«Формирование речи дошкольников младшего (среднего, старшего) возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая,средняя,старшая группа) на тему
Конспекты занятий по лексической теме "Лето", для детей второй младшей, средней, старшей логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование речи дошкольников.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
- Вторая младшая группа
Конспект занимательной деятельности по лексической теме «Лето» (развитие словаря).
Задачи: учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, правильно употреблять глаголы, формировать общее представление о лете, его характерных признаках, вслушиваться в речь, выполнять инструкции, различать цвета; расширять словарь по теме; развивать артикуляционный аппарат, память, мышление, зрительное восприятие, закрепление артикуляции гласных звуков.
Оборудование: бабочки, бумажные цветы разного цвета, картинки с изображение признаков лета, сюжетные картинки, предметные картинки, мяч.
Ход деятельности
- Организация детей на занятие.
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик - трубочка», «Блинок», «Маляр». Игра «Узнай звук по артикуляции».
- Основная часть.
Игровой момент: Логопед показывает, что летит бабочка (которая прикреплена на тонкую палочку), красиво и плавно размахивая крыльями. И что к детям тоже прилетели бабочки (раздает бабочек разных цветов).
Дыхательная гимнастика «Сдуй бабочку», далее рассказывает детям, что бабочки очень любят отдыхать на цветах.
- А в какое время у нас появляются цветы? Когда прилетают бабочки? Почему они прилетают летом, а не зимой?
Игра «Найди для бабочки цветок» (по цвету)
Физкультминутка «Бабочка»
Вот летает бабочка
Желтая, как лампочка,
Крылышками машет,
Нам цветок покажет.
Рассматривание сюжетных картин по теме «Лето» и объяснение детям, чем лето отличается от других времен года.
Игра «Чего (кого) много летом?». Вместе с детьми логопед выясняет - чего (кого) много летом (выставляя на наборном полотне картинки). Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, птичек, жучков и т.д.
Игра «Что (кто) делает? » (с мячом). Солнце что делает? Дети в озере что делают? Бабочка что делает? и т.д.
- Заключительная часть.
О чем мы сегодня с вами говорили? О каком времени года? Как люди одеваются летом? Что они делают летом? Какие насекомые прилетают? Кто в гости к вам прилетал?
- Средняя группа
№1. Конспект занимательной деятельности по лексической теме «Лето» (развитие словаря)
Задачи: расширить словарь по теме; развивать умение в подборе слов – признаков, слов – действий, речь с движением, звуковую сторону речи, учить подбирать предметы к признакам, слова – антонимы (по картинкам).
Оборудование: картинки со словами – антонимами, мяч, платочек, картинки с изображением времен года.
Ход деятельности
- Организация детей на занятие.
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...(Лето)
Игра с мячом « Назови признаки лета»
- Основная часть.
- О каком времени года мы будем сегодня говорить?
Игра «Подбери слова» (логопед задает вопросы о лете).
- Какое бывает лето? (жаркое, прохладное, дождливое, веселое)
- Какая погода бывает летом? (жаркая, ясная, ветреная, солнечная)
- Лето что делает? (наступает, приходит, радует, цветет)
- После какого времени года наступает лето? (после весны)
- Сколько месяцев длится лето? Назовите их (июнь, июль, август.).
Игра «Назови не ошибись» (рисунки с изображением времен года, расположены в хаотичном порядке, дети должны их правильно разложить).
Физкультминутка «Ручеек»
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал,
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал.
Игра «Скажи со словом «летний» (с платочком)
Летний - (вечер, день, месяц и т.д.)
Летняя - (одежда, обувь, ночь, погода и т.д.)
Летнее - (платье, утро, солнце и т.д.)
Игра «Наоборот».
Зима – (лето), день - (ночь), солнечная погода – (пасмурная), ветреный день – (тихий) и т.д.
Игра «Повтори правильно»
Радуга – дуга – дуга,
Осветила ты луга,
На небе повисла,
Будто коромысло.
- Заключительная часть.
Что нового вы узнали? Какие признаки лета вы мне можете назвать?
№2. Конспект занимательной деятельности по лексической теме «Лето» (развитие связной речи). Продолжение
Задачи: Учить детей составлять небольшой рассказ по опорным картинкам; закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы, правильно употреблять в речи предлог - под-; фонетическое восприятие, координацию движение, сенсорное восприятие, ориентирование в пространстве, внимание и память.
Оборудованием: опорные картинки, листы бумаги , карандаши
Ход деятельности
- Организация детей на занятие.
Детям предлагается назвать признаки лета и сесть на стульчик.
Психоречевая гимнастика (отстучать карандашом ритм стихотворения)
Все вокруг зазеленело,
Заалело и запело.
- Основная часть.
Составление предложений (по опорным картинкам). Выставляются на доске картинки и показываются детям, объясняется, как нужно составлять предложения.
Ромашка растет под деревом.
Цветок растет под окном.
Гриб растет под елкой.
Зайка сидит под кустом и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Лето» (загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
Составление по опорным картинкам рассказа «Лето».
«Наступило лето. На небе светит солнышко. Стало жарко. Выросла травка. Деревья стали зелеными. На них много листочков. Выросли цветы. В лесу много ягод и грибов. Летают бабочки, жуки. Ползают муравьи, червяки. Поют птички. Дети купаются в речке, катаются на самокате. Люди носят шорты, сарафаны. Хорошо летом!»
Физкультминутка «Цветики»
Землю мы копали,
Цветики сажали.
Чтобы цветики цвели,
Мы их поливали.
Ай- лю – ли, ай – лю – ли,
Цветики у нас цвели.
Сенсорное развитие « Ковер». Детям предлагается нарисовать ковер, лист бумаги поделен на четыре части. Дети рисуют в каждом квадрате цветок определенного цвета. И затем, рассказывают о своей работе.
- Заключительная часть
Чему сегодня вы учились? Что интересного вы узнали и делали?
3.Старшая группа
№1. Конспект занимательной деятельности по лексической теме «Лето» (обучение рассказыванию).
Задачи: Обобщать и систематизировать знания детей о времени года - лето, его характерных признаках, названиях летних месяцев; учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образовывать относительные прилагательные; умению пересказывать; развивать моторику и координацию движений.
Оборудование: сюжетные картинки о лете, листы бумаги, краски, кисти, мяч.
Ход деятельности
- Организация детей на занятие.
- Сядет тот, кто скажет ласково.
Солнце – солнышко, лес – лесок, река – речка, цветы – цветочки, ягода – ягодки и т.д.
- Основная часть.
Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
- О каком времени года мы сегодня с вами будем говорить?
Игра « Чего не бывает летом?» Образец ответа: « Летом не бывает метели (листопада, вьюги, мороза, снегопада).
- Назовите летние месяцы.
- Назовите саамы жаркий летний месяц.
Чтение рассказа «Летний день»
Летом стоят самые долгие дни. Ярко светит солнышко. Тепло. Деревья покрылись зеленой листвой. Поют птицы, цветут цветы. В лесу растет много грибов и ягод. Много порхает бабочек, золотистая пчелка собирает мед, Запасливая белка таскает в дупло орехи.
- Назовите отличительные признаки лета.
- Как одеваются люди летом? Почему?
- Кого и что можно увидеть летом в лесу?
Игровой момент. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.
Был тугим он кулачком,
А разжался - стал ………(цветком).
Дети рисуют отгадку
Физкультминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Игра «Скажи, какой, какое, какая» (с мячом).
Лето – летний, солнце – солнечный, дождь – дождливый, звезда – звездная, небо – небесный и т.д.
Повторное чтение рассказа «Летний день»
Пересказ рассказа детьми(1-3 человека)
- Заключительная часть
- О каком времени года мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? После какого времени года приходит лето?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»(младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).
В основу программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон " Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" (для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)....
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Развивать звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить узнавать животное по описанию, подбирать гла...
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
Побуждать детей строить короткие описательные рассказы, составлять загадки; строить предложения разной грамматической структуры; образовывать форму глагола в повелительном наклонении и наименования де...
Формирование речи дошкольников младшего возраста
2 младшая группа «Формирование речи дошкольников младшего возраста» «В гости к дедушке и бабушке» Цель: Формировать умение подбирать слова, противопол...
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 1. Величина. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
Картотека с описание дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических понятий. В 1 части представлены игры и упражнения по формированию такого понятия, как Величина. Игры пре...
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 2. Ориентировка во времени. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
В данной картотеке представлены игры и упражнения на разные возрастные группы дошкольников по формированию элементарного математического понятия "Ориентировка во времени"....
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 3. Количество и счёт. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 3. Количество и счёт. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)Содержание: Колич...