Занятие по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришёл?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Занятие по развитию речи на тему:
«Откуда хлеб пришёл?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_hleb_prishel_z._n._g.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района
Занятие по развитию речи на тему:
«Откуда хлеб пришёл?»
/ старший возраст/
Воспитатель
МБДОУ № 30 «Снегурочка»
Зинкина Н. Г.
г. Альметьевск, РТ
Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной
природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда. Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.
Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.
Материал к занятию: колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/. Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.
Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.
Ход занятия:
В: Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне. /Игра «Откуда пришёл хлеб?»/.
- откуда хлеб пришёл? – Из магазина.
- А в магазин как попал? – Из пекарни.
- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.
- Из чего? – Из зерна.
- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
- Откуда пшеница? – Выросла в поле.
-Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.
- А что они делают? – Хлеб убирают.
В: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Д: О хлебе.
В: Правильно. Говорить мы будем о хлебе. Давайте представим, что мы с вами дома. Наступило утро, вы уже успели проснуться, умыться, может быть сделали зарядку и сели за стол завтракать. Уже завтракать сели наверняка, без этого ни один день не проходит. И что бы вам мама не делала на завтрак: картошку, кашу или чай, на столе обязательно будет хлеб. Черный или белый.
Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он берётся.
В: Теперь проходите, садитесь на стульчики. Сейчас мы поговорим, откуда хлеб пришёл.
В: Много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба.
В: Садитесь поудобние, спинки выпрямили, ножки поставили вмести.
В: Самые первые на поле выезжают, какие машины?/Показ иллюстрации/.
Д: Первыми на поле выезжают трактора.
В: Что тащат трактора за собой?
Д: Трактора тащат за собой плуг.
В: Какую работу выполняет трактор с плугом?
Д: Трактора пашут землю.
В: Повтори Булат, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущей ответ/.
В: Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано, взборонено-трактора уже тащат по нему что?
Д: сеялки.
В: правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю?
Д: Трактора по полю тащат сеялки.
В: Алия повтори.
Д: Трактора по полю тащат сеялки.
В: Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых».
Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/.
В: Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?
Д: колосья пшеницы.
В: Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко-это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда.
В: Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются?
Д: Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры».
В: Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра.
- Ребята, кто управляет комбайном?
Д: комбайном управляет комбайнёр.
В: Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/.
В: Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает-отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на грузовых машинах везут мельницу.
В: Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это слово.
Д: Элеватор.
В: Значит, куда везут машины зерно?
Д: Машины зерно везут на элеватор.
В: На элеваторе, что происходит с зерном?
Д: Тут зерно превращается в муку.
В: Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше.
В: Теперь надо замесить тесто. Вы, наверное, все видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку, наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с мукой. Если эту работу довести до конца, то из него можно лепить всё, что хочешь, можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку.
В: Сейчас Миша прочитает стихотворение.
Каравай.
Я. Дягутите
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле!
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь,
Если лодырем стану.
Вот увидишь,
Тебе горевать не придёться
… Пусть не плачет мой хлеб
Пусть он только смеется!
В: Спасибо Миша. Понравилось вам стихотворение.
Д: Да.
В: Я хочу вам рассказать, что раньше не было пшеницы. И первым «хлебом» для человека были орехи, жёлуди дуба. Сначала жёлуди вымачивали, так как они горьки, а потом сушили, растирали между плоских камней в муку, из которой готовили лепёшки, кашу. Постепенно люди научились выращивать пшеницу. Много времени прошло с тех пор, много нужно было сделать открытий изобретений, чтобы получить хлеб. Современным хлебом человечество обязано Египту: греки и рем ляна впервые попробовали на берегах Нила, изумительный по вкусу мягкий и пористый хлеб. Где бы не появился человек, он первым делом распахивал землю и сеял зерно.
Физкультминутка.
Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель-всередине круга.
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс - нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Колосья – нет колосьев.
Комбайн – нет комбайнов.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
В: Отгадай легко и быстр:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый
И бывает… подгорелый!
Д: Хлеб.
В: Молодцы, правильно! Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай». Ребята, кто загадает загадку?
Д: Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
/ Хлеб/
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
/Колос/
Мнут и катают
В печи – закаляют.
А потом за столом
Нарезают ножом
/Хлеб/
В: В старину люди сочиняли заклички. Чтобы был хороший урожай пшеницы. Заклички нам прочитают Алмаз и Яна.
Д: Дождик, дождик, пуще –
Дай хлеба гуще!
Дождичек, росе, росе,
Хлебушек, расти, расти!
Мочи, мочи, дождь
На нашу рожь.
На бабушку пшеницу,
На дедушку ячмень
Поливай весь день.
В: По телевизору есть передача «Самый умный». Все наверно её видели Вот сейчас мы тоже поиграем в игру «Самый умный».
Поле, На котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.
Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.
Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.
Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.
Мука изо ржи. /Ржаная мука/.
Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.
Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.
В: Молодцы! Быстро, а самое главное правильно ответили на все мои вопросы.
В: Сейчас Максим прочитает нам стихотворение, которое называется «Рожь поспевает».
Рожь поспевает.
С. Жупанин.
На горе за рощей
Зреет хлеб хороший:
Зёрна наливаются
В ласковом тепле, Колоски тяжёлые
Наклонили головы
Благодарно кланяются
Матери – Земле.
В: Спасибо, Максим. Следующая игра «Родственные слова»
Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.
Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.
Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.
Посуда для хлеба. /Хлебница/.
Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.
Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.
Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.
В: Я хочу, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение о хлебе.
На мельнице.
Поглядите, в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет всё зерно мукою.
Потечёт мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
В: Молодцы, Алия! Спасибо!
В: Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке.
- Ребята что я сказала?
Д: Пословицу.
В:А вы знаете пословицы о хлебе?
Д: Хлеб – всему голова.
Хлеб – наше богатство.
Много снега – много хлеба.
Без хлеба – половина обеда.
Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
Хлебушек ржаной – отец наш родной.
С хлебом русский человек – богатырь из века век.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
В: сегодня мы говорили о хлебе: загадавали загадки. Слушали стихи о хлебе, заклички, а сколько много пословиц мы услышали о хлебе. Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб. А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание.
На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.
В: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Хочу закончить занятие о хлебе такими словами. А скажет их Рената.
Слава хлебу.
С. Погореловский.
Слава хлебу на столе!
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Охраняло, берегло!
Используемая литература:
Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. – М . , 2006 г.
Журнал «Книжки, нотки и игрушки – для Катюшки и Андрюшки». № 4
1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».
I. Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб» II....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""
Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Хлеб - наше богатство"
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать предс...
Открытое занятие в старшей группе по теме: «Откуда хлеб пришел?»
Пополнить и углубить знание детей о пользе и бережном отношении к хлебу, кто его выращивает и печет, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения....
Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришел" старший дошкольный возраст
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришёл?"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...