Семинар для воспитателей «Связная речь в дошкольном возрасте»
элективный курс по развитию речи
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
342578_a128c_seminar_dlya_vospitateley_razvitie_svyaznoy_rechi_v_doshkoln.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей «Связная речь в дошкольном возрасте»
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Значение связной речи:
1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).
2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность).
3 – воспитывается чувство характера.
4 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.
5 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Показатели связного высказывания:
Смысловая ценность текста:
- высказывание на определённую тему,
- реализуется замысел говорящего,
- автономное законченное высказывание,
- можно подобрать заголовок,
- правильно оформленный текст, имеющий определённую структуру.
2. Связность (членимость). Основа – связь предложений между собой, коммуникативная преемственность предложений.
Формы связного высказывания:
-монолог - диалог
* повествование
* описание
* рассуждение
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи 2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы. 3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). 4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает. 5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление. | 1 – Активизируется словарь, высказывания более последовательны и развёрнуты. 2 – Структура речи несовершенна, при употреблении сложно - подчинённых предложений упускается главная часть. 3 – Развивается контекстная речь, но ситуативная преобладает. | 1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто. 2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания. 3- Используют все типы предложений. 4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми). 5 – Речь более выразительна. Переходи от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям. |
Линии развития связной речи:
1 – от ситуативной к контекстной (происходит в возрасте 4 -5 лет)
2 – от диалога к монологу
3 - от устной речи к письменной
4 – от звука к слову и предложению
Задачи обучения детей связной речи.
Ранний возраст | Средний возраст | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки. 2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. 3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке. | 1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок («Мы играем», «Моя группа»). 2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок. А) в индивидуальном общении дети рассказывают на темы из личного опыта (о себе, о игрушках, о семье) Б) дети пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы. В) воспитатель подсказывает способы связей в предложениях, задаёт схему высказываний, постепенно усложняет их содержание, увеличивает объём. | 1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования. 2 – Учить составлять повествовательные рассказы, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения. 3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события. - Дети пересказывают связно, последовательно сказки, рассказывают по наглядной опоре и без неё. - Дают более развёрнутые описания игрушек, предметов, картин. - Составляют рассказы из опыта, творческие рассказы с использованием наглядного материала и без него. | 1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи содержания обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. 2 – дети сами оценивают и анализируют рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности |
Средства развития связной речи:
- разговор (преднамеренный и непреднамеренный),
- беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог),
- занятия по обучению рассказыванию,
- пересказ литературных произведений,
- рассказывание по игрушке,
- рассказывание по картине,
- рассказывание их опыта,
- творческое рассказывание,
- рассуждение.
Работа по развитию описательно-повествовательной речи заключается в следующих 3 направлениях:
1. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
2. Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.
3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
¨ Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
¨ Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
¨ Последовательность;
¨ Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
¨ Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
¨ Культура изложения в широком смысле слова:
- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
- интонационная выразительность речи,
- достаточная громкость,
- отчетливость произношения.
Средства развития связной речи:
- разговор (преднамеренный и непреднамеренный),
- беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог),
- занятия по обучению рассказыванию,
- пересказ литературных произведений,
- рассказывание по игрушке,
- рассказывание по картине,
- рассказывание их опыта,
- творческое рассказывание,
- рассуждение.
Игры для словарной работы:
«Кто как кричит», реб. Вынимает игрушку, называет на ощупь, называет вместе с действием.
«кто как передвигается», аналогично
«скажи наоборот», бросает мяч, называет действие, ребёнок называет противоположное действие, входит – выходит.
«КАК сказать правильно», взр. говорит неправ. предложение, дети исправляют.
«Чудесный мешочек», ребёнок вынимая предмет, говорит полным предложением. «Я взял…….»
«Сравни и расскажи» - детям раздаются отдельные виды кукольной одежды , сшитых из разной по цвету и материалу тканей, взрослый просит сравнить 2 юбки, чем они отличаются.
«Экскурсия в магазин, ателье» - сшейте мне пожалуйста такую юбку, и объясняют, какую они хотят. В магазине просят продать предмет не называя его, а только описывая.
«Подумай и договори». Взр. Часть предложения, а дети должны закончить его, используя правильные формы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...
Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".
Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"
Семинар - практикум Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками ...
Семинар - практикум для воспитателей «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум для воспитателей «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспита...
Семинар для педагогов "Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"
Описание проведения семинара для педагогов, о том, что культуре речи необходимо уделять большое внимание, успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культур...
Презентация к семинару для педагогов ДОУ на тему: "Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"
Презентация для выступления на семинаре о речевой культуре педагога...