Конспект занятия в старшей группе "Жизнь и труд казаков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

 

Цель занятия:

-продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом казаков в старину;

- познакомить с орудиями труда казаков;

-расширить знания детей; о жизни и быте первых поселенцев ;

-закрепить знания детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх;

-развивать познавательный интерес к истории своих предков - казаков;

-воспитывать патриотические чувства к родной Кубани;

-совершенствовать монологическую речь;

-продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись кубанских песен,

длинные шнуры, иллюстрации «Орудия труда»,круглая буханка хлеба.

Словарная работа: мотыга, борона, серп, буханка, сноп,коса, амбар, холсты, чеканить, ковать, кузнечное ремесло, иллюстрации «Орудия труда», кавун (арбуз).

Предварительная работа: беседы о Кубани, быте и жизни казаков в прошлом, прослушивание кубанских песен, заучивание кубанских поговорок, разучивание народных подвижных игр, экскурсии в краеведческий музей города Приморско-Ахтарска ,рассматривание иллюстраций «Орудия труда», «Жизнь переселенцев Кубани».

Ход занятия:

Дети входят в зал под звучание кубанских песен в аудиозаписи.

Воспитатель: - Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?

Дети: - Казачьи!

Воспитатель: - А где мы с вами живем?

Дети: - Мы живем на Кубани, в Краснодарском крае, в Приморско-Ахтарском районе.

Воспитатель: - Верно, дети, любят в народе и кубанскую песню, и веселый перепляс, любят на Кубани пошутить и пословицу или поговорку сказать к месту.

Воспитатель: - Поселившиеся на Кубани казаки жили все в дружбе и любви. А вы, ребята, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?

Дети: - Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле, пасли скот. А девочки помогали матери по дому, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили и вязали одежду, готовили еду.

Воспитатель: - А что хорошего дает труд?                                       Дети: - Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают, человека уважают.

Воспитатель: - А в народе говорят: «Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Кто еще мне поможет?

Давайте мы с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Понравилась им земля кубанская, да ее просторы. А  вам нравится наш край?

(ответы детей)

В зал вносится хлеб, воспитатель подносит  к каждому и дает детям рассмотреть и понюхать:

- Ребята а что это?

- Что можно сказать о хлебе? (ответы детей)

Пояснение: Этот хлеб называется – буханка, так называли казаки. Казаки выращивали хлеб при помощи сохи, пахали казаки землю, помогала им лошадь, которая была с ним в труде и в бою (показ иллюстраций). Сначала боронили землю, потом с помощью лукошка сеяли хлеб. Когда хлеб созревал, его  косили косой, собирали в снопы. Зерно выбивали, высушивали и складывали в амбар. Затем зерно мололи на мельнице в муку (иллюстрации). Этот хлеб был очень вкусный , потому что был пропитан потом казаков и печен был в  печи.

Воспитатель: «Труд казака кормит, а лень портит».

-Хлеб и соль всему голова.

-Кончил дело – гуляй смело.

А какими ремеслами занимались казаки?

Дети: - Ткали холсты, шили и вышивали одежду, резали по дереву, плели предметы утвари из прутьев и талаша, ковали и чеканили по металлу.

Воспитатель: - Одним из ремесел, в котором казаки изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома. Можно ли сегодня использовать кованые изделия?

Дети: - Можно сделать кованый забор, крыльцо, спинку на скамейку.

Поиграем в подвижную игру казачат «Кавуны».

Правила игры:

На одной стороне площадки проводится черта (кладется шнур). Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шага «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линия «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети. Когда сторож «засыпает», дети направляются к бахче со словами:

«Крадем, крадем кавуны,

Деда не боимся,

Дед нас палкой – мы его каталкой».

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. Сторож выбирается считалкой:

Катилась торба,

С высокого горба,

А в той торбе

Хлеб да водица,

Кому достанется,

Тому водится.

Игра проводится два раза.

Воспитатель:

- Чем мы сегодня занимались?

(ответы детей)

Воспитатель:

- Земли Кубани широки и необъятны,

Каждый день хорош и пригож.

Поезжай за моря и океаны,

Лучше Кубани ты не найдешь.

Богата и славна наша Кубань людьми, которые любят землю, а земля щедро благодарит людей за их труд. «Кто летом не ленится, тот зимой отдыхает», «Красна птица перьями, а человек делами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_i_trud_kazakov.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

           

                 Конспект занятия

                 в старшей группе

      «Жизнь и труд казаков»

                                                                                   

                                                                                   

                                                                                       г. Приморско-Ахтарск

                                                                                        МБДОУ № 7

                                                                                       Воспитатель: Моисеева

                                                                                       Людмила Викторовна

                                                       2012 год

Цель занятия:

-продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом казаков в старину;

- познакомить с орудиями труда казаков;

-расширить знания детей; о жизни и быте первых поселенцев ;

-закрепить знания детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх;

-развивать познавательный интерес к истории своих предков - казаков;

-воспитывать патриотические чувства к родной Кубани;

-совершенствовать монологическую речь;

-продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись кубанских песен,

длинные шнуры, иллюстрации «Орудия труда»,круглая буханка хлеба.

Словарная работа: мотыга, борона, серп, буханка, сноп,коса, амбар, холсты, чеканить, ковать, кузнечное ремесло, иллюстрации «Орудия труда», кавун (арбуз).

Предварительная работа: беседы о Кубани, быте и жизни казаков в прошлом, прослушивание кубанских песен, заучивание кубанских поговорок, разучивание народных подвижных игр, экскурсии в краеведческий музей города Приморско-Ахтарска ,рассматривание иллюстраций «Орудия труда», «Жизнь переселенцев Кубани».

Ход занятия:

Дети входят в зал под звучание кубанских песен в аудиозаписи.

Воспитатель: - Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?

Дети: - Казачьи!

Воспитатель: - А где мы с вами живем?

Дети: - Мы живем на Кубани, в Краснодарском крае, в Приморско-Ахтарском районе.

Воспитатель: - Верно, дети, любят в народе и кубанскую песню, и веселый перепляс, любят на Кубани пошутить и пословицу или поговорку сказать к месту.

Воспитатель: - Поселившиеся на Кубани казаки жили все в дружбе и любви. А вы, ребята, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?

Дети: - Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле, пасли скот. А девочки помогали матери по дому, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили и вязали одежду, готовили еду.

Воспитатель: - А что хорошего дает труд?                                       Дети: - Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают, человека уважают.

Воспитатель: - А в народе говорят: «Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Кто еще мне поможет?

Давайте мы с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Понравилась им земля кубанская, да ее просторы. А  вам нравится наш край?

(ответы детей)

В зал вносится хлеб, воспитатель подносит  к каждому и дает детям рассмотреть и понюхать:

- Ребята а что это?

- Что можно сказать о хлебе? (ответы детей)

Пояснение: Этот хлеб называется – буханка, так называли казаки. Казаки выращивали хлеб при помощи сохи, пахали казаки землю, помогала им лошадь, которая была с ним в труде и в бою (показ иллюстраций). Сначала боронили землю, потом с помощью лукошка сеяли хлеб. Когда хлеб созревал, его  косили косой, собирали в снопы. Зерно выбивали, высушивали и складывали в амбар. Затем зерно мололи на мельнице в муку (иллюстрации). Этот хлеб был очень вкусный , потому что был пропитан потом казаков и печен был в  печи.

Воспитатель: «Труд казака кормит, а лень портит».

-Хлеб и соль всему голова.

-Кончил дело – гуляй смело.

А какими ремеслами занимались казаки?

Дети: - Ткали холсты, шили и вышивали одежду, резали по дереву, плели предметы утвари из прутьев и талаша, ковали и чеканили по металлу.

Воспитатель: - Одним из ремесел, в котором казаки изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома. Можно ли сегодня использовать кованые изделия?

Дети: - Можно сделать кованый забор, крыльцо, спинку на скамейку.

Поиграем в подвижную игру казачат «Кавуны».

Правила игры:

На одной стороне площадки проводится черта (кладется шнур). Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шага «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линия «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети. Когда сторож «засыпает», дети направляются к бахче со словами:

«Крадем, крадем кавуны,

Деда не боимся,

Дед нас палкой – мы его каталкой».

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. Сторож выбирается считалкой:

Катилась торба,

С высокого горба,

А в той торбе

Хлеб да водица,

Кому достанется,

Тому водится.

Игра проводится два раза.

Воспитатель:

- Чем мы сегодня занимались?

(ответы детей)

Воспитатель:

- Земли Кубани широки и необъятны,

Каждый день хорош и пригож.

Поезжай за моря и океаны,

Лучше Кубани ты не найдешь.

Богата и славна наша Кубань людьми, которые любят землю, а земля щедро благодарит людей за их труд. «Кто летом не ленится, тот зимой отдыхает», «Красна птица перьями, а человек делами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых НОД "Профессия моей мечты" (старшая группа)

МБДОУ Детский сад №10»Сказка»Конспект НОДпо ознакомлению с трудом взрослых«Профессия моей мечты»(старшая группа)Составила и провела:воспитатель Силова Е.А.Цель изучения темы.Продолжать расширять предс...

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе детского сада на тему: "Волшебники детского сада"

Цель:- расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения....

Конспект занятия "Воспитание мальчика в семье казака"

Конспект занятия в средней группе о том, как воспитывали мальчика в казачьей семье. Есть интересные игры "Перетяжки", "Петушок"...

Конспект занятия (старшая, подготовительная группа) Тема: «Право человека на труд»

Цель: познакомить детей о праве взрослых на труд, предусмотренных ТК РФ....

Конспект занятия по конструированию ручному труду в старшей группе Тема: «Тюльпан».

Программное содержание: закреплять навыки работы с бумагой: сгибать квадратный лист по диагонали. Продолжать учить создавать из бумаги объёмные фигуры: загибать и подгибать в разных направлениях лист ...

Конспект занятия по организации ручного труда в старшей группе "Книжная мастерская"

Задачи: Учить правильно, отвечать на вопросы, пользоваться правильно ножницами. Развивать правильно грамматическую речь, обогащать словарный запас, способность к сопереживанию, тренировать память, мыш...

План-конспект занятия по конструированию, ручному труду на тему «Вагон» в старшей группе.

Дети из готовых коробочек, обклеивая ее цветной бумагой делали вагончик для зверей....