Использование ИКТ в развитии речи
материал по развитию речи по теме

Швидкая Оксана Ивановна

ИКТ в развитии речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_razvitii_rechi.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО –

КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ДЕТСКОМ САДУ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                 

                                                   Воспитатель МБДОУ  № 21

                                                   Швидкая Оксана Ивановна

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

   Современный ребёнок с рождения окружен насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимает всё большее место в деятельности дошкольников. Компьютер приходит к ребёнку как универсальная, увлекательная игрушка, я считаю, педагог должен использовать для разнообразия образовательного процесса.

   Целью моей работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационно – компьютерных технологий в работе ДОУ.

   Компьютер имеет ряд преимуществ:

                              Преимущества

 - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

 - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

 - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

 - проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

 - предоставляет возможность индивидуализации обучения;

 - ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;


 - в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;


    А главное преимущество -  компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Я выбираю те программы, которые отвечают определённым требованиям

                             Требования:


исследовательский характер,

легкость для самостоятельных занятий ребенка,

развитие широкого спектра навыков и представлений,

высокий технический уровень,

соответствие возрасту

занимательность.

 Главное требование – соблюдение норм СанПиНа в котором учитывается размер экрана, высота установки, расстояние.

 В работе с детьми опираюсь на следующие принципы

                                     Принципы

-  от элементарного управления компьютерной программой к

    более сложному;

-  от постоянного руководства к самостоятельной работе;

- чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и

   фронтальной работы;

- частая смена видов деятельности;

- тесная связь компьютерной игры с дидактической;

- подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.

 

 Это даёт наилучшие результаты усвоения детьми программы. Обучение становится занимательным.

 

А ведь ещё К.Д. Ушинский говорил:

                                           « Учите ребёнка каким – нибудь

                                              известным ему пяти словам – он

                                              будет долго и напрасно мучиться, но

                                              свяжите двадцать таких слов с

                                              картинками, он усвоит на лету» .

      При решении задач непосредственно образовательной деятельности в области « Коммуникация» использую компьютер.

    Работа проводится по подгруппам по 6 человек, длится 30 минут и включает в себя 3 этапа

                       ЭТАПЫ:

                 I этап – подготовительный – 10 минут.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.

Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

                   II этап – основной – 15 минут

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

             III этап – заключительный – 5 минут

Необходим для снятия зрительного (проводится гимнастика для глаз), мышечного и нервного напряжений ( физ.минутки, точечный массаж, расслабление под музыку).

   

   Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

    Не для кого не секрет, что у нынешних детей существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения.

   Я считаю, чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Для этого я применяю эффективный способ обучения ребёнка –метод МНЕМОТЕХНИКИ.

     МНЕМОТЕХНИКА – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи

СУТЬ МНЕМОСХЕМ заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

      Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

 - строение рассказа,

 - последовательность рассказа,

 - лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

Где можно использовать карточки – схемы?

 - для обогащения словарного запаса,

 - при обучении составлению рассказов,

 - при  пересказах художественной литературы,

 - при отгадывании и загадывании загадок,

 - при заучивании стихов.

   Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Этапы работы по использованию мнемотаблиц

                                       ЭТАПЫ

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

 2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из  абстрактных символов в образы.

 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по  заданной теме.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у И.И.Назаровой).

      Последовательность работы с мнемотаблицами:

Введение элементов символов (формы, величины, действия).

Использование опорных схем на всех видах деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

Введение отрицаний.

Сочетание символов, чтение цепочки их.

Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующий какое – либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор).

Творческое создание детьми опорных схем.

 РЕЗУЛЬТАТЫ

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям,

к занятию.

Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" - http://dob.1september.ru/ . Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны: детский мир; родительская консультация; мастерская; игротека; будь здоров, расти большой; школа природы; психологическая школа и др.

Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/, где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками. В этом году материалы за все предыдущие годы размещены на одном сайте, что облегчает и ускоряет поиск. Правда внутри странички "Дошкольное образование" материал расположен не по рубрикам, что ускоряло бы поиск, а в алфавитном порядке.

Помощником для развития дошкольников может служить сайт http://bukvar.edu.ru

Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

Иллюстрированный словарь для развития речи - ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению

 Спасибо за внимание.

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться ...

Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника

Это материал о использовании  фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...