Конспект совместной деятельности по обучению детей грамоте.
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Корсакова Е.Н. г. Санкт- Петербург
Конспект совместной деятельности
по обучению детей грамоте.
(подготовительная группа)
Составила воспитатель
ГБДОУ №60
Приморского района
г.Санкт Петербурга
Корсакова Елена Николаевна
Санкт-Петербург 2011
Тема: Согласные звуки. [Т, Т’], Буквы Т, т.
Цель: Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [Т, Т’]. Развивать фонематический слух. Уточнить артикуляцию звуков [Т и Т’], упражнять детей в их дифференциации. Закрепить понятие «глухой» согласный звук. Познакомить с буквой «Т». Развивать мелкую моторику руки. Учить детей печатать слова с буквой «Т».
Пособия к занятию: Часы. Иллюстрации с изображением вокзала. Паровозик с 3-мя вагонами (модель из картона). Предметные картинки (платье, платок, кофта, батон, тарелка, телефон, тетрадь, петух, кот, утка, и т.д.) Карточка с изображением буквы «Т» Счётные палочки. Цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
воспитатель: Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие на поезде. Согласны? Представьте, что вы сейчас на вокзале, (показывает иллюстрацию с изображением вокзала) и готовитесь в путь. А, что нужно на вокзале для того, чтобы поезда уходили точно по расписанию? Правильно. Часы (воспитатель показывает детям часы.) Как тикают часы? Стрелки на часах показывают время отправляться в путь. Все готовы? Поехали! Ту-ту-у !!! Как гудит наш поезд? А, как стучат колёса? Какой первый звук в этих словах? Да. Сегодня мы познакомимся со звуком [Т]. Когда мы произносим звук [Т] ,кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнесите: Т Кончик языка стукает по бугоркам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Т]. Как вы думаете, это гласный или согласный звук. Какие ещё согласные звуки вы знаете? А сейчас мы прибываем на станцию «СКАЗОЧНАЯ» Знаете ли вы сказку С.В.Михалкова о поросятах? Как она называется? Наф-Наф надел футболку в полоску. Как называется такая морская одежда? Ниф-Ниф сидел дома в кресле и смотрел мультфильмы по…… Нуф-Нуф нарисовал большого полосатого зверя с длинным хвостом и огромной пастью. Догадайтесь, как зовут этого зверя? Какой звук вы слышите в начале слов «три», «тельняшка», «телевизор», «тигр» Давайте пригласим трех поросят с нами в путешествие… И наша следующая станция «ВЕСЁЛАЯ ЯРМАРКА» Воспитатель выставляет предметные картинки: кот, петух, утка, тарелка, батон, телефон, тетрадь, картина, платье, платок. -А, теперь посмотрите какой у меня паровозик (показывает модель паровозика) -Вот на нём мы и повезём «товары» с ярмарки. Обратите внимание у нашего паровозика 3 вагончика. Выберите любую понравившуюся картинку, назовите то, что на ней изображено. Если звук [T] слышится в начале слова ,то картинку можно поместить в 1 вагон, если в середине, то во 2 вагон ,а если в конце в 3 вагон.
| дети: ДА! ЧАСЫ! ТИК-ТАК! ТУ-ТУ-ТУ! ТУК-ТУК! ТУК-ТУК! ТУК-ТУК! СОГЛАСНЫЙ. «Три поросёнка»
«Тельняшка» «Телевизору» «Тигр»
[T] Дети по очереди выполняют задание. |
Следующая станция «СПОРТИВНАЯ»
(физкультминутка)
Раз-два - все вставайте!
Три-четыре - приседайте!
Пять-шесть – повернись.
Семь-восемь – улыбнись. Девять-десять – не зевайте. Свое место занимайте!
Ребята! С голосом или без голоса мы произносим звук [Т]? БЕЗ ГОЛОСА!
Мы узнали что [T] – согласный звук, так как произносить этот звук нам помогает язычок. Звук [Т] глухой, произносится без голоса (горлышко «спит»). Этот звук может произноситься как твердо, например: топор, три, тропинка так и мягко, например: телевизор, тельняшка, тигр
Давайте потренируемся
(проговаривание чистоговорок)
Та-та-та – у нас в доме чистота
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ат-ат-ат – берем с собою самокат.
Здесь [T] звучит тверд
А, теперь другая:
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы питьё.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Здесь [T’] – мягкий.
Наша следующая станция « ИГРОВАЯ». Здесь мы будем играть.
Дидактическая игра «Хлопни-топни»
Описание игры:
Педагог называет слова: если в слове слышится твердый звук [T],дети хлопают в ладоши, если мягкий топают ногами.
Опорные слова: тетрадь, торт, топор, тулуп, тарелка, телевизор, тигр, тюлень, тыква, талон, тупик, театр.
Дети по очереди придумывают слова по заданию педагога: если ребенок правильно выполнил задание, дети хлопают в ладоши, если не правильно – топают ногами.
Варианты заданий: придумать слова, где звук [T] (или [T’]) был бы в начале слова; в середине; в конце слова
На следующей станции живёт буква «Т»
Педагог показывает детям букву «Т», сопровождая показ словами:
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Буква, Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась
Рассмотрите букву «Т».
На что она похожа? НА ЗОНТИК! ГРИБОК
Попробуйте сложить такую букву из ладоней. «Пропишем» букву Т в воздухе.
Перед вами лежат счётные палочки, выложите из них букву Т. Рассмотрите элементы буквы. А, теперь откройте свои тетради и напишите, целую строчку буквы Т.
Вот, и закончилось наше весёлое путешествие в страну букв и звуков. Возьмите карандаши и нарисуйте то, что вам запомнилось больше всего.
Итог. Произнесение, характеристика звука [Т], припоминание картинок, договаривание слов: бин., бан., лиф., хобо., полё., отле., футболис., хоккеис., ко., ки., самока..
ЛИТЕРАТУРА
1.Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать, правильно. Изд-во «Питер» Санкт- Петербург 1998 г.
2 .Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Изд-во «Учитель» Волгоград» 2009г
3. Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте с нарушениями речи. «Творческий Центр. Сфера» Москва 1999г
4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Изд-во «Учитель» Волгоград
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала проводится в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....
Конспект занятия по обучению детей грамоте в средней группе
Цель: развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, формирование звуковой аналитико- синтетической активности; вызвать в детях интерес к предмету занятия, продолжать знакомить детей с алфавит...
Конспект занятия по обучению детей грамоте.
Какого слога не стало?Задачи. Воспитывать у детей бережное отношение окружающим предметам. Вызывать у них желание узнавать и называть знакомые буквы, пропевать дифтонги АУ, УА, ИА и другие. Разв...
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшем дошкольном возрасте
Конспект занятия по грамоте целью которого является познакомить детей с гласным звуком О , формировать умение определять положение звука в слове....
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада
На занятие по обучению детей грамоте учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами. С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...
Конспект занятия по обучению детей грамоте " Цветик - семицветик"
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе " Цветик - семицветик "...