Проект познавательно - речевой направленности тема: «Ты - словечко, я - словечко
проект на тему
Актуальность риторики в дошкольном возрасте очевидна - приобщение к элементам и основам ораторского искусства имеет большое воспитательно- образовательное и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст - это сенситивный период развития речи. К 5 годам ребенок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ty-slovechko_ya-slovechko.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ТМБДОУ «Дудинский центр развития ребенка- детский сад
«Белоснежка»
Проект
познавательно - речевой направленности
тема: «Ты - словечко, я - словечко
Автор: воспитатель 1 квалификационной категории Смирнова И.В.
Обоснование темы
Риторика (от греческого слова «ритор» - оратор) - одна из самых древних
наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи.
Актуальность риторики в дошкольном возрасте очевидна - приобщение к элементам и основам ораторского искусства имеет большое воспитательно- образовательное и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст - это сенситивный период развития речи. К 5 годам ребенок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря, совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребенок 6-го года жизни способен поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, у него развивается умение связно и последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы. Седьмой год жизни - период словотворчества. У детей формируется сознательная культура речевого общения. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начать обучение риторике.
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Таким образом целью моей работы стало обучение детей общению в речевых ситуациях.
Задачи:
- познакомить детей с нормами русского литературного языка;
- формировать умение излагать свои мысли последовательно, аргументировать свою точку зрения;
- развивать качества голоса: тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание;
- воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Участники проекта: дети старшей (подготовительной) группы «Пчелки».
Возраст: 5 -7 лет.
Структура и содержание курса
Курс «Риторика для дошкольников» состоит из четырех смысловых блоков:
- «Азбука общения»;
- «Речевой этикет»;
- «Техника речи»;
- «Речевые жанры».
Помимо этих основных блоков, существует один сквозной - «Основы искусства спора и диалога», его составляющие: мини-диалоги, правила ведения диалога.
Понятийный аппарат занимает в содержании курса ограниченное место, т.к. курс риторики имеет практическую направленность. Теоретические сведения, отдельные понятия включаются только в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков. Значительно большее место занимают инструментальные знания типа правил, конкретных рекомендаций (Как слушать собеседника» и т.д.). Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.
Содержание каждого смыслового блока определено в тематическом плане. Курс рассчитан на два года обучения (1 занятие в неделю, всего 64 занятия продолжительностью 25- 30 минут).
Модель занятия по риторике
1 компонент - речевая разминка
Ее задачи:
- развивать речевое дыхание;
- формировать умения управлять своим голосом, развивать дикцию.
В разминку входят: упражнения, направленные на развитие фонационного (речевого) дыхания; дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.); дидактические игры.
2 компонент - новая информация
Способы ее подачи:
- использование театрализованных фрагментов;
- беседы-диалоги;
- сказочный зачин;
- приглашение к путешествию.
3 компонент- моделирование речевых ситуаций
Решение, разыгрывание проблемных ситуаций театральных, коммуникативно-лингвистических, на пантомимику, внешней культуры.
4 компонент - оценка детьми всего занятия, ответов сверстников. Или подведение итогов и анализ деятельности детей.
Ожидаемый результат:
- дети овладеют разговорной речью, в диалоге сумеют привлечь к себе внимание собеседника, смогут выражать свои мысли в форме коротких текстов;
- дети смогут проявлять интерес к сочинению;
- в высказываниях проявлять сравнения, синонимы;
- смогут ориентироваться в разных ситуациях общения;
- овладеют своим голосом, будут понимать, когда нужно говорить громко, тихо, когда быстро, а когда медленно, с какой интонацией;
- дети смогут адекватно оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности. Тема: «Ранняя весна». (Итоговое.)
Занятие построено в виде путешествия по "Дороге знаний" - "Город", "Лес", "Поле", "Река", "Школа" и сопровождается чтением стихов как воспитателем, так и детьми. Занятие основано на беседе, которая сп...
Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому направлению. Тема: «ЖИВОТНЫЙ МИР Арктики и Антарктики».
Формирование представлений о диких животных крайнего севера (Артики и Антартики)....
Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:
Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...
План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"
В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...
Проект по развитию речи. Тема: Раз, словечко, два словечко.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА.Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе...
Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»
АктуальностьВ настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использова...
Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффектив...