Истоки этикета
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Итоговое познавательно-речевой занятие «Истоки этикета»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_etiketa.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое познавательно-речевой занятие «Истоки этикета»
Цель:
1. Закрепить знания детей о старинном русском обычае – гостеприимстве, через пословицы и поговорки.
2. Упражнять детей в чтении слов по слогам.
3. Развивать навыки культурного поведения за столом во время чаепития.
4. Воспитывать культуру поведения через познавательную и речевую деятельность.
Материал:
Мини-музей «Русская изба», куклы Марья и Иван, конверты с пословицами о гостеприимстве, игра «Освободи богатыря», машина времени, обруч, чайный сервиз, стол, 5 стульев, муляжи кондитерских изделий, «Дерево воспитанности», листики зеленые и красные с правилами разрешающими и запрещающими, головной убор – цилиндр.
Ход занятия.
- Вводная часть.
Ритуал начала занятия «Доброе утро»
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что за чудеса, кто-то оставил свой головной убор у нас в группе. Какой он необычный, в наши времена такие не носят. Как он называется? (Цилиндр)
А кто же носил такие головные уборы? (Джентльмены).
- Да не повезло владельцу, наверно расстроился. А давайте с вами попробуем найти этого незнакомца и вернуть ему его цилиндр. Но для этого нам надо попасть в прошлое. Посмотрите, что за чудо-машина стоит у нас в группе. Это машина времени – на ней мы и отправимся в прошлое.
- Давайте прочитаем, как ей пользоваться (дети встают в круг и «улетают в прошлое)
- Основная часть
1.Старорусские времена.
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- Ребята, вы так активно нажимали на кнопки так, что, по-моему, мы перелетели и попали в старорусские времена. Вот и хозяева русской избы нас встречают Иван да Марья. Странно, стоят, молчат. Вот так здравствуйте. Они забыли русский обычай, а какой, мы сейчас узнаем, выполнив задание.
Задание: в конвертах лежат слова русских пословиц о гостеприимстве. Надо сложить слова по порядку, чтобы получилась пословица. Инструкция: слова в конвертах перемешались. Составьте из слов пословицу о русском обычае.
- Молодцы, ребята, прочитайте, какие пословицы у вас получились.
(Дети читают пословицы и объясняют смысл)
- О каком обычае идет речь в этих пословицах? (О гостеприимстве)
- Как гостеприимный хозяин в старорусское время встречал своих гостей? (с хлебом солью и поклоном, а гости в ответ кланялись и приветствовали хозяев)
- А вы знаете, почему гостей встречали с хлебом и солью? (в то время соль являлась очень дорогим продуктом, и хозяева, угощая гостей солью, давали им понять, что они долгожданные люди для них)
- Молодцы, напомнили Марье и Ивану, как гостей встречать надо.
- Но, что-то Марья и Иван не очень то веселые, знаете почему. Спрятали недруги их защитника и не выпускают, теперь некому защищать их родную землю от врагов. Давайте поможем им спасти воина.
Задание «Освободи богатыря». Инструкция: спасти героя можно, заполнив пустые клеточки. Подберите слова к картинкам (шлем, меч, щит, конь)
- Кого, ребята, вы спасли? (богатыря)
- Вот вам, Иван да Марья, защитник-богатырь:
В ……………. шлеме,
С …………….мечом,
С…………….щитом,
На…………..коне.
Сильный, могучий…………………(продолжают дети)
- Ну, что, можем мы оставить в этом времени цилиндр? Тогда попрощаемся и продолжим наши поиски. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.
Но перед полетом, давайте сил наберемся.
Физкультминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
2. «Встреча с Джентльменом»
Джентльмен: Доброе утро, господа! Я так долго ждал, когда ко мне приедут гости. Приглашаю вас на грандиозное чаепитие (указывает на не накрытый стол).
- Спасибо, вам сер, большое! Вот только стол у вас почему-то не накрыт.
Джентльмен: ну, это не беда. Я думаю, вы мне поможете накрыть на стол, именно к чаепитию. Я буду вам благодарен.
(Дети помогают накрыть правильно на стол. Обсуждают правильность своих действий. Усаживаются и обсуждают правила поведения за столом во время еды).
- А вы знаете почему у нас на столе стоит молочник? В Англии во время церемонии чаепития, леди и джентльмены добавляли не молоко в чай, а наоборот в молоко чай.
-Как называются правила правильного поведения? (этикет)
- Откуда произошел этикет?
- Давайте поблагодарим за гостеприимство нашего незнакомца. Да, кстати, не вы ли, сер, оставили случайно у нас свой головной убор?
- Да, спасибо огромное.
- Пожалуйста, до свидания!
- Ну что ж, добрых дел вы сделали не мало. Молодцы, теперь пора возвращаться в свое время.
3. «Возвращение в детский сад»
- Ребята, посмотрите, пока мы путешествовали во времени, у нас появилось в группе волшебное дерево. Это дерево не простое, называется оно древом воспитанности. Давайте поможем ему распуститься. Ой, а на листиках что-то написано (Читаем правила поведения на всю жизнь. Те правила, которые мы принимаем, развешиваем на дерево. А те, которые не принимаем, остаются опавшими)
- Во все времена существовали сначала обычаи, потом появились правила этикета. А мы с вами будем соблюдать правила, которые нам подсказывает наше воспитанное дерево. Эти правила вам пригодятся в школе и в дальнейшей жизни. Если вы будете их всегда выполнять, вы вырастете воспитанными людьми.
- А вы взрослые, с нами согласны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...
Транспортный этикет, словарь этикета
Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...
Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.
Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете
Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...