Словесные игры
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Петрова Анна Николаевна

Картотека словесных игр для развития речевой активности детей и формирования словарного запаса, которые можно исрользовать в утренние и вечерние часы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_igry.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Горький – сладкий

Зайчонок очень любил сладкое, он лежал на поляне и ел конфету. А вечером мама Зайчиха дала ему горькое лекарство. Пока Зайчонок лежал в кроватке, он представлял себе разную еду и сравнивал, какая слаще, а какая горче.

Конфета сладкая, а горчица…

Лекарство горькое, а варенье…

Редька горькая, а морковка…

Лук горький, а пирожное…

Яблоко сладкое, а чеснок…

         Старый – молодой

К Зайчонку приехал дедушка Заяц.

-Дедушка, здравствуй!-обрадовался Зайчик и начал скакать.

_Как ты весело скачешь, жаль я так не могу, -огорчился дедушка.

- Почему?

- Потому что ты молодой, а я уже старенький.

Послушай предложения и подбери слова.

Сосёнка молодая, а сосна…

Внучка молодая, а бабушка…

Дуб старый, а дубок…

Дедушка старый, а внук…

          Лёгкий – тяжёлый

Зайчик с попугаем спорили, кто легче. Помоги им разрешить спор. Закончи предложение.

Медведь тяжёлый, а заяц…

Арбуз тяжёлый, а слива…

Ковёр тяжёлый, а коврик…

Подушка лёгкая, а одеяло…

Облако лёгкое, а туча…

Воздушный шарик лёгкий, а кирпич…

Платье лёгкое, а пальто…

Стул лёгкий, а диван…

Книга тяжёлая, а тетрадь…

Бегемот тяжёлый, а воробей…

Ведро тяжёлое, а блюдце…

Камень тяжёлый, а яблоко…

Щенок лёгкий, а собака…

Противоположные слова

Помоги Зайчику закончить предложение.

Нож тупой, а топор…

Трамвай медленный, а самолёт…

Стул жёсткий, а диван…

Птицы полезные, а гусеницы…

Чашка полная, а стакан…

Дорога прямая, а тропинка…

Собака умная, а щенок…

Камень на дороге сухой, а в луже

Пальто зимнее, а шорты…река меленная, а ручеёк…

Черепаха медленная, а заяц…

Колодец глубокий, а лужа…

Зайчик делает сок

Зайчик угощал своих друзей соком из яблок, из груш, из томатов. Помоги Зайчику назвать, какие соки у него получились.

*сок из яблок – яблочный

сок из земляники….

Из клубники…

Из черники…

Из брусники…

Из груш….

Из слив….

 Из персиков…

Из абрикосов….

Из вишни…

Из черешни…

Из малины…

Из смородины….

Из облепихи…

Из клюквы…

Из огурцов…

Из какусты…

Из свеклы…

Из картофеля…

Из арбуза…

Из винограда…

Из моркови…

Из томатов…

Что лучше, что хуже?

Закончи предложение по образцу.

* суп вкусный, а конфета вкуснее

вода прозрачная, а стекло…

нить длинная, а канат…

осень холодная, а зима…

яблоко румяное, а щека…

фильм интересный, а книга…

подруга милая, а сестра…

ландыш белый, а снег…

весной светло, а летом …

*дерево твёрдое, а камень твёрже

серебро дорогое, а золото…

коса тугая, а нить…

ремень узкий, а ремешок…

избушка низкая, а забор …

брат молодой, а сестра…

Закончи предложение по образцу

*подушка мягкая, а вата мягче.

Луна ярче, а солнце…

Клубника мелкая, а земляника…

Осенью дни короткие, а зимой…

Чемодан лёгкий, а сумка…

*суп густой, а каша гуще

конфета сладкая, а мёд…

медведь толстый, а слон…

у Вани руки чистые, а у сестры…

трава в лесу сухая, а на лугу…

хомяк маленький, а мышка…

Что потеряли животные?

Животные растеряли свои уши, хвосты и лапы. Помоги правильно назвать всё, что потеряли звери.

*волк-лапа волчья, хвост волчий, уши волчьи.

Медведь, лиса, заяц, белка, барсук, олень, лось, рысь, лев, тигр, крокодил, кошка, собака, лошадь, корова, осёл, коза, овца.

  Найди лишнее

Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор.

Шёлковый, ситцевый, шерстяной, чистый.

Зелёный, красный, синий, берёзовый.

Квадратный, пёстрый, овальный, треугольный.

Храбрый, смелый, ягодный, отважный.

Деревянный, пластмассовый, розовый, железный.

Кислый, круглый, сладкий, солёный.

Ягодный, берёзовый, дубовый, еловый.

Весёлый, грустный, стеклянный, радостный.

Закончи предложение.

Зайчик готовил домашнее задание. Упражнение было трудным. Помоги Зайчику справиться с заданием. Закончи предложения.

*Капризная девочка ведёт себя (как?) капризно.

Приветливый человек говорит (как?)…

Неуклюжий медвежонок ходит…

Кривая берёзка стоит…

Хитрая лисичка смотрит…

Смешной котёнок играет…

Злой волк глядит…

Интересную книгу читать….

Свирепый ураган налетел…

Спокойная черепаха ползёт…

Сильный дождь идёт…

Лёгкий ветерок дует…

Собери предложение

Послушай внимательно слова и поставь их в правильном порядке, чтобы у тебя получилось предложение.

Дети, горку, из, снега, сделали.

Под, скрипит, ногами, снег.

Сосна, у, нашего, растёт, дома.

Снежинки, дети, из, делают, бумаги.

Окнах, на, зимние узоры.

Из, птица, улетает, леса.

Я, прогулки, с, домой, вернулся.

Прилетели, с, весной, ласточки, юга.

С, сосульки, крыши, капают.

Летом, в, купался, реке, я.

На, ловил, поляне, сачком, бабочек.

В, собирал, лесу, сладкие, ягоды.

На, ловил, пруде, рыбу.

Осенью, на, птицы, улетают, юг.

По, барабанит, крыше, дождь.

Путаница

Послушай предложение и скажи, что неправильно.

-Мама стирает сына в ванне.

-кошка моет котёнка.

-Мама моет бельё в стиральной машине.

-Девочка кладёт розы в вазу.

-Мальчик ставит карандаши на стол.

-Я накладываю в тарелку суп.

-Папа кладёт  тарелку в раковину.

-Я ставлю рукавицы в карман.

-Мама включает форточку.

-Девочка открывает свет.

«Что полезно, а что вредно?»

Помоги зайчику определить, что делать вредно, а что полезно?

Рано вставать.

Поздно вставать.

Купаться и плескаться.

Подушкой вытераться.

Сытно поесть.

У телевизора сесть.

Лёжа одеваться.

На диване валяться.

Ворон считать.

В доме прибрать.

Кота обижать.

Идти рисовать.

Книги читать.

С друзьями играть.

Маме помогать.

Посуду мыть.

В магазин сходить.

Цветы полить.

Кота накормить.

«Исправь ошибку»

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идёт по машине.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несёт сумку в капусте.

Пол ударился о мячик.

Верёвочка прыгала через девочек.

Дерево спряталось под ящерицу.

Конура залезла в собаку.

Лужа перепрыгнула через меня.

Стул залез под котёнка.

«Для чего и для кого?»

Закончи предложение

Чайник нужен для …..(чая)

Кофейник…..

Салатник….

Конюшня…

Коровник…

Курятник…

Обезьянник…

Скворечник….

Свинарник…

«Назови ласково»

-ик-

дом, двор, лист, нос, хвост, корабль, мост, зуб, таз, бант, зонт, нож, сад, слон, ковёр, гвоздь, дождь, ковш, бинт, ключ.

-очка-

кость, тумба, роза, ветка, гора, палки, лавка, миска, кофта, лампа, лента, пятка, сумка, лапа, вилка.

-ка-

шоколад, вата, пена, паутина, мармелад, редис, земляника, малина, смородина, клубника, рыба, лошадь, корова, шуба, дорога, берёза.

-ина-

солома, виноград, трава, рыба, клюква, мармелад, картофель,

бусы, изюм, град.

-инка-

дождь, икра, пух, пыль, снег, роса, жир, крупа, лёд, песчинка, кровь, слеза, трава, сор.

        «Наоборот»

вполз – выполз

вЪехал –

заносит-

согнул-

открывает-

включает-

залетает-

насыпал-

привёз-

прибежал-

впустил-

закопал-

завязал-

закрутил-

собрал-

приклеил-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в словесные игры

Своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем.»Ин...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....