Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности
статья по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сце ническое искусство и осуществлять разные по характеру творче ские действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствова ния эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реаль ной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в сле дующем:
• у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрос лыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);
• наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомле ния с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформлен ного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;
• театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для созда ния образа средств выразительности и др.;
• отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрали зованной деятельности.
Возникает противоречие: между признанием ис кусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмо циональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):
- овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец);
- опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литера тура и др.);
- обеспечение возможности детям дошкольного возраста про являть способность и потребность к импровизации — в изобра зительном (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музыкальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве;
- достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представ лений;
- полноценность и глубина восприятия ребенком литератур ного произведения, предназначенного для драматизации;
- способность ребенка управлять своими чувствами, подчи нять им игровые действия.
Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;
- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.
На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:
• формирование представлений о театре, эмо ционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходи мо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, соци альным значением, самим зданием и интерьером;
• подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание деть ми средств образной выразительности, с помощью которых арти сты передают образ;
• формирование представлений о театральных профес сиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;
• ознакомление с правилами поведения в уч реждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формиру ющих нравственную сторону взаимодействия с учреждением ис кусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».
После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».
При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.
С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Материал позволяющий развивать артистизм и творческие способности у детей дошкольного возраста....
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.
Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности
Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотнош...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И
Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...
Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности
Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированной у них готовности подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положител...
Городской семинар из опыта работы "Приобщение детей дошкольного возраста к театральному искусству" 2019г.
27.03.2019...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...