Задачи, содержание работы по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Задачи, содержание работы по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_soderzhanie_raboty_po_razvitiyu_rechi.docx | 66.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое рассказывание
Дидактические игры и лексические упражнения.
Дидактические игры – методы активизации словаря.
Дидактические игры и лексические упражнения позволяют сделать умственный труд занимательным, позволяет перенести уже знакомое в новые условия, являются средством закрепления представлений об окружающей жизни, позволяют заинтересовать даже малоактивных детей.
Виды дидактических игр | Виды лексических упражнений |
1.Дидактические игры- занятия с куклой; 2.Дидактические игры с предметами; 3.Настольно-печатные игры; 4.Сюжетно-дидактические игры; 5.Дидактические подвижные игры; 6.Словарные дидактические игры; 7.Собственные игры детей. | Подбор эпитетов к предмету; 2. Узнавание предмета по эпитетам; 3. Подбор действий к предмету; 4. Подбор к действию; 5. Подбор объектов к действию; 6. Подбор обстоятельств; 7. Нюансы смысла слова; 8. Добавление слова в предложении; 9. Распространение предложений; 10. Добавление придаточных предложений; 11. Составные части целого; 12. По частям определить целое; 13. Подбор глаголов обозначающих голоса животных; 14. Подбор животных по глаголам, обозначающим их голоса; 15. Составления предложений с определенным словом; 16. Составления предложения с несколькими словами; 17. Объяснения слов; 18. Классификация предметов. |
Методика работы по развитию детей раннего возраста.
Рассказывание по игрушке
Значение пересказа
Приемы работы в разных возрастных группах
Старшая группа:
▪ беседа по содержанию произведения;
▪ привлечение внимания к языку произведения;
▪ упражнения на использование различных интонаций;
▪ хоровые ответы;
▪ составление плана пересказа (воспитателем или детьми);
▪ пересказ от имени героя, от первого лица;
▪ к анализу и оценке пересказа привлекаются дети.
Средняя группа:
▪ беседа по содержанию произведения;
▪ показ иллюстраций связанных с повествованием;
▪ вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев;
▪ упражнения на использование различных интонаций;
▪ отраженная речь (воспитатель начинает – ребенок повторяет);
▪ положительная оценка каждого пересказа.
Младшая группа:
▪ используется театрализованная деятельность;
▪ пересказ вместе с воспитателем (подсказка слов фраз);
▪ пересказ по вопросам, устанав-ливающим последовательность и действующих лиц;
Рассказывание по картине
Методика заучивания стихотворений
Методика развития словаря
Первичное ознакомление с предметами | |||
Требования к занятию | Структура занятия | ||
- Используются практические задачи и игровые приемы; - Обязательное использование наглядности; - Активное действие с предметами; - Предметы должны быть знакомы детям, они узнают об их назначении; - Руководство через вопросы и указание. | Вводная часть: постановка задачи Основная часть: показывает предмет, вычленяет его строение, связывает с назначением. Заключительная часть: выбор предметов всеми детьми, закрепление новых знаний, объяснение своего выбора. | ||
Ознакомление со свойствами и качествами предметов | |||
Требования к занятию | Структура занятия | ||
- Организовать тщательное сенсорное обследование; - Дать точные указания к использованию обследовательского действия, адекватному вычленяемому качеству; - Наглядный материал должен быть у каждого ребенка; - Вычленение качества и свойства наиболее эффективно достигается сравнением с противоположным; -Необходимо включить свойства и качества в содержательную деятельность, успех которой зависит от учета данного качества; - Подбирать такие предметы, в которых вычленяемые качества ярко представлены. | Вводная часть: вычленение качества предмета в ситуации какой-либо деятельности. Основная часть: обучение обследовательским действиям, вычленение нужного качества каждым ребенком. Вводим новое слово, обозначающее данное качество. Заключительная часть: Упражнение в выделение качества разных предметов и в использовании новых слов. Знания закрепляются на других занятиях и в повседневной жизни. Усложнение занятий: Увлечение набора выделяемых качеств и свойств. Чаще при ознакомлении с каким – либо материалом. | ||
Сравнение предметов | |||
Требования к занятию | Структура занятия | ||
- Предметы для сравнения должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков: как признаков различия, так и общности; - Последовательная работа от сравнения предметов в целом (цвет, форма, величина и т. д. ) к вычленению и сравнению частей, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета; - Основные приемы: вопросы и указания, помогающие: а) последовательно строить сравнение; б) увидеть те особенности, которые дети сами не увидели; в) наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово. - Максимум речевой активности у детей. | Вводная часть: постановка задачи. Основная часть: постепенное сравнение предметов. Заключительная часть: обобщение. | ||
Формирование видовых и родовых понятий | |||
Видовые понятия | Родовые понятия | ||
Видовые понятия - узкое по объему, входящее как основания часть в родовое понятие. | Родовое понятие – понятие большого объема, включающее как составные части видовые понятия. | ||
Требования к занятию | Структура занятия | Требования к занятию | Структура занятия |
- Набор предметов включают пред-меты одного вида, различающиеся по несущественным признакам (цвету, форме, величине) и предм-еты близких видов (стакан, бокал т.п. от которых дети должны отли-чать чашки). - Необходимо поставить ребенка перед выбором предмета из группы сходных. Он должен мотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора. - Необходимость выбора должна быть понятна ребенку. Лучше организовать игру. | Вводная: Приход героев, постановка задачи. Основания: Идет разбор характерных особенностей предмета и их назначения. Заключения: Обыгрывания | - Набор из 3-4 видов предметов ярко различающихся по несущест-венным признакам (огурец, морковь, лук). - В заключительной части занятия добавляют предметы входящие в это понятие и похожие предметы но входящие в другое понятие. - При закрепление работают сразу с двумя разными уже сформирован-ными понятиями. - При дальнейшей работе идет расчленение понятия | Вводная часть: Картинки с предметами. Дети называют предмет и отвечают на вопрос для чего они нужны. Основная часть: отделение существенных для обоб-щения признаков от несуществен-ных, обобщение группы предметов по существенным признакам, введе-ние слова обозначающего эту групп-пу. Заключительная часть: Упражнение детей в подведение видов предметов под понятие на основание учета существенных признаков. |
Ознакомления с окружающим в ходе наблюдений и экскурсий
Требования к проведению наблюдений и экскурсий
Перед экскурсией и наблюдением Число экскурсий должно быть педагогически обосновано и находиться в соответствии с числом других занятий по развитию речи. При подготовке воспитатель отбирает круг сведений из раздела «Ознакомление с окружающим» для одного занятия, и слова которые дети должны узнать и запомнить. Воспитателю следует продумать количество детей идущих на экскурсию. Администрацию ДОУ заранее предупреждают о количестве задействованных детей, продолжительности и времени проведения экскурсии. Заранее с учреждением, где будет проходить экскурсия, договариваются о времени и особенности материала. Помощь воспитателю оказывают 1 – 2 взрослых. | Во время экскурсии и наблюдения Начало экскурсии или наблюдения должны проходить в спокойной обстановке или заранее в группе, или построившись на улице. При первоначальном восприятии необходимо дать детям паузу для свободного обмена впечатлениями и для рассматривания и только затем переходить к руководству. Воспитатель должен точно использовать в речи обозначения величины, пространства так как объект наблюдения может находиться на расстоянии. Не следует перегружать детей мелкими подробностями – это отвлекает от главного, существенного. | После экскурсии и наблюдения Закрепление полученных сведений о экскурсии и наблюдении проводится: А) мимолетным воспоминанием в этот же день в виде вопроса, что понра- вилось, и оформления рисунка во II половине дня; Б) подробное обсуждение проводится через 1 – 4 дня после проведения экскурсии или наблюдения, здесь присутствует: - чтение художественных произведений; - беседа; - дидактические, сюжетно-ролевые игры; - рассматривание фотографий и иллюстра-ций; - использование ТСО; - рассматривание рисунков, подделок. |
Уголок книги. Самостоятельная художественно-речевая деятельность.
Диалогическая речь. Схема написания итоговой беседы.
Итоговая беседа – проводится только в старших группах (исключение – средняя группа тема сезонные изменения).
Рассказывание из опыта. Структура занятия по составлению письма.
Методика развития связной речи
Методика обучения отгадыванию загадок
Требования к работе с загадками:
Методика ознакомления с художественной литературой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Известно, что память детей носит непроизвольный характер, т.е. лучше запомина...
«Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»
Родительское собрание в средней группе на тему: «Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»...
Содержание работы по развитию речи детей в условиях ДО
Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду....
Консультация для педагогов "Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду".
Систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду....
«Задачи и содержание работы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром»
В этом материале я рассказала. какие методы я применяю в работе с детьми на занятиях и в режимных моментах....
Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду
Консультация для педагогов ДОУ...
План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованиювоспитателя высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...