Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (2-2,5 лет)
материал

Чижикова Марина Германовна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (2-2,5 лет)

Испытуемый, Даниил П., 2,5 года.

1. Исследование восприятия

Пространственный гнозис

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5-3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются;

3,5-4 года — выполняют все задания [7].

Результаты исследования: Выполнил верно все перечисленные просьбы из инструкции, кроме «Достань из-под коробки». После того, как ему показали и несколько раз повторили то же самое действие, легко стал выполнять инструкцию по отношению к другим предметам. Таким образом, уровень развития пространственного гнозиса испытуемого соответствует возрасту.

Предметный гнозис

Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (например, карточки «Лото малышам»).

Инструкция:

1) покажи, где нарисован ...? (название предмета);

2) что нарисовано? или что это?

Нормативы:

В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года знает и называет все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь [7].

Результаты исследования: испытуемый показал и назвал 5 предметов из 10 предложенных, а также назвал многие предметы из групп.

 Это означает, что предметный гнозис у испытуемого развит соответственно возрасту.

2. Исследование внимания

Методика «Зрительный диктант»

Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Нормативы:

для детей 2-2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3-4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики), как можно быстрее, но не ошибайся».

Анализ результатов:

Оценивается скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;

  1. ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации) [7].

Результаты исследования:

Нашел две повторяющиеся картинки на таблице, уложившись в определенное время. Таким образом, уровень развития внимания испытуемого соответствует возрасту.

Заключение: по результатам проведенных методик было установлено, что предметный и пространственный гнозис, а также уровень внимания у испытуемого Даниила П., 2,5 лет, развиты соответственно возрасту. В целом при исследовании испытуемый без проблем понимал инструкции, быстро и точно выполнял задания, отмечается адекватность действий, заинтересованность, положительно относится к принятию помощи, имеется установка на результат, выражены обучаемость, реакция на успех.


  1. Список литературы

  1. Анастази А., Урбина С. Психодиагностика. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2008.- 688 с.
  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
  3. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2007. — 688 с.
  4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006.
  5. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 1, 2, 3. – Минск, 2005.
  6. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. – СПб.: Речь, 2003. - С. 383-385. 
  7. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.- 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста».

Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят и...

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста

Диагностический опросник  детей 1,2,3,4 года жизни...

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ

Авторы: Л.С.Рычкова, Г.Н.Лаврова«Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 –летнего возраста»( учебно- практическое пособие, Челябинск, 2000 год.)...

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста

Педагоги групп раннего возраста (особенно малоопытные) сталкиваются с массой вопросов: Как проводить диагностику НПР детей? Что и куда фиксировать? Представленный материал поможет также и малоопытным ...

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста.Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой ...

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИНЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

"Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л

quot;Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л....