Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве художников»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства. Прекрасное в природе было и остаётся предметов художественного освоения её. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Творчество И.И. Шишкина как нельзя лучше подходит для первичного ознакомления детей с природой в форме изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_priroda_v_tvorchestve_hudozhnikov.docx | 234.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого занятия
в подготовительной группе
«Природа в творчестве художников»
(Финошкина Надежда Николаевна воспитатель МДОУ ДС № 41
посёлка Приморского Темрюкского района Краснодарского края)
Введение.
Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства. Прекрасное в природе было и остаётся предметов художественного освоения её. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Творчество И.И. Шишкина как нельзя лучше подходит для первичного ознакомления детей с природой в форме изобразительного искусства.
Задачи:
Дать детям возможность увидеть и услышать мир, окружающий их через произведения изобразительного искусства.
Познакомить с творчеством русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.
Воспитывать у детей умение восхищаться красотой природных форм, замечать в картинах всё значимое и выразительное, любоваться изображенной художником родной природой.
Закрепить полученные знания при помощи мнемотаблиц.
Обогащать словарный запас детей словами (этюдник, подлинник).
Материал:
Репродукция картины И.И. Шишкина: «Утро в сосновом лесу».
Этюдник с набором кисточек и красок, бумаги.
Обертка от конфет «Мишка».
Аудиозапись «Шум леса».
Мнемотаблицы.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов И.И. Левитана «Хмурый день», «Золотая осень», «Весной в лесу», И.И. Шишкина «Родник в лесу», «Лес вечером», «Корабельная роща», «Зима».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отправимся в путешествие, в которое нас приглашает художник, больше всего любивший изображать на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые: Иван Иванович.
Воспитатель: А чем отличается обыкновенный путешественник, от художника-путешественника?
(Ответы детей).
Воспитатель: Оказывается, художник, чтобы запомнить и рассказать другим увиденное, вовсе не ведет запись в книжке, а быстро все зарисовывает. С собой художник берет «этюдник» (ящик). В нем лежит все самое необходимое (раскрыть этюдник и рассмотреть).
Воспитатель: Что у художника в этюднике?
(Дети показывают и называют: кисточки разных размеров, краски в тюбиках, гуашь, листы бумаги).
Воспитатель: И так, этюдник собран, можно отправляться в путь с художником.
(Обратить внимание детей на картину «Утро в сосновом лесу»).
Воспитатель: Дети, посмотрите на картину, полюбуйтесь медведями. Глубоко подышите возле картины.
– Какой запах вы чувствуете в этом лесу?
(Ответы детей).
Запах хвои и влажного мха, или шоколадной конфеты, которую заворачивают фантиком с медведями? Но на обертке лишь фрагмент, крохотный отпечаток с этой картины.
А здесь подлинник «Живая» – настоящая картина – «Утро в сосновом лесу» – написанная Иваном Ивановичем Шишкиным более 100 лет назад.
Рассмотрите ее внимательно, как будто сами очутились в этом лесу.
Проводится пластическая игра «Войти в картину».
(Воспитатель собирает детей в три группы: дети будут входить в картину слева, с центра и справа).
Детям необязательно перешагивать через рамку картины или заграждения. Просто, стоя на месте, должны сказать, что с ними произойдет, если они окажутся внутри пейзажа.
Воспитатель: Входить в картину очень опасно, потому что этот уголок леса принадлежит медведям.
I группа. Входит в пейзаж слева.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы в уголке леса. Слева растет корень сухого дерева. Кажется, что это громадный леший поднимается из-под земли. (Предложить детям присесть, сжимаясь в комочек на корточки, чтобы леший их не заметил).
II группа. Заходит в картину из центра.
Воспитатель: Изображают действо особенно осторожно «на цыпочках», затаив дыхание, т.к. медведица, присматривающая за медвежатами, может услышать хруст, лежащего под ногами валежника (веток) и обернуться.
III группа. Заходит в картину справа.
Воспитатель: Высоко поднимая ноги, перешагивают через сухой, обломленный ствол и неожиданно падают в овраг (на пол) или медвежью берлогу. Падающие, успевают протянуть руки и ухватиться за сухие ветви и сучья.
(Разыграв действо, каждая группа, внимательно вглядываясь в картину должна ответить на вопрос, заданный воспитателем с помощью мнемотаблицы.)
Прячась от лешего, вы схватились за ствол засохшего дерева.
Пожалуйста, посмотрите и скажите какой, стала ваша рука – осталась сухой или покрылась влагой?
(Ответы детей с помощью мнемотаблицы 1: ствол левого дерева мокрый, на нем заметна утренняя роса и руки от росы остались влажными).
Услышала ли медведица ваши шаги «на цыпочках»?
(Ответы детей с помощью мнемотаблицы 2: медведица не услышала шагов, иначе бы она обернулась).
Смогли ли вы удержаться на сухой ветке или все таки свалились вниз – в овраг (или медвежью берлогу)?
(Ответы детей с помощью мнемотаблицы 3: сучья навряд ли выдержали бы тяжесть падающего тела, ведь художник изобразил их абсолютно высохшими и трухлявыми).
Воспитатель: А как удалось Шишкину показать, что в лесу наступает именно утро?
(Ответы детей: сквозь деревья проступают первые лучи солнца, и художник для изображения выбрал светлые тона красок).
Воспитатель: Давайте снова перенесемся в картину и тихо-тихо «постоим» в лесу. (Включить аудиозапись «шум леса»).
Эту картину писали 2 художника. Иван Иванович Шишкин обратился за помощью к своему другу – художнику Константину Савицкому.
Воспитатель: А какая же помощь понадобилась великому художнику. (Ответы детей).
Воспитатель: Оказывается Шишкин относился к себе очень критически и понимал, что обитателей леса он не сможет нарисовать также достоверно, как лес. Поэтому попросил изобразить их своего друга Константина Савицкого. К сожалению, подпись этого художника на картине впоследствии стерли. Но сделал это не И.И. Шишкин, а владелец картины Павел Михайлович Третьяков.
Воспитатель: Хранится эта картина «Утро в сосновом лесу» в Третьяковской галерее в городе Москве. Создал эту картинную галерею Павел Михайлович Третьяков. В ней собраны произведения русских художников.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами узнали, что картины помогают людям видеть прекрасное в природе, являются неисчерпаемым источником красоты.
Вот кисть берёт, палитру выбирает,
Взглянув на радугу
Он вдохновение зовёт…
Все замерли, вдохнули воздух,
Художник не спешит…
Он вскоре нарисует звёзды,
И целый мир, и жизнь, что в нём кипит!
Заключение:
Такое эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, помогает воспитывать у детей знакомство с творчеством художников, писавших пейзажи, рассматривание их картин и постоянная работа воспитателей ДОУ в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе по теме: "Автоматизация, дифференциация звуков Р и Рь"
Закрепление навыка правильного произношения и различения звуков Р и Рь в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стихах; развитие фон...
Собственная методическая разработка открытого занятия НОД в подготовительной логопедической группе «Дифференциация С-Ш-З-Ж»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация С-Ш-З-Ж" по лексической теме "Почта"....
Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Люби и знай свой город"
Конспект НОД по окружающему миру. Цель: Закрепить и обобщить знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях....
Методическая разработка открытого занятия по аппликации в подготовительной группе по теме "Рыжий кот"
Методическая разработка открытого занятия посвящена Дню рождения открытки в подготовительной группе по теме "Рыжий кот". На занятии используется художественное слово, демонстрация разных видов открыто...
Методическая разработка.Открытое занятие по художественному творчеству (рисование) в средней группе «Осеннее дерево»
Программные задачи:а) образовательные задачи: продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно, держать кисть и аккуратно пользоваться краской. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол,...
Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы.
Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы. ...