занятие по развитию речи :Зимние истории" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

 

Тема: «Зимние истории»

Программное содержание: Связная речь: учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, воспитывать умение отбирать для рассказа интересное содержание, давать сравнительную сравнительную характеристику определенным признакам;

Словарь: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных);

Продолжать учить детей выражать в своем творчестве художественный образ зимы. Самостоятельно находить содержание для изображения характерных признаков данного времени года;

Продолжать учить правилам безопасности в общественном транспорте.

Предварительная работа: чтение и заучивание наизусть стихотворений о зиме, чтение и пересказывание рассказов о зиме, рассматривание и рассказывание по картинам с зимними пейзажами, знакомство с художниками и их произведениями посвященными зимней тематике.

Материал: письмо в красочном конверте, 1\2 альбомного листа, цветные карандаши, глобус, картинки животных жарких стран, пальмы, картинки с изображением кактусов, кукла «папуас», «снежки» из марли или ваты, ширма, музыкальное оформление: звуки самолета (взлет, посадка), песня В. Толкуновой «Кабы не было зимы…», «Зимняя сказка», поднос с фруктами.

Ход занятия:

Дети входят в группу (здороваются с гостями).

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами…

(стук в дверь)

Входит почтальон: Здравствуйте ребята!  Это 11 группа? Вам письмо.

Воспитатель: Странно… Кто бы мог написать нам письмо? И конверт какой красивый, посмотрите ребята.

(Дети рассматривают красочный конверт)

Воспитатель открывает конверт, достает письмо и начинает читать.

 

Письмо

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам девочка из далекой жаркой Африки. Зовут меня Лилу. Мне 7 лет.

В нашей стране всегда лето. Всегда светит жаркое солнце, цветут цветы и поют птицы. Я слышала, что на свете есть страна, где есть не только лето, но и зима. К сожалению, я не знаю, что же это такое – ЗИМА. Ребята, помогите мне узнать, приезжайте к нам в Африку и расскажите мне об этом прекрасном времени года.

С нетерпением жду вас у себя в гостях.

ЛИЛУ.

Воспитатель: Ребята, придется нам отложить все наши дела и принять приглашение. Как вы думаете?

(Дети соглашаются)

Ребенок: А в гости без подарка нельзя ехать!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это вы верно подметили. Я предлагаю вам в качестве подарка нарисовать рисунки, которые помогут нашему новому другу понять – что же такое ЗИМА.

Дети соглашаются и садятся рисовать.

Воспитатель: Ребята, скажите, что можно нарисовать о зиме.

Дети: снеговика, елку в снегу, снежинки, морозные узоры.

(Дети рисуют, звучит легкая музыка).

После выполнения работы воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь у них получится настоящий зимний альбом для Лилу.

Воспитатель: Теперь можно отправляться в путь!

Ребенок: Интересно, а где она – эта Африка?

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на глобусе.

Воспитатель показывает детям на глобусе Африку. Дети сами находят Россию.

Воспитатель: Как вы думаете, далеко находится Африка от России.

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, далеко. На чем же мы туда доберемся? Ребята как вы думаете? Какие виды транспорта вы знаете?

(ответы детей).

Ребенок: Я думаю, что лучше лететь на самолете.

Воспитатель соглашается и приглашает детей сесть в самолет.

Дети рассаживаются. Воспитатель напоминает, что необходимо пристегнуться в целях безопасности.

(Звучит гул самолета – происходит «взлет» самолета).

Воспитатель: Ребята, чтобы нам не было скучно в полете, давайте подумаем, как мы будем рассказывать Лилу о зиме? Какие слова будем использовать в своих рассказах?

Д\И «Зимние слова».

-Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая?

(Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, холодная, красивая)

-Какой лес зимой?

(спящий, дремучий, густой, неподвижный, волшебный, таинственный, суровый).

-Какой снег?

(Белый, пушистый, серебристый, чистый, искристый, холодный, легкий, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, скрипучий).

- Какие снежинки?

(ажурные, серебристые, нежные, холодные, кружевные, легкие, белые)

-Лед, какой?

(Прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, стеклянный, голубой, скользкий, гладкий)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы рассказать Лоло о зиме. Приготовиться к посадке!

(Посадка – гул самолета).

Воспитатель: Вот мы и на месте. Посмотрите вокруг и скажите, как вы поняли, что попали именно в жаркую страну.

Дети в своих ответах обращают внимание на животных и растительность характерную именно для жаркого климата (жираф, носорог, тигр, лев, зебра, пальмы, кактусы, разноцветные попугаи, кокосы). Сравнивают с растительностью и животным миром нашей страны.

Из-за ширмы выходит девочка папуас – Лилу.

Лилу: Здравствуйте, ребята! Вы, случайно, не из России? Вы получили мое письмо и приехали рассказать мне о зиме?

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Лилу о зиме.

(Рассказы детей)

Воспитатель: А мы не только расскажем, но и покажем тебе зимние развлечения!

Физкультминутка.

 

Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

(Дети, собираются в кружок, поднимают руки вверх и медленно опускают их, подражая падающему снегу)

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

(Становятся друг за другом и бегут по кругу, руки сзади).

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег,

Кружит, падает на всех.

(Идут по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж).

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Кукла вышла лучше всех.

(Наклоняются и показывают, как лепят куклу).

Ребенок: А самое веселое зимнее развлечение – это игра в снежки.

Воспитатель: Давайте поиграем в снежки.

(звучит песня В. Толкуновой «Кабы не было зимы..» - дети играют в снежки)

Детки к вечеру устали,

Все в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег,

Спят ребятки крепче всех.

(Садятся на корточки, руки под щечку – спят).

 

Лилу: Как здорово вы рассказываете и показываете мне про зиму. Мне даже стало немножко холодно. Б-р-р. Теперь я вижу насколько зима замечательное, прекрасное и красивое время года. А главное, веселое время года.

Воспитатель: Дорогая Лилу, мы приехали к тебе не с пустыми руками. Мы хотим подарить тебе зимний альбом, в котором все наши рассказы и рисунки о зиме.

Лилу: Большое вам спасибо, ребята! Я рада, что у меня появились такие замечательные друзья как вы. У меня для вас тоже есть подарок. Я хочу подарить вам фрукты, которыми славится моя страна.

Воспитатель: Спасибо тебе, Лилу. К сожалению, нам пора возвращаться обратно. До свидания.

Воспитатель приглашает детей в самолет (слышится шум самолета – взлет)

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше замечательное и увлекательное путешествие. Надеюсь, всем вам понравилось. Ребята, посмотрите в иллюминатор, кажется, показалась внизу наша страна. Кстати, вы не забыли за время своего путешествия, как она называется? Расскажите, что вы видите?

Дети смотрят в окно и рассказывают.

Воспитатель: Пора на посадку. Приготовится!

Воспитатель: Вот мы и дома. Вы рады? Теперь можно отведать гостинцы Лилу. А для этого, после долгого путешествия, что необходимо сделать?

Дети бегут мыть руки, после чего садятся за столы, где их ждет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей подготовительной группы.

Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность....

План – конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема «Зимние мотивы».

Проблема: «Художественное своеобразие зимы как времени года и литературные фантазии детей».Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности русской зимы.Цель: развитие творческих способ...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятия по развитию речи "Зимние забавы" во второй младшей группе

Занятие обогащает и закрепляет представления детей о зимнем времени года и забавах детей зимой. Используемые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи, внимания, мышления, моторики, во...

Конспект комплексного интегрированного занятии по развитию речи в подготовительной группе «Зимние забавы»

Предварительная работа: Беседа «Как узнать зиму?»Рассматривание картин о зиме, зимних явлениях.Беседа о жизни зверей в зимнем лесу и их приспособленности к зимнему периоду «Как зимуют лесные звери?», ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Зимняя прогулка»

Цели:1. Комплексное решение воспитательно - образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях взаимодействия воспитателя и учителя - логопеда.2.Закрепить знания детей по лексической теме &la...