«Формирование речи дошкольников младшего (среднего, старшего) возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая,средняя,старшая группа) на тему

Конспекты занятий по лексической теме "Лето", для детей второй младшей, средней, старшей логопедической группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Вторая младшая группа

Конспект занимательной деятельности по лексической теме «Лето» (развитие словаря).

Задачи: учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, правильно употреблять глаголы, формировать общее представление о лете, его характерных признаках, вслушиваться в речь, выполнять инструкции, различать цвета; расширять словарь по теме; развивать артикуляционный аппарат, память, мышление, зрительное восприятие, закрепление артикуляции гласных звуков.

Оборудование: бабочки, бумажные цветы разного цвета,  картинки с изображение признаков лета, сюжетные картинки, предметные картинки, мяч.

Ход деятельности

  1. Организация детей на занятие.

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик - трубочка», «Блинок», «Маляр». Игра «Узнай звук по артикуляции».

  1. Основная часть.

Игровой момент: Логопед показывает, что летит бабочка (которая прикреплена на тонкую  палочку), красиво  и плавно размахивая крыльями. И что к детям тоже прилетели бабочки (раздает бабочек разных цветов).

Дыхательная гимнастика «Сдуй бабочку», далее рассказывает детям, что бабочки очень любят отдыхать на цветах.

- А в какое время у нас появляются цветы? Когда прилетают бабочки? Почему они прилетают летом, а не зимой?

Игра «Найди для бабочки цветок» (по цвету)

Физкультминутка «Бабочка»

Вот летает бабочка

Желтая, как лампочка,

Крылышками машет,

Нам цветок покажет.

Рассматривание сюжетных  картин по теме «Лето» и  объяснение детям, чем лето отличается от других времен года.

Игра «Чего (кого) много летом?».  Вместе с детьми  логопед выясняет -  чего (кого) много летом (выставляя на наборном полотне картинки). Летом много цветов,  грибов, бабочек, листочков, птичек, жучков и т.д.

Игра «Что (кто) делает? » (с мячом). Солнце что делает? Дети в озере что делают? Бабочка что делает? и т.д.

  1. Заключительная часть.

О чем мы сегодня с вами говорили? О каком времени года? Как люди одеваются летом?  Что они делают летом? Какие насекомые прилетают? Кто в гости к вам прилетал?

  1. Средняя группа

№1. Конспект занимательной деятельности по лексической теме «Лето» (развитие словаря)

Задачи: расширить словарь по теме; развивать умение в подборе слов – признаков, слов – действий, речь с движением, звуковую сторону речи, учить подбирать предметы к признакам, слова – антонимы (по картинкам).

Оборудование: картинки со словами – антонимами, мяч, платочек, картинки с изображением времен года.

Ход деятельности

  1. Организация детей на занятие.

 Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться ...(Лето)

Игра  с мячом « Назови признаки лета»

  1. Основная часть.

- О каком времени года мы будем сегодня говорить?

Игра «Подбери слова» (логопед задает вопросы о лете).

- Какое бывает лето? (жаркое, прохладное, дождливое, веселое)

- Какая погода бывает летом? (жаркая, ясная, ветреная, солнечная)

- Лето что делает? (наступает, приходит, радует, цветет)

- После какого времени года наступает лето? (после весны)

- Сколько месяцев длится лето? Назовите их (июнь, июль, август.).

Игра «Назови не ошибись» (рисунки  с изображением времен года, расположены в хаотичном порядке, дети должны их правильно разложить).

Физкультминутка «Ручеек»

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал,

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал.

Игра «Скажи со словом «летний» (с платочком)

Летний -   (вечер, день, месяц и т.д.)

Летняя -    (одежда, обувь, ночь, погода и т.д.)

Летнее -    (платье, утро, солнце и т.д.)

Игра «Наоборот».

Зима – (лето), день - (ночь), солнечная погода – (пасмурная), ветреный день – (тихий) и т.д.

 Игра «Повтори правильно»

Радуга – дуга – дуга,

Осветила ты луга,

На небе повисла,

Будто коромысло.

  1. Заключительная часть.

Что нового вы узнали? Какие признаки лета вы мне можете назвать?

№2. Конспект занимательной деятельности по лексической теме «Лето» (развитие связной речи). Продолжение

Задачи: Учить детей составлять небольшой рассказ  по опорным картинкам; закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы, правильно употреблять в речи предлог  - под-; фонетическое восприятие, координацию движение, сенсорное восприятие, ориентирование в пространстве, внимание и память.

Оборудованием: опорные картинки, листы бумаги , карандаши

Ход деятельности

  1. Организация детей на занятие.

Детям предлагается назвать признаки лета и сесть на стульчик.

Психоречевая  гимнастика (отстучать карандашом ритм стихотворения)

Все вокруг зазеленело,

Заалело и запело.

  1. Основная часть.

Составление предложений (по опорным картинкам). Выставляются на доске картинки и показываются детям, объясняется,  как нужно составлять предложения.

Ромашка растет под деревом.

Цветок растет под окном.

Гриб растет под елкой.

Зайка сидит под кустом и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Лето» (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

 Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

 

Составление по опорным картинкам рассказа «Лето».

«Наступило лето. На небе светит солнышко. Стало жарко. Выросла травка. Деревья стали зелеными. На них много листочков. Выросли цветы. В лесу много ягод и грибов. Летают бабочки, жуки. Ползают муравьи, червяки. Поют птички. Дети купаются в речке, катаются на самокате. Люди носят шорты, сарафаны. Хорошо летом!»

Физкультминутка «Цветики»

Землю мы копали,

Цветики сажали.

Чтобы цветики цвели,

Мы их поливали.

Ай- лю – ли, ай – лю – ли,

Цветики у нас цвели.

Сенсорное развитие « Ковер». Детям  предлагается нарисовать ковер, лист бумаги поделен на четыре части. Дети рисуют в каждом квадрате цветок определенного цвета. И затем, рассказывают о своей работе.

  1. Заключительная часть

Чему сегодня вы учились? Что интересного  вы узнали и делали?

3.Старшая группа

№1. Конспект занимательной деятельности по лексической теме «Лето» (обучение рассказыванию).

Задачи: Обобщать и  систематизировать знания детей о времени года -  лето, его характерных признаках, названиях летних месяцев; учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образовывать относительные прилагательные; умению пересказывать; развивать моторику и координацию движений.

Оборудование: сюжетные картинки о лете, листы бумаги, краски, кисти, мяч.

Ход деятельности

  1. Организация детей на занятие.

- Сядет тот, кто скажет ласково.

Солнце – солнышко, лес – лесок, река – речка, цветы – цветочки,  ягода – ягодки и т.д.

  1. Основная часть.

Оно за весною к нам в гости идет,

С собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

- О каком времени года мы сегодня с вами будем говорить?

Игра « Чего не бывает летом?» Образец ответа: « Летом не бывает метели (листопада, вьюги, мороза, снегопада).

- Назовите летние месяцы.

- Назовите саамы жаркий летний месяц.

Чтение рассказа «Летний день»

Летом стоят самые долгие дни. Ярко светит солнышко. Тепло. Деревья покрылись зеленой листвой. Поют птицы, цветут цветы. В лесу растет много грибов и ягод. Много порхает бабочек, золотистая пчелка собирает мед, Запасливая белка таскает в дупло орехи.

- Назовите отличительные признаки лета.

- Как одеваются люди летом? Почему?

- Кого  и что можно увидеть летом в лесу?

Игровой момент. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Был тугим он кулачком,

 А разжался - стал ………(цветком).

Дети рисуют отгадку

Физкультминутка  «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Игра «Скажи,  какой, какое, какая» (с мячом).

Лето – летний, солнце – солнечный, дождь – дождливый, звезда – звездная, небо – небесный и т.д.

Повторное чтение рассказа «Летний день»

Пересказ рассказа детьми(1-3 человека)

  1. Заключительная часть

- О каком времени года мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? После какого времени года приходит лето?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»(младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).

В основу программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон " Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" (для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)....

«Формирование речи дошкольников младшего возраста»

Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Развивать звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить узнавать животное по описанию, подбирать гла...

«Формирование речи дошкольников младшего возраста»

Побуждать детей строить короткие описательные рассказы, составлять загадки; строить предложения разной грамматической структуры; образовывать форму глагола в повелительном наклонении и наименования де...

Формирование речи дошкольников младшего возраста

2 младшая группа «Формирование речи дошкольников младшего возраста»  «В гости к дедушке и бабушке» Цель: Формировать умение подбирать слова, противопол...

Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 1. Величина. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)

Картотека с описание дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических понятий. В 1 части представлены игры и упражнения по формированию такого понятия, как Величина. Игры пре...

Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 2. Ориентировка во времени. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)

В данной картотеке представлены игры и упражнения на разные возрастные группы дошкольников по формированию элементарного математического понятия "Ориентировка во времени"....

Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 3. Количество и счёт. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)

Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 3. Количество и счёт. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)Содержание: Колич...