Использование ИКТ в развитии речи
материал по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО –
КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ДЕТСКОМ САДУ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель МБДОУ № 21
Швидкая Оксана Ивановна
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Современный ребёнок с рождения окружен насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимает всё большее место в деятельности дошкольников. Компьютер приходит к ребёнку как универсальная, увлекательная игрушка, я считаю, педагог должен использовать для разнообразия образовательного процесса.
Целью моей работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационно – компьютерных технологий в работе ДОУ.
Компьютер имеет ряд преимуществ:
Преимущества - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; - проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; - предоставляет возможность индивидуализации обучения; - ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; - в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; |
А главное преимущество - компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Я выбираю те программы, которые отвечают определённым требованиям
Требования: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, соответствие возрасту занимательность. |
Главное требование – соблюдение норм СанПиНа в котором учитывается размер экрана, высота установки, расстояние.
В работе с детьми опираюсь на следующие принципы
Принципы - от элементарного управления компьютерной программой к более сложному; - от постоянного руководства к самостоятельной работе; - чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы; - частая смена видов деятельности; - тесная связь компьютерной игры с дидактической; - подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности. |
Это даёт наилучшие результаты усвоения детьми программы. Обучение становится занимательным.
А ведь ещё К.Д. Ушинский говорил:
« Учите ребёнка каким – нибудь
известным ему пяти словам – он
будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с
картинками, он усвоит на лету» .
При решении задач непосредственно образовательной деятельности в области « Коммуникация» использую компьютер.
Работа проводится по подгруппам по 6 человек, длится 30 минут и включает в себя 3 этапа
ЭТАПЫ: I этап – подготовительный – 10 минут. Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе. II этап – основной – 15 минут Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. III этап – заключительный – 5 минут Необходим для снятия зрительного (проводится гимнастика для глаз), мышечного и нервного напряжений ( физ.минутки, точечный массаж, расслабление под музыку).
|
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Не для кого не секрет, что у нынешних детей существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения.
Я считаю, чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Для этого я применяю эффективный способ обучения ребёнка –метод МНЕМОТЕХНИКИ.
МНЕМОТЕХНИКА – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи |
СУТЬ МНЕМОСХЕМ заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. |
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико – грамматическую наполняемость рассказа.
Где можно использовать карточки – схемы?
- для обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Этапы работы по использованию мнемотаблиц
ЭТАПЫ 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. |
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у И.И.Назаровой).
Последовательность работы с мнемотаблицами:
Введение элементов символов (формы, величины, действия).
Использование опорных схем на всех видах деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
Введение отрицаний.
Сочетание символов, чтение цепочки их.
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующий какое – либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор).
Творческое создание детьми опорных схем.
РЕЗУЛЬТАТЫ
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям,
к занятию.
Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" - http://dob.1september.ru/ . Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны: детский мир; родительская консультация; мастерская; игротека; будь здоров, расти большой; школа природы; психологическая школа и др. |
Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/, где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками. В этом году материалы за все предыдущие годы размещены на одном сайте, что облегчает и ускоряет поиск. Правда внутри странички "Дошкольное образование" материал расположен не по рубрикам, что ускоряло бы поиск, а в алфавитном порядке.
Помощником для развития дошкольников может служить сайт http://bukvar.edu.ru |
Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.
Иллюстрированный словарь для развития речи - ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению
Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться ...
Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника
Это материал о использовании фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....
Использование мнемотехники в развитии речи детей на материале загадок и скороговорок в группе с трудными детьми
Работа в группе с ОНР, составление загадок....
"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет
Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов. Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов - от простого к сл...
Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»
Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие»....
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...