Главные вкладки
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшем дошкольном возрасте
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по грамоте целью которого является познакомить детей с гласным звуком О , формировать умение определять положение звука в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_oseni.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29»
Конспект
проведения
непосредственно образовательной деятельности
образовательной области Коммуникация
обучение грамоте
в старшей группе
на тему:
«В гости к Осени». (Звук О).
Воспитатель Богомолова А.Ю.
дата проведения:
06.10.2012 г.
г. Городец
2012 — 2013 учебный год
Цель: познакомить детей с гласным звуком О.
Задачи:
Побуждать детей правильно произносить звук О, акцентируя их внимание на органах артикуляции. Продолжать учить детей определять место положения звука в слове (начале, середине, конце), обозначая его на схеме. Познакомить детей с понятием гласный звук. Активизировать словарь по лексической теме «Осень»: Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух , умение воспроизводить ритмический рисунок. Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение). Формировать речевое дыхание; делать короткий вдох и длительный выдох. Формировать общую и пальчиковую моторику, графо - моторные навыки. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: кленовые листья (оранжевые, жёлтые, малиновые); письмо от Осени; листы с графическим заданием, карандаш; аудиозапись шелест листвы, шум дождя, голоса птиц; поднос с шуршащими фантиками, деревянными палочками; графическое изображение звука [О]; предметные картинки: овощи, зонт, гриб, ведро, пальто, обувь, груша, картофель; шапочка «осень».
Организация и методика проведения:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают в круг. Кто-то оставил в группе разноцветные листья. Хотите с ними поиграть? ( звучит шелест листьев), покружитесь с листочками, а теперь сядут на место те, у кого оранжевый лист (жёлтый лист, малиновый лист). Положите листочки на край стола.
Послушайте стихотворение «Осень» написал его Евгений Головин. Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтый листопад. Листья около берёзы Золотым ковром лежат. В лужах лёд прозрачно-синий. На листочках белый иней. Закружил осенний лист И упал под ноги. Кто же золотом решил Вымостить дороги? Дети: Осень. Воспитатель: Какие приметы осени вы услышали в стихотворении? Дети: по утрам морозы, в рощах желтый листопад. Воспитатель: А как думает Вова? Что автор говорит про лужи? Дети: В лужах лед прозрачно синий. Воспитатель: правильно, молодцы. Ребята, а вы все листочки собрали? Дети: да. Воспитатель: Я, пойду посмотрю. Вот еще один. Осень оставила для вас письмо. (Письмо на кленовом листе). «Ребята, приглашаю вас в осенний лес. Там вас ждёт много интересного. Осень» Воспитатель: Дети, отправимся в осенний лес? А на чем мы туда поедем? Дети: На машине, на автобусе, на поезде. Воспитатель: Вот и волшебный поезд (выставляю на доску поезд). Садитесь на свои места, поезд отправляется (звучит гудок, стук колес), а чтобы нам было весело в пути, мы поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Разбросала осень листья, Волнообразные движения ладонями. Разукрасила их кистью. Плавные взмахи ладонями вверх, вниз. Мы в осенний лес пойдём «Шагают» пальцами обеих рук по столу. В букет листья соберём. Лист кленовый, лист с осинки, Поочерёдно загибают Лист дубовый, лист рябинки. пальцы, начиная с большого. Рыжий тополиный лист, На дорожку спрыгнул вниз. Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Ребята мы с вами приехали на станцию, но нам надо дойти по дорожке, чтобы попасть в осенний лес. Возьмите карандаш и проведите мальчика по дорожке в осенний лес. Он идет сначала прямо, между двумя линиями, спускается вниз, поворачивает на право, идет по извилистой дорожке, снова спускается вниз, поворачивает налево, поднимается вверх, вот мы и в осеннем лесу. (Выставляю картину «Осенний лес»). Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво. Даже хочется придумать предложение об осеннем лесе. Сейчас я скажу короткое предложение. Ах! Дима, какое предложение я сказала? Дима: Короткое. Ах! Воспитатель: Ребята, правда красиво? Дети: Да. Воспитатель: Давайте к короткому предложению добавим слово красиво. Дети: Ах! Как красиво! Воспитатель: Повтори Настя, Таня. Воспитатель: Дети красиво где? Дети: Красиво в лесу. Воспитатель: Ах! Как красиво в лесу! Дети: Ах! Как красиво в лесу! Воспитатель: Повтори Надя, Кирилл. Воспитатель: Ребята посмотрите на картину. Лес,изображен, какой? Дети: Осенний. Воспитатель: А теперь скажем длинное предложение. Ах! Как красиво в осеннем лесу! Дети: Ах! Как красиво в осеннем лесу! Воспитатель: Кто заметил, как менялось предложение? Кирилл: Оно становилось больше. Воспитатель: правильно в предложении с каждым разом становилось больше слов. Предложения могут быть короткие и длинные. Развитие слухового внимания «Звуки леса». Воспитатель: Ребята прислушайтесь, что вы слышите в осеннем лесу? Запись: шелест листвы. Воспитатель: Саша, что ты слышал? Саша: Я слышал шелест листвы. Воспитатель: Возьмите с подноса фантики, потрите их в руках, похоже, как шелестят, шуршат листья, положите на поднос. Что вы слышите сейчас? Запись: шум дождя. Воспитатель: Настя, что ты слышала. Настя: Я слышала шум дождя. Воспитатель: Покажите (изобразите), как шумит дождь. (Стучат пальчиками по столу). Прислушайтесь, что вы слышите? Запись: голоса птиц. Воспитатель: Вова, что ты слышал? Вова: Я слышал голоса птиц. Воспитатель: Давайте скажем как птицы ку – ку, чик- чирик, тук- тук- тук. Воспроизводим ритм: ку-ку (/ /), чик-чирик (/ //), тук-тук-тук (///). Но вдруг налетел сильный ветер и птицы перестали петь. Ветер стал дуть на листочки. У вас на столах лежат разноцветные листья. Возьмите их в руку. Носиком вдыхаем, губы трубочкой, подули на листочки (2 раза), как ветер. Вот какой сильный ветер, все листья сорвал, положите их на подносы. Потом ветер стал так завывать, что разбудил эхо. Д\и «Эхо» Эхо пело Аааа то громко, то тихо ааааа. Воспитатель: Давайте поиграем в эхо. Я буду громким голосом произносить звуки, а вы тихим голосом их повторять,как эхо. Воспитатель: Ааааа (громко). Дети: Ааааа (тихо). Воспитатель: Ауууу (громко). Дети: Аууу (тихо) Воспитатель: Я произнесу слово тихим голосом, а вы повторите громким голосом. Воспитатель: Осень (тихо). Дети: Осень (громко) Воспитатель: Какой первый звук вы слышите в слове «осень». Дети: Звук [О]. Воспитатель: Послушайте сказку, про звук [О]. (Выставляю схему). Жил – был звук [О]. Он очень любил петь. Когда звук [О] пел, рот его становился похож на небольшой овал: ООООО. На что похож рот? Дети: на овал. Воспитатель: покажите. Дети: ОООО. Воспитатель: Звук [О] был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако!» Повторите. Дети: О! Какое красивое облако! Воспитатель: О! Какой красивый осенний лес! Дети: О! Какой красивый осенний лес! Воспитатель: Звуки бывают гласные и согласные. Звук [О] – это гласный звук. Мы его можем петь, тянуть как ниточку, наматывая на клубок (показываю движения руки, как будто наматываю на клубок). На что похожи губы, когда произносим звук [О]? Дети: Губы похожи на овал. Воспитатель: Поиграем со звуком [О]. Встаньте, пожалуйста. Воспитатель: Услышите звук [О], хлопните в ладоши. А, О, И, У, О. Воспитатель: Услышите слог со звуком [О], топните ногой. РА, РО, МУ, МА, НО. Воспитатель: Услышите слово со звуком [О], присядете. Осень, лужа, зонт, листья, пальто. Воспитатель: Садитесь на места. Воспитатель: Осень приготовила для вас подарки. На магнитную доску выставляю предметные картинки: огурец, зонт, гриб, ведро. Называю картинки. Найдите слово в названии, которого нет звука [О]. Что лишнее? Дети: Лишний гриб, потому что в словах огурец, зонт, ведро есть звук [О], а в слове гриб, звука [О] нет. Предметную картинку «гриб» убираю. Воспитатель: Посмотрите на оставшиеся картинки: огурец, зонт, ведро. Эти картинки мы разместим в вагоны. В первый вагон слово, в названии которого звук (о) в начале, на крыше вагончика закрашен первый квадрат. Во второй вагон слова, в названии которого звук (о) в середине, закрашен второй квадрат. В третий вагон слова, которые заканчиваются на звук (о). У вас на столе карточка и квадраты. Если звук в начале слова, квадратик ставим первый, если в середине - второй, в конце- третий. Назовите слово в названии, которого звук [О] в начале слова. Дети: огурец. Воспитатель: Давайте возьмем его с собой. В какой вагон мы поставим картинку? Дети: В первый. Воспитатель: Поставьте у себя на карточке. Воспитатель: Назовите слово в названии, которого звук (о) в середине. Дети: зонт. Воспитатель: В какой вагон мы поставим картинку? Назовите слово в названии, которого звук (о ) в конце слова? Дети: ведро. Воспитатель: В какой вагон мы поместим слово ведро? Дети: В третий.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Осень спросим» Выходите в круг. Дети: Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла! У тебя мы, осень, спросим, Что в подарок принесла. Осень: Принесла я вам муки. Дети: Значит, будут пирожки. Осень: Принесла вам овощей Дети: И для каши и для щей. Осень: А уж яблоки, что мёд! Дети: На варенье, на компот Осень: Принесла вам мёду Полную колоду! Дети: Ты и яблок, ты мёду, Ты и хлеба принесла. А хорошую погоду нам в подарок принесла? Осень: Дождику вы рады? (выходит в центр круга). Дети: Не хотим, не надо! (грозят пальцем). Воспитатель: Ребята, пора в детский сад возвращаться. Но сначала давайте, скажем, Осени спасибо. Чему мы научились в осеннем лесу?Дети: Мы научились составлять предложение, познакомились с гласным звуком, разным расположением звука. А сейчас друг за друга беритесь в паровозик становитесь, поедем в детский сад. Вы молодцы, хорошо занимались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала проводится в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....
Конспект занятия по обучению детей грамоте в средней группе
Цель: развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, формирование звуковой аналитико- синтетической активности; вызвать в детях интерес к предмету занятия, продолжать знакомить детей с алфавит...
Конспект занятия по обучению детей грамоте.
Какого слога не стало?Задачи. Воспитывать у детей бережное отношение окружающим предметам. Вызывать у них желание узнавать и называть знакомые буквы, пропевать дифтонги АУ, УА, ИА и другие. Разв...
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада
На занятие по обучению детей грамоте учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами. С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. «Ракета летит к звёздам»
Детям предлагается отправиться в космическое путешествие. Но для начала необходимо подготовиться к такому путешествию и вспомнить всё необходимое о звуках, словах, предложениях. Во время полёта дети...
План- конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: «Звуки [Р], [P`]. Буква Р»
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе. Тема: "Звуки [Р], [Р`].Буква Р"...