"Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Попова Елена Юрьевна

 

Развивать умение детей составлять рассказ с заданными словами, сочетая их по смыслу.

Способствовать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное.

Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемотаблице.

Активизировать в речи однокоренные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка снежный, заснеженный, зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка – зима, зимовщик).

Продолжать учить детей составлять предложения из 2, 3, 4 слов по схеме.

Продолжать учить детей разгадывать кроссворд.

Продолжать учить детей рисовать деревья, используя нетрадиционные способы “Монотипия”, “Прижми и отпечатай”.

Прививать детям любовь к природе, через чтение стихов, составление рассказов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zima.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Санаторный»

Воспитатель:

Попова Елена Юрьевна

Занятие по развитию речи старшая группа

 «Зимушка-зима»

Программное содержание:

Развивать умение детей составлять рассказ с заданными словами, сочетая их по смыслу.

Способствовать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное.

Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемотаблице.

Активизировать в речи однокоренные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка снежный, заснеженный, зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка – зима, зимовщик).

Продолжать учить детей составлять предложения из 2, 3, 4 слов по схеме.

Продолжать учить детей разгадывать кроссворд.

Продолжать учить детей рисовать деревья, используя нетрадиционные способы “Монотипия”, “Прижми и отпечатай”.

Прививать детям любовь к природе, через чтение стихов, составление рассказов

Материалы: бумага, кисточки, краска белая, кроссворд, мнематаблица “Зима”, мнемотаблица для составления предложения.

Ход занятия:

Отгадайте – ка, ребятки,

Про кого моя загадка?

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зимушка – зима)

Сегодня с вами на занятии мы поговорим о зиме. Закройте глазки и представляйте все, о чем я буду рассказывать (включается тихая мелодия).

На улице все белым, бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами, ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки; пушистые снежинки облепили все веточки. Но стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веточки. Это так красиво! Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, стать настоящей снегурочкой. Огромные сугробы у дорог. Как хорошо с разбегу упасть в сугроб и полежать, раскинув руки! А потом поиграть в снежки, да так, чтобы снег попал даже за шиворот. Холодно. Мороз щиплет щеки, нос, но все - таки здорово!

Ребята вы любите Зимушку – зиму? А какие признаки знаете, по которым можно определить, что это Зима? А чтобы вам было легче работать, будем использовать таблицу.

А какие зимние приметы вы знаете, я сейчас проверю?

Проводиться речевая игра “Зимние приметы” Степанова.

В: Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом…

Д: Значит, ясно будет днем

В: Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завес,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

Д: Жди метели

В: Если рыбы зимним днем

Ходят прямо подо льдом

И о лед стучит хвостом-

Значит, без сомнения…

Д: Ждите потепления

В: Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

Д: Будет ясно и морозно.

Молодцы хорошо знаете приметы зимы. А когда на улице много снега, что делают дети, когда гуляют? Лепят фигурки.

Давайте и мы с вами слепим снеговика. (Массаж биологически активных зон)

Раз и два, раз и два                                    Имитируют лепку снежков

Лепим мы снеговика Мы покатим снежный ком,                      Поочередно проводят ладонями

                                                                      по шее справа и слева

Кувырком, кувырком

Мы его слепили ловко,                             Проводят пальцами по щекам сверху вниз

Вместо носа есть морковка,                       Растирают указательными пальцами крылья носа

Вместо глазок – угольки,                            Прикладывают ладони ко лбу “козырьком” и энергично растирают лоб

Ручки- веточки нашли                               Трут ладонями друг о друга

А на голову – ведро                                     Раздвигают указательный и средний пальцы “вилочкой” и растирают точки перед ушами и за ними

Посмотрите, вот оно!                                 Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой

А сейчас послушайте внимательно стихотворение и ответьте мне на такой вопрос. В каком зимнем месяце бывают эти приметы?

Ветры, вьюги, ураганы, дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко, вейтесь над землею,

Пусть бежит в полях поземка белою змеею.

Правильно это бывает в феврале. А какой самый главный признак февраля мы узнаем, разгадав кроссворд. Слушайте загадку, отгадав ее, запишите в клеточки. Получите ключевое слово. Это и будет главный признак февраля.

Одеяло белое не руками сделано

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (снег)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло (лед)

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

Я пушиста и бела,

Ребятишкам я мила

Позволяю им кататься

И на горке и на льду (зима)

Как на небе с севера

Плыла лебедь серая

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да перышки (снегопад)

Сейчас я вам прочитаю рассказы, вы должны будете найти, то, что на самом деле не бывает, т.е. небылицу. (Чтение текста)

Наступила зима. Собрались мы в лес за грибами и взяли с собой корзинки. До леса было недалеко. Нужно было пройти через мост. В лесу росли ягоды, цветы, пели птицы. Мы собрали много грибов. Веселые и довольные вернулись домой. Теперь на обед у нас будет вкусный суп.

Пришла зима. Дни стали длиннее, чем ночи. Лиственные и хвойные деревья стоят голые. Хорошо живется зимой птицам: корма много. Медведь ложится в берлогу, люди надевают теплые вещи: куртки, сапожки.

Физминутка. “Белый снег”

Белый снег пушистый

В воздухе кружится (покачивание руками)

И на землю тихо

Падает ложится (присели, руки опустили)

И под утро снегом (встали, покружились)

Поле забелело (руки на поясе, повороты вправо, влево)

Точно пеленою

Все его одело (присели, руки опустили на пол)

Ребята, отдохнули, представили, что вы снежинки. А теперь вспомните слова, родственные словам “снег”, “снежок”, “снежинки” (если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы)

Как сказать о горке, сделанной из снега? (снежная)

Какими словами можно назвать снежную бабу? (снеговик)

Как называются цветы, первыми расцветающие в лесу, когда еще лежит снег? (подснежники)

Объясните, почему подснежники так называются?

(они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом)

Придумайте предложения со словом снег, по схемам.

________ __________.

________ __________ _________.

________ __________ _________ ________.

Составление описательного рассказа о зиме.

Мы сегодня с вами очень много узнали о зиме, о красоте зимнего леса, сейчас я вам предлагаю нарисовать зимний лес. Показ образца. Зимний лес будем рисовать нетрадиционным способом “Монотипия”. Сначала вы должны будете нарисовать рисунок на доске, а затем прикладываем чистый лист бумаги, проглаживаем и аккуратно убираем лист. Приступаем к работе.

Что сегодня мы с вами делали на занятии? Дети дают ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...