Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (2-2,5 лет)
материал
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_urovnya_psihicheskogo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta_2-25_let.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (2-2,5 лет)
Испытуемый, Даниил П., 2,5 года.
1. Исследование восприятия
Пространственный гнозис
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Пример инструкций:
«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».
Нормативы:
□ 2,5-3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются;
□ 3,5-4 года — выполняют все задания [7].
Результаты исследования: Выполнил верно все перечисленные просьбы из инструкции, кроме «Достань из-под коробки». После того, как ему показали и несколько раз повторили то же самое действие, легко стал выполнять инструкцию по отношению к другим предметам. Таким образом, уровень развития пространственного гнозиса испытуемого соответствует возрасту.
Предметный гнозис
Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (например, карточки «Лото малышам»).
Инструкция:
1) покажи, где нарисован ...? (название предмета);
2) что нарисовано? или что это?
Нормативы:
В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.
В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года знает и называет все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь [7].
Результаты исследования: испытуемый показал и назвал 5 предметов из 10 предложенных, а также назвал многие предметы из групп.
Это означает, что предметный гнозис у испытуемого развит соответственно возрасту.
2. Исследование внимания
Методика «Зрительный диктант»
Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).
Нормативы:
□ для детей 2-2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;
□ для детей 3-4 лет — найти две повторяющиеся картинки;
□ для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.
Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики), как можно быстрее, но не ошибайся».
Анализ результатов:
Оценивается скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.
Нарушения внимания:
1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);
2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);
3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;
- ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации) [7].
Результаты исследования:
Нашел две повторяющиеся картинки на таблице, уложившись в определенное время. Таким образом, уровень развития внимания испытуемого соответствует возрасту.
Заключение: по результатам проведенных методик было установлено, что предметный и пространственный гнозис, а также уровень внимания у испытуемого Даниила П., 2,5 лет, развиты соответственно возрасту. В целом при исследовании испытуемый без проблем понимал инструкции, быстро и точно выполнял задания, отмечается адекватность действий, заинтересованность, положительно относится к принятию помощи, имеется установка на результат, выражены обучаемость, реакция на успех.
- Список литературы
- Анастази А., Урбина С. Психодиагностика. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2008.- 688 с.
- Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
- Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2007. — 688 с.
- Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006.
- Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 1, 2, 3. – Минск, 2005.
- Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. – СПб.: Речь, 2003. - С. 383-385.
- Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.- 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста».
Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят и...
Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста
Диагностический опросник детей 1,2,3,4 года жизни...
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ
Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)...
Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста
Педагоги групп раннего возраста (особенно малоопытные) сталкиваются с массой вопросов: Как проводить диагностику НПР детей? Что и куда фиксировать? Представленный материал поможет также и малоопытным ...
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста.Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой ...
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИНЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
"Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л
quot;Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л....