Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
презентация по логопедии на тему
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение
этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое
высказывание. Ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения
грамматическими категориями и формами на основе непосредственного
подражания речи окружающих. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и
применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов
и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято
называть аграмматизмами. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в
специальных условиях обучения. Эффективным средством закрепления
грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря
диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они
дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Так, формирование грамматического строя речи посредством дидактической игры должно
осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых
особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики
логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классики об игре «И я как педагог должен с ними немножко играть . Если я буду только приучать , требовать , наставлять , я буду посторонней силой , может быть полезной , но не близкой . Я должен обязательно немножко играть , и я этого требовал от всех своих коллег» ( А . С . Макаренко) «Без игры нет , и не может быть полноценного умственного развития . Игра – это огромное светлое окно , через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий об окружающем мире . Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности» ( В . А . Сухомлинский)
Актуальность проблемы Изучением лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Л.Ф.Спирова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова , Т.Б.Филичева. Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих . У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами . Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения. Эффективным средством закрепления грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря диалектичности , эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Так, формирование грамматического строя речи посредством дидактической игры должно о существляться дифференцировано , с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
Цель : развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование дидактических игр. Задачи: развивать детскую речевую активность; учить понимать грамматические категории и формы слов; уметь пользоваться этими категориями в заученной , отраженной и самостоятельной речи; уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса или ситуации; добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции ; проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале , а также с опорой на новые ситуации ; обучать детей точному употреблению слов ; обогащать и развивать словарный запас, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
Методы работы наглядные; словесные; практические; игровые (дидактические игры , игры-драматизации , подвижные игры , игры-путешествия, игры-поручения, эпизодические игровые приемы – загадки , упражнения , игровые действия)
Структурные элементы дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры
Принципы дидактической игры: должна опираться на программный материал; должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс более сохранные анализаторы; должны быть ясны и понятны детям назначения предметов , картинок , пособий , смысл вопросов; должны быть внешне привлекательны пособия; количество пособий должно соответствовать количеству детей
Подбор дидактических игр На образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Назови ласково» « Б ольшой-маленький » «Назови , не ошибись» «Давай поможем!»
На согласование существительных и прилагательных , обозначающих цвет , форму , размер , вкус: «Какой , какая , какое?» «Какого цвета?» «Какой на вкус?» «Письмо с ошибками»
На согласование числительных с существительными: «Мы считаем» «Кто больше назовет» «Расставь картинки»
На образование родительного падежа существительных единственного и множественного числа: «Чего нет?» «Чего не хватает? «Кого нет в ряду?» «Без чего?» «Машин сад» «Закрытая корзина » «Кого без чего не бывает?»
На образование винительного падежа существительных единственного числа: «Чудесный мешочек» «Что достал?» «Что нарисовал?» «Что я несу?» «Из чего что готовят?» «Повар» «День рождения у зайца»
На образование предложного падежа существительных единственного числа: «Где что растет?» «Где лежит?» На образование дательного падежа существительных единственного числа «Что кому нужно?»
На образование творительного падежа имени существительного: «Кто чем защищается?» «Кто с кем?» «Кто чем питается?» На образование сложных слов : « К то что делает?» На образование притяжательных прилагательных : «Чей хвост , чья голова?» «Чьи вещи?» «Найди свой домик» «Путаница »
На образование относительных прилагательных: «Какой сок? «Какое варенье?» «Какой суп?» «Мастер» «Из чего сделана посуда?»
Предложные конструкции: «Где лежат вещи?» «Где стоит машина?» «где что растет?» «Ложка и стакан» «Котенок» «Кормушка» «Незнайка»
На образование приставочных глаголов: «Назови новое «Слово-действие» «Портной» «Ехали мы ехали» «Старик Хоттабыч »
Выводы: В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений , усвоению знаний . Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способом решения тех или иных умственных и практических задач. В работе с детьми с ОНР дидактической игре отводится большое место в коррекционной работе . С помощью дидактической игры ребенок приобретает новые знания, общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, накапливает словарь, учится правильно строить свои речевые высказывания, закрепляется словарь детей ( существительные, прилагательные, глаголы , названия цвета, пространственные понятия , предлоги и т.д .), развивается речь, память , внимание, логическое мышление , зрительная память, закрепляется культура поведения , навыки общения.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи» Воспитатель: Попова Т. А....

Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Дидактическая игра как средство формирования лексикси-грамматических категорий имен существительных у старших дошкольников с ОНР 3 уровня....
«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего возраста...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Дидактические игры, направленные на формирование элементарныхматематических представлений у детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры по развитию количественных представлений&la...
Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматического строя у детей с ОНР
Обобщение опыта работы, применяемые методы и приёмы в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР....