Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 1. Величина. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
картотека по математике
Картотека с описание дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических понятий. В 1 части представлены игры и упражнения по формированию такого понятия, как Величина. Игры представлены на каждом дошкольном возрастном периоде (младший, средний, старший, подготовительный)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_femp_velichina.docx | 279.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Часть 1. Величина
Дошкольники
(младший, средний, старший, подготовительный возраст)
Содержание:
Величина:
Карточка 1. «Три квадрата»;
Карточка 2. «Широкое – узкое;
Карточка 3. «Сбор фруктов»;
Карточка 4. «У кого хвост длиннее?»;
Карточка 5. «Сестрички идут по грибы»;
Карточка 6. «Найдём шарфики…»;
Карточка 7. «Посадим ёлочки в ряд»;
Карточка 8. «Кто быстрее подберёт коробки»
Дидактические игры на тему «Величина»
Младшая группа
1. «Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Оборудование: Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Содержание: Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу-вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.
2. «Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Содержание: Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами
Средняя группа
1. «Сбор фруктов»
Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Оборудование: яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок были одной величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.
Содержание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.
2. " У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Содержание: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
Старшая группа
1. «Сестрички идут по грибы»
Цель: закрепить умение соответствие 2-х рядов, находить пропущенный элемент ряда.
Материал: фланелеграф, 7 бумажных матрешек (от 6см до 14 см.), корзиночки (высотой от 2см до 5 см.). Раздаточный: тот же, только меньшего размера.
Ход игры: Сегодня мы будем играть, как сестрички идут в лес по грибы. Матрешки - это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребенка, который на фланелеграфе строит матрешек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», - говорит педагог.
Вызывает второго ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали.
Ребенок расставляет их в ряд и замечает, что к одной матрешке не хватило корзиночки.
Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночки. Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Одна остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку. В. Даст недостающую корзиночку, и ребенок ставит ее на место.
2. «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»
Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).
Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.
Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.
Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.
Подготовительная группа
1. «Посадим елочки в ряд»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.
Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.
Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
2. «Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Материал. 6-8 коробок разного размера.
Содержание: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»...
КОНСПЕКТ НОД по формированию элементарных математических представлений по тему: "На ферме" для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием инновационных технологий перфокарт
НОД для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием инновационных технологий перфокарт...
Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников»(младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа).
В основу программы положена парциальная программа Л.Г. Петерсон " Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" (для детей 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)....
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 2. Ориентировка во времени. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
В данной картотеке представлены игры и упражнения на разные возрастные группы дошкольников по формированию элементарного математического понятия "Ориентировка во времени"....
Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка) на 2021/2025 учебный год
Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дош...
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 3. Количество и счёт. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)
Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических понятий. Часть 3. Количество и счёт. Дошкольники (младший, средний, старший, подготовительный возраст)Содержание: Колич...
НОД по формированию элементарных математических понятий "Цвет и форма" в младшей группе
Занятие на формирование математических понятий "Цвет и форма" в младшей группе с помощью LEGO конструктора....