Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.
материал (развитие речи) по теме

Геккер Елена Владимировна

этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_leksiko.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №67 «Надежда»

Проект

«Формирование лексико–грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста»

г. Набережные Челны 

2011г.


Актуальность:  Овладение речью – одно из важных достижений в развитии ребенка дошкольного возраста. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением.

По мнению К.Д. Ушинского именно чувство языка, или как его еще называют, языковое чутье, подсказывают ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и пр. Можно добавить, что чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные.

Исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1. ребенок может понимать слово ,но не использовать его в речи;

2. узнает и  называет предмет лишь в привычных сочетаниях, условиях.

3. понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.

Группа ведущих ученых (Р.Е. Левина, Н.А Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, И.К.Колповская, А.В. Ястребова) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

Исследователи считают, работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходства между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

Цель: Овладение грамматическим строем. Ориентировать на языковое общение. Способствовать овладению правилами и формами родного языка.

 

Задачи:

1.Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Обогащать словарь детей названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, деталей предметов.

2.Содействовать освоению грамматически оформленных высказываний: изменение слов, согласование их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных форм, употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида.

3.Учить произносить слова в разном темпе: быстро, медленно с  разной силой голоса: тихо, громко.

4.Расширение, уточнение и активизация предметного словаря ребенка

5. Развивать мелкую моторику рук.

6.Развивать внимание, мышление, память.

В работе используются элементы по развитию мелкой моторики у детей. Развитие мелкой моторики рук  органично связано с развитием речи. Используя игровую ситуацию и подражательные способности детей можно легко добиться формирования правильного лексико-грамматического представления у детей. В процессе игры у ребенка постепенно развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная. Используются простые дыхательные упражнения для развития правильного дыхания, т.к. дыхание является энергетической основой нашей речи.

В ходе обучения мы предполагали формирование следующих умений преобразования существительных именительного падежа единственного числа во множественное число существительных; согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление предлогов места (в, на, под). Знакомство с предлогами проводится на материале словосочетаний и несложных фраз. На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги  на, под, обозначающие место действия. Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточняется понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженных предлогами  на, под. Постепенно задания усложняются. Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутье и явление переноса. Весь речевой материал был подобран с учетом возможностей каждого ребенка.

Для выявления уровня сформированности лексико-грамматических представлений детям были предложены следующие задания.

Задание 1. Именительный падеж множественного числа существительных.

Цель: образование множественного числа существительных от существительных единственного числа именительного падежа.

Лексический материал:   дом, окно, коза, пчела, петух, кубик, стул, дерево, комар, сумка.

Наглядный материал: предметные картинки из серии «Один - много».

Инструкция: посмотрите внимательно на картинки. Что это? Мяч, что это? Мячи.

Задание 2.Родительный падеж имени существительного множественного числа.

Цель: образование родительного падежа множественного числа существительных.

Лексический материал:  заяц, лиса, медведь, волк, белка, дерево, куст, шишка, стол, стул, игрушки, лев, жираф.

Инструкция: правильно ответить на вопросы.

Кого в лесу много?

Чего в лесу много?

Чего много в комнате?

Кого в зоопарке много?

Задание 3. Прилагательные.

Цель: согласование прилагательных с существительными.

Лексический материал:  шарф, плащ, платок, шапка, юбка, кофта, пальто, платье, сарафан, майка.

Наглядный материал: предметные картинки из серии «Одежда».

Инструкция: посмотрите, что изображено на картинках. Ответе на вопросы: какой (какая, какое), подбирая определение каждому виду одежды. Например: шарф какой? Теплый, пушистый, красный.

Задание 4. Числительные два, пять.

Цель: согласование числительных два, пять с существительными.

Лексический материал: сосна, дом, кукла, шар, жук, мяч, береза, ухо, ложка, стол.

Наглядный материал: парные картинки

Две сосны – пять сосен,

Два дома – пять домов,

Две куклы – пять кукол,

Два шара – пять шаров,

Два жука – пять жуков,

Два мяча – пять мячей,

Две березы – пять берез,

Два уха – пять ушей,

Две ложки – пять ложек,

Два стола – пять столов.

Инструкция: «Посмотрите что изображено на картинках».

Задание 5. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Лексический материал: стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска, ухо.

Наглядный материал: предметные картинки (стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска, ухо).

Инструкция: какие предметы изображены на картинках? Как сказать об этих предметах ласково?

Задание 6. Предложные конструкции.

Цель: употребление предлогов в, на, под.

Лексический материал:

Птица села на ветку.

Кошка спит на стуле.

Ваза стоит на столе.

Гриб растет под елкой.

Жук спрятался под листом.

Собака лежит под кроватью.

Гриб растет в лесу.

Рыбка плавает в аквариуме.

Ветка стоит в банке.

Яблоки лежат на тарелке.

Наглядный материал: картинки – схемы соединенные стрелкой.

Инструкция: вставьте правильно «маленькое слово» в предложении

Птица села … (на) ветку.


Тематическое планирование

занятие

тема

цель

сентябрь

Занятие 1


Занятие 2






Занятие 3






Занятие 4





ДИАГНОСТИКА


«Овощи»






«Фрукты»






«В саду»



образование множественного числа существительных; употребление существительных единственного и множественного числа в винительном падеже. употребление уменьшительно-


ласкательных суффиксов существительных. Согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных.


употребление существительных  ед. и мн. числа в родительном падеже.

октябрь

Занятие 5






Занятие 6







Занятие 7



Занятие 8



«В огороде»






«В детском саду»







«Осень»



«Деревья»

 образование множественного числа существительных; употребление существительных единственного и множественного числа в винительном падеже.


 употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. Согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных.


 употребление существительных  ед. и мн. числа в родительном падеже.


 образование прилагательных от существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ноябрь

Занятие 9





Занятие 10





Занятие 11





Занятие 12

«Птицы»





«Осенняя одежда»




«Лесные звери»





«Посуда»

Употребление существительных в дательном падеже; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных


Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование притяжательных прилагательных.


Употребление существительных в родительном и винительном падеже; образование притяжательных прилагательных.


Согласование числительных «2», «5» с существительными; образование относительных прилагательных

декабрь

Занятие 13







Занятие 14






Занятие 15




Занятие 16

«Игрушки»







«Зима»






«Домашние животные»



«Елочные игрушки»

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


Употребление существительных ед. и мн. числа в предложном падеже; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


Употребление существительных ед. и мн. числа в предложном падеже; образование относительных прилагательных.


Употребление падежных форм мн.ч. существительных и прилагательных; образование относительных прилагательных.

январь

Занятие 17





Занятие 18



Занятие 19




Занятие 20

«Ателье»





«Зимние забавы»



«Почта»




«Магазин»

Образование относительных прилагательных; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


Согласование существительных с прилагательными и числительными.


Согласование существительных с прилагательными; употребление существительных с предлогами.


Употребление существительных с предлогами; образование относительных прилагательных.

февраль

Занятие 21




Занятие 22



Занятие 23





Занятие 24

«Север»




«Транспорт»



«Зимующие птицы»




«Зимний лес»

Согласование существительных с прилагательными; образование притяжательных прилагательных.


Употребление существительных с предлогами в, на, по.


Образование глаголов совершенного вида; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами


Согласование существительных с прилагательными; употребление существительных с предлогами.


март

Занятие 25







Занятие 26



Занятие 27




Занятие 28

«Весна»







«Стройка»



«Спецтранспорт»




«Труд взрослых

на полях»

Согласование существительных с прилагательными; употребление существительных с предлогами; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами


Согласование прилагательных и числительных с существительными.


Употребление падежных форм мн.ч. существительных; образование прилагательных от существительных.


Согласование прилагательных и числительных с существительными. употребление существительных с предлогами;

апрель

Занятие 29




Занятие 30





Занятие 31







Занятие 32

«Ткани»




«Одежда»





«Перелетные птицы»






«Деревья»

Согласование существительных с прилагательными.



Употребление падежных форм  мн. ч. существительных; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.


Согласование существительных с прилагательными; употребление существительных с предлогами; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами


Согласование существительных с прилагательными; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

май

Занятие 33




Занятие 34





Занятие 35





Занятие 36

«Профессии»




«Одежда»





«Книга»





«Лето»

Согласование существительных с прилагательными; употребление существительных в дательном падеже.


Согласование существительных с прилагательными; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами


Согласование числительных «2», «5» с существительными; образование относительных прилагательных



Согласование существительных с прилагательными; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами



Содержание  работы.

Основной формой обучения являются занятия, которые предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

Предусматриваются следующие виды занятий:

занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

занятия по формированию произношения.

Они включают в себя: формирование словарного запаса; грамматической правильности речи и развитие связной речи.

Основными задачами  обучения детей  являются:

практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

формирование полноценной звуковой стороны;

подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;

дальнейшее развитие связной речи.

Данные современных психолингвистических, психологических и педагогических исследований требуют построения системы развития речи детей с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности.

В настоящее время эти принципы занимают ведущее место при разработке содержания и методов обучения речи детей дошкольного возраста.

Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания.

Овладение грамматическими умениями происходит в специально организуемых коммуникативных ситуациях, связанных с изучаемой тематикой.

При подборе упражнений направленных на формирование грамматических навыков, подбирается лексический материал знакомый детям.

При обучении на занятиях широко используется вопросно-ответная форма речи; речевые упражнения на основе образца, данного логопедом.

Работа по формированию грамматического строя речи осуществляется на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умение анализировать языковой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, специальных знаний, включаются в коммуникативные функции.

Новые грамматические формы и конструкции предъявляются детям на базе хорошо известной им лексики.

Содержание заданий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых на занятиях.

Задания по словоизменению и словообразованию направлены на формирование грамматического строя речи, устранение имеющихся аграмматизмов, кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков. В процессе выполнения упражнения позволяют использовать многообразные приемы коррекционной работы, из которых можно выделить следующие:

рассматривание и называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении;

постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг. Сначала вопросы носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов;

подбор слов противоположных по значению;

дополнение предложений нужным по смыслу словом;

нахождение ошибки в предложении и исправление ее;

при пересказе текстов с отрабатываемыми грамматическими категориями дети сначала должны ответить на вопросы по тексту, затем пересказать текст полностью.

В упражнениях и заданиях дается речевой материал, который используется для формирования и коррекции грамматического строя речи.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме. Речевой материал позволяет использовать многообразие дидактических игр и приемов, включая в работу различные анализаторы. Для выполнения каждого задания дается точная инструкция.

Выбор инструкции зависит от целей и задач коррекционной работы решаемых в данный момент. Для поддержания интереса к речевым упражнениям можно предлагать:

задания с мячом;

выполнять действия, о которых идет речь в упражнении, затем ответить на вопрос: что ты сделал?

рисовать в тетради предметы, о которых идет речь в упражнении, с последующим объяснение того, что нарисовал;

находить в окружающей обстановке предметы, о которых идет речь в упражнении;

использовать игрушки и действия с ними;

выполнять упражнения пальчиковой гимнастики при проговаривании слов и словосочетаний.

Таким образом, учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использования многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...

Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"

Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...

Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Картотека составлена по лексическим темам. Она способствует не только формированию лексико-грамматического строя речи, но и развитию психологической базы речи....

Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"

Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....

Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста".

Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста"....