Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 2. Ориентировка во времени. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
картотека по математике
В данной картотеке представлены игры и упражнения на разные возрастные группы дошкольников по формированию элементарного математического понятия "Ориентировка во времени".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий.
Часть 2. «Ориентировка во времени»
Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
Младшая группа
1. «Когда это бывает» (части суток)
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Ход. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например, «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
2. «Детский сад»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Материал. Мяч.
Ход. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .
Мы делаем зарядку…
Мы занимаемся…
Аналогично можно проводить игру о временах года. (усложнённый вариант)
Средняя группа
1. «Когда это бывает»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.
Оборудование. картинки по временам года.
Ход: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот, на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
2. «Назови пропущенное слово»
Цель: закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Ход: Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: "Солнышко светит днем, а луна ….". Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую "Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …", "Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет весна, а весну …".
Старшая группа
1. «День и ночь»
Цель: закреплять знания детей о частях суток.
Ход: Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.
Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.
Вариант № 3. Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».
2. «Какой день недели»
Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.
Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.
Много разных дней недели
Птицы нам про них пропели
В понедельник соловей
Пел, что нет прекрасней дней
А во вторник пела птица-
Желтобокая синица
Ворон каркнул, что всегда
Лучшим днем была среда
Воробей чирикать стал
Что в четверг он в лес летал
Две голубки ворковали
Воскресенье обсуждали
Птички дни недели знают
Нам запомнить помогают
Подготовительная группа
1. «Так бывает или нет»
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»
2. «Часы и время»
Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.
Оборудование: Циферблаты, изготовленные из дисков с наклеенными цифрами.
Карточки и изображением времени. Минутная и секундная стрелочки.
В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.
Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.
Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время - дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»(младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).
В основу программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон " Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" (для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)....
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование...
Методическая разработка "Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста"
Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих...
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 1. Величина. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
Картотека с описание дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических понятий. В 1 части представлены игры и упражнения по формированию такого понятия, как Величина. Игры пре...
Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка) на 2021/2025 учебный год
Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дош...
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 3. Количество и счёт. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 3. Количество и счёт. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)Содержание: Колич...
Дидактическая игра (изготовленная самостоятельно) по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: «Угости питомца».
Цель игры: совершенствовать навыки счета в пределах 10, выполняя простые арифметические действия на сложение и вычитание....