Собственная методическая разработка открытого занятия НОД в подготовительной логопедической группе «Дифференциация С-Ш-З-Ж»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузьменко Ирина Ростиславовна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация С-Ш-З-Ж" по лексической теме "Почта".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия НОД

в подготовительной логопедической группе

ОО «Познание», «Коммуникация», «Социализация, «Речевое развитие».

Тема: « Дифференциация С-Ш-З-Ж».

Лексическая  тема: « Почта»

Коррекционно-образовательные цели:

1. Формирование представлений о труде работников почты, о важности их труда.

2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

3. Совершенствование грамматического строя речи (предлоги), навыков звукового анализа.

4. Совершенствование навыка составления слов из слогов, навыка чтения.

5. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.

2. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

3. Развитие навыков ориентирования на плоскости, тактильной чувствительности.

Коррекционно-воспитательные цели:    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:    Большая песочница, малые песочницы, игровое пособие «Сенсино»,  логопедический коврик, форма почтальона,  конверты с заданиями, индивидуальные карты , посылочная коробка, почтовый ящик, газеты, журналы, открытки.

Ход  занятия.

I. Организационный момент.

     Большая песочница.    –Ребята, вчера мы с вами построили в нашей песочнице деревню Простоквашино. Представим себе, что мы приехали сегодня в гости к нашим друзьям на машине. Въезжаем в деревню и видим дом Матроскина и Шарика. Где он от дороги – справа или слева? Где почта? Кто стоит около почты? Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с работой почты.

     Домики букв, портреты букв.   –А ещё сегодня мы будем говорить о четырёх буквах, которые последними заселились в домик. А в какой домик? (В домик согласных букв.) А вот и портреты этих букв. ( С, З, Ш, Ж ).

II. Уточнение артикуляции звуков С,З,Ш,Ж.

1)  Артикуляция свистящих звуков С,З (зеркала):  -Покажите, как работают губы (карточки), как работает  язычок (варежка-«язычок»)?

2)  Артикуляция шипящих звуков Ш,Ж (зеркала) (аналогично).  

III. Характеристика звуков.

1)  Звукоподражание.  –Чья песенка у звука С? З? Ш? Ж? (водички, комарика, шипящей кошки, жука)

2)  Буквы-книжки ( на доске). –Какие это буквы? ( С,З,Ш,Ж - согласные). Буквы мы видим и пишем.  Когда их называем, мы произносим  и  слышим звуки. (  картинки: глаза, рука с карандашом – рот, ухо ).

3)  Звуки  З,Ж – звонкие,  С,Ш – глухие (контроль рукой, прикрытыми ушками).

4)  Всегда твёрдые: Ш,Ж;   бывают  твёрдые и мягкие: С,З.

IV. Фонематические упражнения.

1)  Произносится ряд звуков   С, Ш, Ж, З, С, Ж, Ш, З.  При произнесении звонких звуков  дети  звенят колокольчиком, при  глухих – останавливают  звучание.

2)  Упражнение  «Подружи звуки» .  Дети  «ловят»  по звуку в каждый кулачок  (согласный и гласный)  и «выпускают»  их  вместе.

V.  Работа по лексической теме «Почта».

-Наши друзья из Простоквашино  отправили нам письма. Кто будет сегодня почтальоном и доставит их нам? (Ребёнок надевает форму). Адреса у вас на столе. Такой же адрес на конверте. ( Почтальон озвучивает адрес: у кого синий дом с красной крышей? Получите письмо!- Спасибо.)

Дети достают из конвертов содержимое (листы с заданием и семафоры с буквами)

VI.  Буквенные упражнения.

1)  Профилактика оптической дисграфии.

 Выполнение заданий на листах (обвести кружком правильно написанную букву, подчеркнуть в ряду схожих букв заданную, дописать недостающие элементы букв, зачеркнуть букву, отличающуюся от остальных).

-Положите выполненные задания в конверты. Мы их отправим в Простоквашино.

                П А У З А

2)  Письмо букв  С,З,Ш,Ж  в малых песочницах.

Упражнение «Божьи коровки  пишут буквы»   (каждый ребёнок пишет свою букву)

3)  Работа с игровым пособием «Сенсино».

Дети наощупь находят свои буквы в «норках»  и  переносят их на свои написанные буквы.

VII. Слоговые упражнения.

Упражнение «Эхо». Дети держат семафор со своей буквой, логопед показывает гласную букву, дети поочерёдно  читают получившийся слог.

VIII. Выделение звуков на уровне слова.

1)  Логопед  называет слова:  сумка, кошка, ёжик, коза, школа, песок, зонтик, жаба.

Показывает семафор со своей буквой тот  ребенок, который услышит свой звук в слове.

                        П А У З А

2)  Логопедический коврик ( 16 квадратов с картинками ).

У детей по 4 фишки с буквами. Они должны найти 4 картинки со своим звуком и накрыть их фишками.

IX. Составление предложений.

Упражнение «Подружи слова». Дети садятся около логопедического коврика, логопед выбирает  4 картинки на логопедическом коврике и предлагает детям деформированные предложения :

        Лиса, по, лес, ходить.

        Весна, с юг, прилетать, журавль.

        Купить, мама, шапка, в, магазин.

        В, сад, красный, роза, расти.

X. Упражнение в  чтении  слов и грамматические упражнения.

У детей карточки:        

               

     сад           коса

           

     шуба        душ

     зуб           коза

           

     жук          кожа

- Подготовиться  к чтению слов (определить слияния  карандашом )

- Прочитать слова.

- Изменить слова, чтобы они называли много предметов.

- Назвать эти слова ласково.

XI. Работа по индивидуальным картам.

- Мы сегодня повторили  всё, что знаем о буквах и звуках С, З, Ш, Ж.

( В почтовом ящике  конверты )  - Составьте  историю про свою букву.

XII.  Соберём  посылку  в  Простоквашино.

(На столе лежат игрушки. )  -Выберите по две игрушки со своим звуком в их названии и положите в посылочный ящик.

-Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

XIII.  Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве художников»

Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества.  Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства...

Собственная методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе по теме: "Автоматизация, дифференциация звуков Р и Рь"

Закрепление навыка правильного    произношения и различения звуков  Р и   Рь  в   слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и стихах; развитие фон...

Методическая разработка логоритмического занятия с детьми логопедической группы «Лесной оркестр» (модификация арт-терапевтической работы в русле музыкотерапии)

Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников подготовительной группы.Программные задачи:Коррекционно-образовательные:- расширение представлений об использовании музыкальных инструментов;- обога...

Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Люби и знай свой город"

Конспект НОД по окружающему миру. Цель: Закрепить и обобщить знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях....

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной логопедической группе "Солнышко".

Тема: «Цели и задачи коррекционной работы в подготовительной логопедической группе».Цель: - моделирование перспектив взаимодействия педагогов и родителей воспитанников на новый учебный год...