Конспект совместной деятельности по обучению детей грамоте.
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Корсакова Елена Николаевна

Развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temano1.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Корсакова Е.Н. г. Санкт- Петербург

Конспект совместной деятельности

по обучению детей грамоте.

(подготовительная группа)

                                                                                           Составила воспитатель

                                                                                           ГБДОУ №60

                                                                                           Приморского  района

                                                                                              г.Санкт Петербурга

                                                                                           Корсакова Елена Николаевна

                                                 

                                       Санкт-Петербург 2011

Тема: Согласные звуки. [Т, Т’], Буквы  Т, т.                                                                                              

Цель: Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [Т, Т’].                                                                                                 Развивать фонематический слух.                                                                                                              Уточнить артикуляцию звуков [Т и  Т’], упражнять детей в их дифференциации.                                                                                                               Закрепить понятие «глухой» согласный звук.                                                                                    Познакомить с буквой «Т».                                                                                                                             Развивать мелкую моторику руки.                                                                                                                 Учить детей печатать слова с буквой «Т».                                                                                                      

Пособия к занятию: Часы. Иллюстрации с изображением вокзала.      Паровозик  с 3-мя вагонами (модель из картона).                                                         Предметные картинки (платье, платок, кофта, батон, тарелка, телефон, тетрадь, петух, кот, утка, и т.д.)                                                                                 Карточка с изображением  буквы «Т»                                                                                       Счётные палочки. Цветные карандаши.

                                                                                  ХОД ЗАНЯТИЯ                                                                                                                                                        

воспитатель:                                                                                                                Ребята! Сегодня я предлагаю  вам отправиться                                                                                        в интересное путешествие  на поезде.                                                                  Согласны?                                                                                                                                    Представьте, что вы  сейчас на вокзале,                                                                (показывает иллюстрацию с изображением вокзала)                                                                  и готовитесь в путь.                                                                                                                                        А, что нужно на вокзале для того, чтобы поезда                                                  уходили точно по расписанию?                                                              Правильно. Часы (воспитатель показывает детям часы.)                                                                                        Как тикают часы?                                                                              Стрелки на        часах показывают время отправляться в путь.                                      

Все  готовы?  Поехали!  Ту-ту-у !!!                                                                                       Как гудит наш поезд?                                                                                    

                                                                                                                                                        А, как стучат колёса?        

Какой первый звук в этих словах?

  Да. Сегодня мы познакомимся  со звуком [Т].  

Когда мы произносим звук [Т] ,кончик языка  стукает по  

«бугоркам» за верхними зубами. Произнесите: Т 

Кончик языка стукает по бугоркам  и мешает                        

воздуху свободно выходить изо рта, когда                                                                                   мы произносим звук  [Т].

Как вы думаете, это  гласный или согласный

звук. Какие ещё согласные звуки вы знаете?

А сейчас мы прибываем на станцию «СКАЗОЧНАЯ»

Знаете ли вы сказку С.В.Михалкова о поросятах?

Как она называется?

Наф-Наф надел футболку в полоску. Как называется такая морская одежда?

Ниф-Ниф сидел дома в кресле и смотрел мультфильмы по……

Нуф-Нуф нарисовал большого полосатого зверя с длинным хвостом и огромной пастью.

Догадайтесь, как зовут этого зверя?

Какой звук вы слышите в начале слов «три», «тельняшка», «телевизор», «тигр»

Давайте пригласим трех поросят  с нами в путешествие…

И наша следующая станция «ВЕСЁЛАЯ ЯРМАРКА»

Воспитатель выставляет предметные картинки:  кот, петух, утка, тарелка, батон, телефон, тетрадь, картина, платье, платок.

-А, теперь посмотрите какой у меня паровозик

(показывает модель паровозика)

-Вот на нём мы и повезём «товары» с ярмарки. Обратите внимание у нашего паровозика 3 вагончика. Выберите  любую понравившуюся картинку, назовите то, что на ней изображено. Если звук [T] слышится в начале слова ,то картинку можно поместить в 1 вагон, если в середине, то во 2 вагон ,а если в конце в 3 вагон.

                                                                 

дети:

ДА!

ЧАСЫ!

ТИК-ТАК!

ТУ-ТУ-ТУ!

ТУК-ТУК!

ТУК-ТУК!

ТУК-ТУК!

СОГЛАСНЫЙ.

«Три  поросёнка»

 

«Тельняшка»

«Телевизору»

«Тигр»

 

[T]

Дети по очереди выполняют задание.

 Следующая станция «СПОРТИВНАЯ»

        (физкультминутка)

 Раз-два - все вставайте!

 Три-четыре - приседайте!

 Пять-шесть – повернись.    

 Семь-восемь – улыбнись.                                                                                                                                                                                                                                            Девять-десять – не зевайте.                                                                                Свое место занимайте!

Ребята! С голосом или без голоса мы                                                            произносим звук [Т]?                                                      БЕЗ ГОЛОСА!

 Мы узнали что [T] – согласный звук,                                                                                     так как произносить этот звук нам                                                                помогает язычок.                                                                                                                  Звук [Т] глухой,   произносится без голоса                                                       (горлышко «спит»).                                                                                          Этот звук может произноситься как твердо,                                            например: топор, три,    тропинка так и                                                                 мягко, например: телевизор, тельняшка, тигр

Давайте потренируемся

   (проговаривание чистоговорок)

Та-та-та – у нас в доме чистота

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Ат-ат-ат – берем с собою самокат.

Здесь [T] звучит тверд

А, теперь другая:

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Тё-тё-тё – отложили мы питьё.

Ать-ать-ать – мы идем гулять.

Здесь [T’] – мягкий.

Наша  следующая станция « ИГРОВАЯ».                                                                   Здесь мы будем играть.

 Дидактическая игра «Хлопни-топни»

Описание игры:

Педагог называет слова: если в слове слышится твердый звук [T],дети хлопают в ладоши, если мягкий топают ногами.

Опорные слова: тетрадь, торт, топор, тулуп, тарелка, телевизор, тигр, тюлень, тыква, талон, тупик, театр.

Дети по очереди придумывают слова по заданию педагога: если ребенок правильно выполнил задание, дети хлопают в ладоши, если не правильно – топают ногами.

Варианты заданий: придумать слова, где звук [T] (или [T’]) был бы в начале слова; в середине; в конце слова

На следующей станции живёт буква «Т»

   

Педагог показывает детям букву «Т»,                                              сопровождая показ словами:

       Отвечайте, кто знаток:

        Это что за молоток?

        Буква, Т стоит на крыше:

        Телевизор в доме том.

        Т в антенну превратилась

         И на крыше очутилась

Рассмотрите букву «Т».

На что она похожа?                                       НА ЗОНТИК! ГРИБОК

Попробуйте сложить такую букву из ладоней.  «Пропишем» букву Т в воздухе.

Перед вами лежат счётные палочки, выложите из них букву Т. Рассмотрите  элементы буквы.                                                                А, теперь откройте свои тетради и напишите, целую строчку буквы Т.

Вот, и закончилось наше весёлое путешествие в страну букв и звуков. Возьмите карандаши и нарисуйте то, что вам запомнилось больше всего.

Итог. Произнесение, характеристика звука [Т], припоминание картинок, договаривание слов: бин., бан., лиф., хобо., полё., отле., футболис., хоккеис., ко., ки., самока..

                                   

                                     

                                    ЛИТЕРАТУРА

  1.Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать, правильно.  Изд-во «Питер»  Санкт- Петербург 1998 г.

2 .Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Изд-во «Учитель» Волгоград» 2009г

3. Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте с нарушениями речи. «Творческий Центр. Сфера» Москва 1999г

4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Изд-во «Учитель» Волгоград

                                                                                                                                                                                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала проводится в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....

Конспект занятия по обучению детей грамоте в средней группе

Цель: развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, формирование звуковой аналитико- синтетической активности; вызвать в детях интерес к предмету занятия, продолжать знакомить детей с алфавит...

Конспект занятия по обучению детей грамоте.

Какого слога не стало?Задачи.  Воспитывать у детей бережное отношение окружающим предметам. Вызывать у них желание узнавать и называть знакомые буквы, пропевать дифтонги АУ, УА, ИА и другие. Разв...

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшем дошкольном возрасте

Конспект занятия по грамоте целью которого является познакомить детей с гласным  звуком О , формировать умение определять положение звука в слове....

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада

На занятие по обучению детей грамоте   учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.  С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...

Конспект занятия по обучению детей грамоте " Цветик - семицветик"

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе " Цветик - семицветик "...