Конспект занятия в старшей группе "Жизнь и труд казаков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Цель занятия:
-продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом казаков в старину;
- познакомить с орудиями труда казаков;
-расширить знания детей; о жизни и быте первых поселенцев ;
-закрепить знания детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх;
-развивать познавательный интерес к истории своих предков - казаков;
-воспитывать патриотические чувства к родной Кубани;
-совершенствовать монологическую речь;
-продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись кубанских песен,
длинные шнуры, иллюстрации «Орудия труда»,круглая буханка хлеба.
Словарная работа: мотыга, борона, серп, буханка, сноп,коса, амбар, холсты, чеканить, ковать, кузнечное ремесло, иллюстрации «Орудия труда», кавун (арбуз).
Предварительная работа: беседы о Кубани, быте и жизни казаков в прошлом, прослушивание кубанских песен, заучивание кубанских поговорок, разучивание народных подвижных игр, экскурсии в краеведческий музей города Приморско-Ахтарска ,рассматривание иллюстраций «Орудия труда», «Жизнь переселенцев Кубани».
Ход занятия:
Дети входят в зал под звучание кубанских песен в аудиозаписи.
Воспитатель: - Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?
Дети: - Казачьи!
Воспитатель: - А где мы с вами живем?
Дети: - Мы живем на Кубани, в Краснодарском крае, в Приморско-Ахтарском районе.
Воспитатель: - Верно, дети, любят в народе и кубанскую песню, и веселый перепляс, любят на Кубани пошутить и пословицу или поговорку сказать к месту.
Воспитатель: - Поселившиеся на Кубани казаки жили все в дружбе и любви. А вы, ребята, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?
Дети: - Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле, пасли скот. А девочки помогали матери по дому, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили и вязали одежду, готовили еду.
Воспитатель: - А что хорошего дает труд? Дети: - Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают, человека уважают.
Воспитатель: - А в народе говорят: «Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Кто еще мне поможет?
Давайте мы с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Понравилась им земля кубанская, да ее просторы. А вам нравится наш край?
(ответы детей)
В зал вносится хлеб, воспитатель подносит к каждому и дает детям рассмотреть и понюхать:
- Ребята а что это?
- Что можно сказать о хлебе? (ответы детей)
Пояснение: Этот хлеб называется – буханка, так называли казаки. Казаки выращивали хлеб при помощи сохи, пахали казаки землю, помогала им лошадь, которая была с ним в труде и в бою (показ иллюстраций). Сначала боронили землю, потом с помощью лукошка сеяли хлеб. Когда хлеб созревал, его косили косой, собирали в снопы. Зерно выбивали, высушивали и складывали в амбар. Затем зерно мололи на мельнице в муку (иллюстрации). Этот хлеб был очень вкусный , потому что был пропитан потом казаков и печен был в печи.
Воспитатель: «Труд казака кормит, а лень портит».
-Хлеб и соль всему голова.
-Кончил дело – гуляй смело.
А какими ремеслами занимались казаки?
Дети: - Ткали холсты, шили и вышивали одежду, резали по дереву, плели предметы утвари из прутьев и талаша, ковали и чеканили по металлу.
Воспитатель: - Одним из ремесел, в котором казаки изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома. Можно ли сегодня использовать кованые изделия?
Дети: - Можно сделать кованый забор, крыльцо, спинку на скамейку.
Поиграем в подвижную игру казачат «Кавуны».
Правила игры:
На одной стороне площадки проводится черта (кладется шнур). Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шага «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линия «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети. Когда сторож «засыпает», дети направляются к бахче со словами:
«Крадем, крадем кавуны,
Деда не боимся,
Дед нас палкой – мы его каталкой».
Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. Сторож выбирается считалкой:
Катилась торба,
С высокого горба,
А в той торбе
Хлеб да водица,
Кому достанется,
Тому водится.
Игра проводится два раза.
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Земли Кубани широки и необъятны,
Каждый день хорош и пригож.
Поезжай за моря и океаны,
Лучше Кубани ты не найдешь.
Богата и славна наша Кубань людьми, которые любят землю, а земля щедро благодарит людей за их труд. «Кто летом не ленится, тот зимой отдыхает», «Красна птица перьями, а человек делами».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_i_trud_kazakov.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в старшей группе
«Жизнь и труд казаков»
г. Приморско-Ахтарск
МБДОУ № 7
Воспитатель: Моисеева
Людмила Викторовна
2012 год
Цель занятия:
-продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом казаков в старину;
- познакомить с орудиями труда казаков;
-расширить знания детей; о жизни и быте первых поселенцев ;
-закрепить знания детей о народных пословицах, поговорках, считалках, подвижных играх;
-развивать познавательный интерес к истории своих предков - казаков;
-воспитывать патриотические чувства к родной Кубани;
-совершенствовать монологическую речь;
-продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись кубанских песен,
длинные шнуры, иллюстрации «Орудия труда»,круглая буханка хлеба.
Словарная работа: мотыга, борона, серп, буханка, сноп,коса, амбар, холсты, чеканить, ковать, кузнечное ремесло, иллюстрации «Орудия труда», кавун (арбуз).
Предварительная работа: беседы о Кубани, быте и жизни казаков в прошлом, прослушивание кубанских песен, заучивание кубанских поговорок, разучивание народных подвижных игр, экскурсии в краеведческий музей города Приморско-Ахтарска ,рассматривание иллюстраций «Орудия труда», «Жизнь переселенцев Кубани».
Ход занятия:
Дети входят в зал под звучание кубанских песен в аудиозаписи.
Воспитатель: - Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?
Дети: - Казачьи!
Воспитатель: - А где мы с вами живем?
Дети: - Мы живем на Кубани, в Краснодарском крае, в Приморско-Ахтарском районе.
Воспитатель: - Верно, дети, любят в народе и кубанскую песню, и веселый перепляс, любят на Кубани пошутить и пословицу или поговорку сказать к месту.
Воспитатель: - Поселившиеся на Кубани казаки жили все в дружбе и любви. А вы, ребята, знаете, чему учили детей в казачьих семьях?
Дети: - Детей учили почитать стариков, с детства трудиться, помогать взрослым. Мальчики помогали отцу в поле, пасли скот. А девочки помогали матери по дому, кормили домашних птиц и животных, нянчили младших детей, ткали, пряли, шили и вязали одежду, готовили еду.
Воспитатель: - А что хорошего дает труд? Дети: - Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают, человека уважают.
Воспитатель: - А в народе говорят: «Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Кто еще мне поможет?
Давайте мы с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились вольнолюбивые, гордые, независимые казаки. Понравилась им земля кубанская, да ее просторы. А вам нравится наш край?
(ответы детей)
В зал вносится хлеб, воспитатель подносит к каждому и дает детям рассмотреть и понюхать:
- Ребята а что это?
- Что можно сказать о хлебе? (ответы детей)
Пояснение: Этот хлеб называется – буханка, так называли казаки. Казаки выращивали хлеб при помощи сохи, пахали казаки землю, помогала им лошадь, которая была с ним в труде и в бою (показ иллюстраций). Сначала боронили землю, потом с помощью лукошка сеяли хлеб. Когда хлеб созревал, его косили косой, собирали в снопы. Зерно выбивали, высушивали и складывали в амбар. Затем зерно мололи на мельнице в муку (иллюстрации). Этот хлеб был очень вкусный , потому что был пропитан потом казаков и печен был в печи.
Воспитатель: «Труд казака кормит, а лень портит».
-Хлеб и соль всему голова.
-Кончил дело – гуляй смело.
А какими ремеслами занимались казаки?
Дети: - Ткали холсты, шили и вышивали одежду, резали по дереву, плели предметы утвари из прутьев и талаша, ковали и чеканили по металлу.
Воспитатель: - Одним из ремесел, в котором казаки изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали шашки, кружевные ограды, крылечки, украшали дома. Можно ли сегодня использовать кованые изделия?
Дети: - Можно сделать кованый забор, крыльцо, спинку на скамейку.
Поиграем в подвижную игру казачат «Кавуны».
Правила игры:
На одной стороне площадки проводится черта (кладется шнур). Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шага «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линия «дом детей». Выбирается сторож, остальные играющие – дети. Когда сторож «засыпает», дети направляются к бахче со словами:
«Крадем, крадем кавуны,
Деда не боимся,
Дед нас палкой – мы его каталкой».
Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. Сторож выбирается считалкой:
Катилась торба,
С высокого горба,
А в той торбе
Хлеб да водица,
Кому достанется,
Тому водится.
Игра проводится два раза.
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Земли Кубани широки и необъятны,
Каждый день хорош и пригож.
Поезжай за моря и океаны,
Лучше Кубани ты не найдешь.
Богата и славна наша Кубань людьми, которые любят землю, а земля щедро благодарит людей за их труд. «Кто летом не ленится, тот зимой отдыхает», «Красна птица перьями, а человек делами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых НОД "Профессия моей мечты" (старшая группа)
МБДОУ Детский сад №10»Сказка»Конспект НОДпо ознакомлению с трудом взрослых«Профессия моей мечты»(старшая группа)Составила и провела:воспитатель Силова Е.А.Цель изучения темы.Продолжать расширять предс...
Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе детского сада на тему: "Волшебники детского сада"
Цель:- расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения....
Конспект занятия "Воспитание мальчика в семье казака"
Конспект занятия в средней группе о том, как воспитывали мальчика в казачьей семье. Есть интересные игры "Перетяжки", "Петушок"...
Конспект занятия (старшая, подготовительная группа) Тема: «Право человека на труд»
Цель: познакомить детей о праве взрослых на труд, предусмотренных ТК РФ....
Конспект занятия по конструированию ручному труду в старшей группе Тема: «Тюльпан».
Программное содержание: закреплять навыки работы с бумагой: сгибать квадратный лист по диагонали. Продолжать учить создавать из бумаги объёмные фигуры: загибать и подгибать в разных направлениях лист ...
Конспект занятия по организации ручного труда в старшей группе "Книжная мастерская"
Задачи: Учить правильно, отвечать на вопросы, пользоваться правильно ножницами. Развивать правильно грамматическую речь, обогащать словарный запас, способность к сопереживанию, тренировать память, мыш...
План-конспект занятия по конструированию, ручному труду на тему «Вагон» в старшей группе.
Дети из готовых коробочек, обклеивая ее цветной бумагой делали вагончик для зверей....