Чудесное превращение Федоры
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Совершенствовать речь детей как средство общения, работать над её выразительностью.

        Расширять и закреплять знания о творчестве К.И. Чуковского.

        Развивать воображение, эмоциональную сферу, внимание, инициативу, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые образы и предметы.

        Использовать умения детей в пении и движении для создания сценического образа.

Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели» и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию.

Развивать чувство формы и композиции.

Воспитывать интерес к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_fedoru_2.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Рябинушка»

Шатурского муниципального района Московской области

Непосредственно-образовательная деятельность

по образовательной области «Чтение художественной литературы»: творчество К.И. Чуковского через театрализованную деятельность

«Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности (рисование)

на тему: «Чудесное превращение Федоры»

(интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка»)

март 2012

г. Шатура

       Программные задачи.

        Совершенствовать речь детей как средство общения, работать над её выразительностью.

        Расширять и закреплять знания о творчестве К.И. Чуковского.

        Развивать воображение, эмоциональную сферу, внимание, инициативу, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые образы и предметы.

        Использовать умения детей в пении и движении для создания сценического образа.

Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели» и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию.

Развивать чувство формы и композиции.

Воспитывать интерес к народному искусству.

Материалы, инструменты, оборудование. 

Портрет К.И. Чуковского, книги с произведениями писателя. «Волшебный» сундучок с предметами. Атрибуты для костюма Федоры, шапочки с изображениями посуды. Костюмы тараканов. Стилизованные под гжель костюмы (для танца). Макет самовара. Трафареты чашек и блюдец из бумаги , краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки.

Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.

Плакат и комплект карточек «Синяя Гжель». Альбом для детского художественного творчества «Синяя Гжель»

Предшествующая работа.

Чтение произведений К.И. Чуковского, просмотр мультфильмов. Рисование по мотивам произведений писателя. Рисование по мотивам декоративно-прикладного творчества. Упражнения на развитие речи, мимики и жеста.

Ход занятия.

Дети заходят в зал, рассматривают выставку — на ней портрет К.И.Чуковского, книги с произведениями писателя.

Воспитатель обращается к детям:

 Чей портрет вы видите?

 А какие произведения писателя вы знаете?  (ответы детей)

 У меня есть волшебный сундучок — в нем предметы, о которых говорится в произведениях Корнея Ивановича. Я буду по очереди доставать эти предметы, а вы — вспоминать строки произведений. 

(педагог достает из сундучка: телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, калоши, градусник)

 Да, все эти произведения К.И.Чуковского — замечательного детского поэта, веселого и жизнерадостного человека.

           В детстве читать не умели мы сами

           И приставали к папе и маме,

           Слушали сказки все дни напролет.

           Были те сказки наперечет:

           Про Тараканище и Крокодила,

           Про Айболита и Мойдодыра,

           Про Бармалея в сказочном море,

           Про телефон и Федорино горе.

 Дети, а почему Федору постигло горе? (ответы детей)

 Да, ей бы только на печи валяться, да с боку на бок переваливаться.

Ой, неумеха! Ой, грязнуля! Ни в сказке сказать , ни пером описать...

Появляется Федора ( указывает на неубранный стол):

             Не хочу я мыть посуду,

             Лучше пронеё забуду.

             Ох, поспать бы хоть часок,

             Повернуться на бочок.

     

            (берет веник, хочет подмести, передумывает)

             Пол бы надо подмести,

             Да салфетки потрясти...

             Везде крошки , пыль и сор.

             Хоть бы кто-нибудь подмел!

             (обращается к детям)        

 

             Умывалась я когда?

             То ль сегодня, то ль вчера?

             Ай, да ладно, что гадать,

             Лучше лягу я поспать.          (уходит спать)

 

Воспитатель:

Ай! Ай! Ай! Даже посуда собралась уйти от Федоры, обиделась и не хочет у неё жить. Неужели Федора останется совсем одна?

       

                    (выходят дети в роли посуды)

Чашка:      Сколько можно?

                  Мы не мыты.

                  Ручки все с боков отбиты!

Ложка:      Я вся в масле, я вся в саже,

                  Блеска нет на ложке даже.

Скалка:    Я так больше не могу.

                  От Федоры убегу.

Тарелка:  И меня она не мыла.

                  О тарелке позабыла.

Нож:         Я не режу, затупился,

                  В железяку превратился.

Блюдце:   Ах, мы бедная посуда!

                  Жить с Федорой очень худо!

                  От Федоры мы уйдем,

                  Опустеет старый дом.

                        (посуда уходит)

Воспитатель:  Вот беда-то приключилась.

                          Ну, Федора, отличилась!

                          И душа-то не болит,

                          Только охает и спит.

                          Вот уж рады тараканы,

                          Заиграли в барабаны.

                (из-за занавеса выглядывают дети в роли тараканов)

Тараканы:   Сколько крошек на столе!

                      Хватит тут тебе и мне.

                      Эй, мой друг, вперёд за мной,

                      Мы к Федорушке домой!

                            «Марш Тараканов»

              (от звучания тарелок Федора просыпается)

Федора:  Батюшки! Матушки! Спасите! Помогите!

                 Тараканов я метлой!

                 Выметайтесь-ка домой!

Тараканы:  Будем мы с Федорой жить,

                     Не хотим мы уходить!

                (убегают от Федоры, садятся в углу)

Федора:    Вы Федоре помогите!

                   Бедную меня спасите!

                   В доме жить они хотят,

                   Видите, в углу сидят.

Воспитатель:   

 Как такой беде помочь?  Неужели они сильнее чем мы? Дети, давайте поможем Федоре прогнать тараканов.

                            (дети прогоняют тараканов)

 Федора, неужели тебе хочется быть замарашкой и ленивой?

Федора:

Не хочется! А кто научит меня быть аккуратной?

Воспитатель:

А ты бери пример с наших детей. Посмотри какие они красивые, опрятные и аккуратные. Вот и ты иди умойся, причешись, платье смени и возвращайся к нам.  А мы пока потанцуем.

                         

                                  Танец «Гжельский самовар»

Федора:   Я прошу прощенья у моей посуды,

                  Никогда грязнулей больше я не буду!

                  Ах, вернитесь, милые, я вас очень жду!

                  Без моей посуды жить я не могу.

Воспитатель:

- А теперь, Федорушка, для тебя сюрприз.Наши ребята станут гжельскими мастерами и распишут для тебя чайный сервиз.

Преподаватель изодеятельности вывешивает плакат «Синяя Гжель», показывает детям несколько предметов посуды из Гжели и рассказывает:

— Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, — называются «гжель», по названию не большой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают по суду с небесно-голубыми узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей по всей земле — и не только у нас в стране, но в заморских краях.

Ну, конечно же, в первую очередь — это необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий  — яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзилинь!» далеко слышно колокольчик и так же далеко видно бело-синий узор на посуде. Жители деревушки Гжели называют себя — гжельцы, и всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домиков, больше нет ни где. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого белого полотна художник ведёт кисточку с одной-единственной краской — то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладёт краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком... Будто не художник одной - единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. А палочка дирижёра, между прочим, очень похожа на кисть художника. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка — красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям!

Самый любимый узор у мастеров гжели — чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные — декоративные — розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и  рисуют они широкими сочными смелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

Гжельские мастера — большие выдумщики, поэтому и посуду делают самую разную. Тут тебе и чайник, и кофейник, и самовар, и масленка, и молочник. Ну, а чашек, видимо – невидимо: чайные, кофейные, простые и затейливые, с одной и двумя ручками, с крышками и ситечками для чаинок. Некоторые кружки — фигурные: сразу даже и не поймёшь, что это такое, потому что сделаны они в виде льва, коня или рыбы. Да и узоры на гжельской посуде самые разные. Кроме роз и другие цветы встречаются — ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними — птицы, рыбы, деревья и даже целые города. Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы — часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают своими знаменитыми небесными узорами. Вот так!

Воспитатель ещё раз показывает детям несколько предметов гжельского фарфора и предлагает всем вместе нарисовать.

 «Каждый из вас возьмёт трафарет бумаги и распишет красивую посуду сине-белую, будто её сделали мастера из Гжели».

Мы еще не настоящие мастера, гжельским мазочком не владеем, поэтому в наших работах мы будем использовать разные обводочки. Состоят они из полосочек, капелек, точек, завитков». Воспитатель показывает элементы оформления.

Дети рисуют.

В конце занятия составляют из отдельных предметов большую панораму «Посуда для Федоры».

                         (дети дарят Федоре свои работы)

      Дети:     Федора, для вас мы очень старались.

                     Дарим сервиз, чтобы вы любовались.

Федора:      Спасибо, мои дорогие!

                     Уж не буду, уж не буду

                     Я посуду обижать.

                     Буду, буду я посуду

                     И любить и уважать!

Воспитатель:    Ах!, Какая красота!

                            Чашки и блюдца готовы, самовар на столе.

                            Приходите, гости дорогие, мы всем рады!

  Песня «В гости к самовару»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная сказка "Чудесное превращение Федоры" по мотивам сказки К.И. Чуковского "Федорино горе" для детей подготовительной к школе группы

Музыкальная сказка "Чудесное превращение Федоры" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендуется проводить 1 апреля, в день рождения К.И. Чуковского....

Театрализованное представление "Чудесное превращение Федоры"

Театрализованное представление "Чудесное превращение Федоры". Делала в средней группе. Дети исполняли роль "посуды", мышей и тараканов. Взрослые: Сказочница, Федора и Мойдодыр....

«Чудесное превращение Федоры». (Сценарий развлечения для подготовительной группы)

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения для подготовительной группы....

Чудесное превращение Федоры

Утренник 8 марта для детей подготовительной группы...

Сценарий театрализованной постановки «Чудесное превращение Федоры» по стихотворению К. И. Чуковского «Федорино горе » для детей среднего дошкольного возраста

Участие в театрализованной потсановке позволяет развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; учит перевоплощаться в роли, импровизировать; развивает творческую выразительност...

Сценарий 8 марта «Посиделки с Василиной или чудесное превращение Федоры» для средней группы

Цели:1. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.2. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.3. Развивать желание участвовать в празднике, быть причаст...

Чудесное превращение Федоры

quot;Чудесное превращение Федоры" сценарий праздника 8 марта...