятся с разновидностями кейс-технологий, и применением их в разных образовательных областях.
Выработают умения:
-применить метод анализа конкретной ситуации в обучении.
План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –10- 15 мин
3. Практическая часть – 10 мин
(Слайд 2) Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться недавно.
(Слайд 3) Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
(Слайд 4) Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно с взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Существуют различные формулировки определения.
(Слайд 5) Для чего нужен кейс?
Кейс – метод развивает
1. умственные, сенсорные и речевые способности.
2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
4. практические умения.
5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
(Слайд 6) Требования к кейсу:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;
- быть актуальным;
- развивать аналитическое мышление;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений
(Слайд 7) Виды кейсов.
- Практические кейсы
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные.
- Обучающие кейсы
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
- Научно-исследовательские кейсы
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.
(Слайд 8) В своей работе я использую следующие виды кейсов:
- кейс - иллюстрации.
- фото-кейсы
- проигрывание ролей (ролевое проектирование).
(Слайд 9) Чаще всего в работе с детьми дошкольного возраста применяют технологию «Фото-кейс». Она относится к методу ситуативного анализа
( методу анализа конкретных ситуаций).
Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет самостоятельно преодолеть возникшие сложные жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации. Но кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить её из той информации, которая содержится в описании кейса. Используя данную технологию, необходимо соблюдаю следующие этапы:
(Слайд 10) Первый этап: подготовительный.
Начинаем знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксируем их внимание. Создаем положительное отношение к ситуации.
На втором этапе, дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На третьем этапе, стараемся активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляем координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Четвертый этап: (анализ принятия решения), вовлекаем детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Применение кейс технологии возможно в любой образовательной области.
Предлагаю рассмотреть варианты.
(слайд 11).
На первом этапе знакомим детей с фотографией. Предлагаем детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии: (Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?)
На втором этапе начинаем анализировать ситуацию. (Задаём вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации?)
Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.
(Слайд 12) На третьем этапе дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.
На четвертом этапе дети делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».
(Слайд 13 и 14) Пятый этап-рефлексия.
Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.
(Слайд 15) Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение.
(Слайд 16) Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
- умение дошкольников принять на себя роль;
- умение спроектировать принятую роль в соответствии
- с заданными характеристиками;
- ролевое взаимодействие
(Слайд 17)
Речевое развитие
1. «Разговор по телефону».
Цель:
— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;
— формирование культуры общения;
— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Саша звонит Пете по телефону. Трубку берет Петин папа.
— Петю позовите.
— Пети нет дома. А с кем я говорю?
— Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
— Можно ли назвать Сашу вежливым и воспитанным?
— Почему?
— Умеет ли Саша разговаривать по телефону?
— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
— Предложите свой вариант разговора по телефону.
(слайд 18) Познавательное развитие.
Игра «Лишние фигуры».
Цель: Познакомить с понятием четырехугольники.
Задачи:
Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур.
Развивать познавательную деятельность, внимание, память.
Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.
Участники делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников. (вытягиваю из мешочка фишки и разделяются по цветам фишек на группы).
Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Мальвина разделила фигуры по определённому признаку, а лишние отложила в сторону. Пришел Буратино и все фигуры перемешал. Мальвина очень расстроилась и заплакала. Как бы вы поступили на месте Буратино?)
Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.
(Буратино поступил плохо, ему нужно извиниться перед Мальвиной и исправить ситуацию, вернуть все фигуры на место)
Шаг 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
-Какие фигуры вы видите? (круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник, овал)
- Сколько фигур? (7)
- Как вы думаете, какие фигуры нужно убрать, так, чтобы остались те, которые можно назвать одним словом? (круг, овал, треугольник).
- Какие фигуры остались? (квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник)
- Почему? (у всех оставшихся фигур 4 угла)
- Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники).
Шаг 4. Оценка решений по группам.
- Итак, какие фигуры остались?
- Почему?
(Слайд 19)
- Что такое четырехугольники? (Геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны)
Шаг 5. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы
Экологическое воспитание
(слайд 20) 1. Тема: «Правила поведения в лесу»
Краткий рассказ: Перед вами птичье гнездо найденное ребенком в лесу.
Вопрос: правильно ли повел себя мальчик, потрогав или взяв яйцо из гнезда в руки?
Что может произойти и к чему может привести, если мальчик принесет яйцо домой.
«Как правильно поступить в этой ситуации?»
Социально- коммуникативное развитие. Безопасное поведение.
(слайд 21) Использование кейс-ситуацию. К ребятам обращаются лесные звери и Незнайка. Они просят детей рассудить их. Незнайка рассказывает историю о том, как он пошел в лес, попал под дождь и промок. Ему встретился добрый лесник, который высушил, обогрел и накормил в своей избушке. Он утверждают- огонь-друг. А лесные жители говорят- враг.
-Кто же прав?
-Объясните, почему вы так решили?
(слайд 22)
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
Слайды 23, 24,25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...
Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....
«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способа...
Статья «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
Внедрение в образовательный процесс интерактивных новых педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими ставят современные ФГОС ДО.Одной из актуальн...
Инновационные технологии в дошкольном образовании. Метод кейс – технологий.
Использование кейс - технолдогий в дошкольном образовании....
Презентация "Метод кейс - технологии как элемент ситуативного обучения в дошкольном образлвании"
Знакомство педагогов ДО с применением метода кейсов в учебно - воспитательном процессе...